5 фактов о неандертальцах: как они связаны с Алтаем и почему их не считают предками людей

4 февраля 1857 года научной общественности впервые представили неандертальца. По некоторым параметрам "древний человек" схож с современными людьми, однако ученые считают неандертальцев "тупиковой ветвью эволюции" и не относят к нашим прямым предкам. Кто такие неандертальцы, в чем их особенности и как они связаны с Алтаем - читайте в материале altapress.ru.

Неандертальцы.

5 интересных фактов о неандертальцах

1. Неандертальцы были массивными и имели большой мозг. У них были широкое лицо, плечи и таз при росте 1,6-1,7 метра. Также их отличали тяжелая челюсть, покатый лоб, а затылок сильно выступал назад из-за большого мозга, пишет postnauka.ru. Он весил 1,5 кг, в то время как у современных людей — 1,2-1,4 кг. Считается, что широкие кости и сильные мышцы позволяли лучше сохранять тепло и выживать в суровых условиях.

Обнаруженный на Алтае "гибрид двух людей" попал в мировой рейтинг "Открытие года"

2. Неандертальцы могли быть каннибалами. По найденным останкам исследователи определили, что неандертальцы питались только мясом. По некоторым данным, они не брезговали падалью и могли есть больных животных.

Также ученые предполагают, что неандертальцы употребляли человеческое мясо. Такой вывод исследователи сделали на основе изучения останков из пещер в Хорватии и Бельгии. Это могло произойти из-за тяжелых условий жизни в Ледниковый период, пишет wiki.

3. Неандертальцы делили жилище на комнаты. К такому выводу пришли ученые Колорадского университета после исследования пещер Бальци-Росси в Италии, пишет РИА Новости. В первой зоне была «кухня», где нашли останки животных и следы охры (применяли для выделки шкур). Во второй зоне — очаг и спальное место. В третьей — «мастерская», где делали каменные инструменты.

Многие останки неандертальцев археологи обнаружили в пещерах, однако в них древние люди жили не всегда. Ученые считают, что неандертальцы кочевали  из одной местности в другую в поисках выгодной локации, пишет postnauka.ru. Поэтому они также ночевали под навесами на открытом воздухе.

4. Неандертальцы могли верить в загробную жизнь. По поводу этого ученые спорят до сих пор. Одни утверждают, что обряд погребения у неандертальцев был — останки находились в определенных позах в специальных местах. Иногда рядом с останками находили рога, черепа животных или цветочную пыльцу, что могло свидетельствовать о наличие цветов на могиле.

Однако Яков Шер, доктор исторических наук, профессор кафедры археологии Кемеровского государственного университета, ставит под сомнение выводы археологов. Он отмечает, что углубление в 30-40 см нельзя считать могилой, а наличие цветов, останков животных и орудия не стоит относить к ритуалу. По его словам, в проблему неандертальских "захоронений" вносят свой вклад вольные пересказы исследователей.

5. Неандертальцы могли лечить. Находка в пещере Шанидар в Ираке показала, что неандертальцы заботились о раненых соплеменниках. На найденных останках обнаружили заживающие переломы, пишет wiki. Известно, что неандертальцы очищали раны, соединяли сломанные кости и принимали роды, пишет naked-science.ru. Рядом с останками или при анализе зубов находили следы лекарственных растений. Однако нет точных данных, что их использовали для лечения осознанно.

Неандертальцы обитали на территории Европы (в Германии, Франции, Украине, Греции, Италии и проч.), на Кавказе, в Средней Азии, на Ближнем и Среднем Востоке. Они жили в интервале от 130 до 30–35 тысяч лет назад.

Череп неандертальца.
Utilisateur:Bel Adone. СС0, commons.wikimedia.org

Как неандертальцы связаны с Алтаем

Неандертальцы населяли не только территорию современной Европы и западной части России, но также и Сибирь. В алтайских пещерах ученые обнаружили останки и по ДНК определили, что это были неандертальцы. Считается, что они эмигрировали в Сибирь около 60 тысяч лет назад с территории Восточной Европы, пишет "Наука в Сибири".

На Алтае найдены три стоянки неандертальцев: в пещерах Окладникова, Страшной и Чагырской. После исследования последней стоянки в Краснощековском районе Алтайского края ученые пересмотрели существовавшие ранее взгляды по поводу древних людей. К примеру, "алтайские неандертальцы" могли работать не только с камнем, но и с костью.

"Раньше у археологов было предубеждение, что неандертальцы не производят костяных орудий. Но на стоянке ученые нашли около 1200 изделий, большинство которых сделано из длинных трубчатых костей бизонов. Найдены преимущественно ретушеры, также есть проколки, ножи, скобели. Это самая крупная на территории Северной Азии среднепалеолитическая коллекция костяных орудий", - рассказала Ксения Колобова, ведущий научный сотрудник сектора археологии палеолита Института археологии и этнографии СО РАН доктор исторических наук изданию "Наука в Сибири".

Археологи обнаружили в Денисовой пещере Алтайского края фрагменты тел первого «гибрида» двух древних людей — неандертальца и «денисовца». Это были останки 13-летней девочки, чьим отцом был «денисовец», а матерью — женщина-неандерталец. Скрещивание подвидов проходило и ранее. К примеру, отец девочки имел как минимум одного неандертальского предка, пишет popmech.ru.

Почему неандертальцев не считают предками человека

Таинственный "денисовский человек": 10 фактов о древнейших жителях Алтая

Долгое время ученые полагали, что неандертальцы — это наши прямые предки. По другой версии, неандертальцы были тупиковой ветвью в развитии человечества и нашими предками не являются.

Истина посередине, считает Станислав Дробышевский, кандидат биологических наук, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Самые поздние неандертальцы жили позже, чем сформировавшиеся Homo sapiens. Однако некоторые находки ученых подтверждают, что у неандертальцев и сапиенсов были общие дети. Поэтому почти у каждого современного человека есть неандертальская примесь около 1–4%, пишет postnauka.ru.

Почему вымерли неандертальцы

Существует несколько теорий на этот счет.

1. Неандертальцы погибли из-за климатических изменений во время так называемого Ледникового периода или извержения вулканов, из-за которых пришлось переселиться на необитаемые территории. Однако в местности, где нашли останки погибших от обморожения неандертальцев, ученые обнаружили, что деревья смогли пережить похолодание, отмечают эксперты Гибралтарского музея в Испании.

2. Неандертальцы погибли из-за болезней. Из-за поедания своих сородичей распространилась болезнь, которая ослабила численность популяции, считает Саймон Андердаун, старший лектор университета Брукс в британском Оксфорде, пишет Газета.ru со ссылкой на журнал Medical Hypotheses.

3. Неандертальцев вытеснили люди современного типа — кроманьонцы. Несколько тысяч лет они сосуществовали, и в жесткой конкуренции за еду и другие ресурсы победу одержали кроманьонцы. Этой теории придерживается большая часть современных антропологов.

4. Неандертальцы могли метисироваться с Homo sapiens. Эта версия считалась маловероятной, потому что геном сапиенсов и неандертальцев существенно отличался. Однако исследования 2010 года показали, что неафриканские популяции современных людей имеют от 1 до 4% неандертальских генов, отмечает Станислав Дробышевский в статье на сайте antropogenez.ru.