Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Видео и фотофакты. 35 лет на сцене: театр "Калейдоскоп" в лицах и голосах

В интервью altapress.ru Александр Лукин, один из актёров барнаульского шоу-театра "Калейдоскоп" начала 90-х, сказал о театре так: "Калейдоскоп" - как фейерверк, вот вы пришли, смотрите на салют, с каждым выстрелом все интереснее, вы получили массу эмоций, и с последним выстрелом - ах, все закончилось? Жалко".

Театр же продолжает творить историю — в 2013-2014 годах "Калейдоскоп" вместе с командой "Дети лейтенанта Шмидта" представляет серию юмористических программ на сцене Государственной филармонии Алтайского края. 6 октября сезон открыли "Открытия лейтенанта Шмидта (курьёзы нашего микрорайона)".

Видео расположено на канале Натальи Семеренко.

А 2 ноября на сцене филармонии состоится ставший уже традиционным концерт в честь дня рождения "Калейдоскопа". Театру 35 лет, и весь калейдоскоп событий лучше всего покажут фотографии из архива театра и расскажут их непосредственные участники.

Александр Полетаев,
режиссер и художественный руководитель шоу-театра "Калейдоскоп":

Мы учились у Томска. Здесь, в Барнауле, у нас, конечно, была своя школа СТЭМовская – мед, университет классический – именно они стали родоначальниками всего СТЭМовского движения в Барнауле. У них мы брали раскрепощенность, выход на сцену, темы. Потом познакомились с томичами - театр "Бонифас". Мы играли их миниатюры, выезжая по селам со "Снежными десантами", и это стало площадкой, на которой вырабатывается актерское мастерство. Для молодых коллективов материал – это самое главное. В Томске было много нового, что можно почерпнуть. Раньше в СТЭМовском движении был творческий обмен – приехали, взяли материал, отработали в своей специфике. Или какая-то тема понравилась – создаешь свой номер, музыкальный, например.

Эта фотография сделана накануне барнаульской "Юморины". Нужно было сделать фотографии для размещения на стенде – тогда не было современных технологий рекламы. И вот мы решили сделать фотосессию прямо в актовом зале политеха.

Александр Полетаев,
режиссер и художественный руководитель шоу-театра "Калейдоскоп":

Это был мюзикл по мотивам комедии Гоголя "Женитьба". Так как у нас тогда в театре не было женщин, я играл роль Агафьи Тихоновны, которая принимала женихов.

Виталий Гасаев,
актёр театра “Калейдоскоп” и участник команды "Дети лейтенанта Шмидта":

Это 1993-й год, барнаульская "Юморина", театр музыкальной комедии. У нас там три дня подряд была "Юморина", двадцатая, юбилейная. И после этой "Юморины" мы должны были поехать в Томск. Это конкурс анекдотчиков. В первый раз мы в 1993 году приехали в Томск и выиграли гран-при. На следующий год томичи побоялись, что мы выиграем гран-при, и чуть изменили конкурсные дни - в 1994 они сделали конкурс анекдотчиков, на котором Дмитрий Бакин рвал всех - он был лучший анекдотчик в Томске. Мы тогда тоже начали проводить такой конкурс. Вот на этой фотографии Андрюха (прим. – Андрей Деулин) рассказывает анекдот про дистрофика. Затем в зале выбиралось несколько случайных зрителей, которые поднимали оценки. Из трёх наших "Юморин" на двух в конкурсе анекдотчиков победил Андрюха, а на одной - я. Потом эти конкурсы анекдотов мы стали проводить чаще - поняли, что это достаточно интересно, взяли на вооружение у томичей. Мы себе придумывали псевдонимы - Света Фор, Людмила Зыкина, Тунгусский метеорит. И рассказывали анекдоты. В следующий раз Александр Полетаев организовал команды - мы с Андрюхой попали в одну команду, а Федя (прим. – Александр Фёдоров), Дима Никулин и Альберт Штребель - в другую. Они, я помню, были одеты в костюмы из номера "Сказка-анекдот, рассказанная не по-детски" – Мюллер, поручик Ржевский и Вовочка. Помимо анекдотов мы показывали маленькие пантомимы, как их называет Дмитрий Бакин – "бяки". А вообще название "Бяки" придумал театр "Иллюзии".

Готовились мы так: собирались, вспоминали анекдоты, распределяли, делились. Но, несмотря на всё это, мы проиграли конкурс анекдотов в Томске, по следующей причине. У меня был анекдот, который порвал зал в Барнауле. Звучит он так: "Бежит по степи стадо ежиков. Впереди главный ежик: "Ежики, стойте!" Окинул взглядом всех – "Ну чем не кони!". Мы оставили этот хит ближе к финалу. Я сижу и жду финала, и передо мной выходит Андрюха Салтынский (прим. –актёр театра "Понедельник") и рассказывает тот же самый анекдот. Затем именно он был признан лучшим в этом конкурсном дне "Юморины". Вот так получилось - мы придержали эту шутку до конца, а другой рассказал.

Александр Фёдоров,
актер театра "Калейдоскоп":

Это номер, в котором на каникулы в семью присылают "мальчика".

Виталий Гасаев,
актёр театра "Калейдоскоп" и участник команды "Дети лейтенанта Шмидта":

Это "Лига чемпионов", осень 1994 года. Юморины проходили весной – в Томске, в Барнауле. А нам очень хотелось хотелось встречаться и проводить мероприятия. И томичи придумали по осени проводить "Лигу чемпионов". Александр Полетаев с Гришкой (Григорий Малыгин - прим авт.) договорились, чтобы следующая "Лига чемпионов" была в Барнауле, а затем эстафету взяли новосибирцы. Здесь мы молодые, счастливые и худые.

Дмитрий Бакин,
актёр СТЭМа "ЛЮКС" и участник команды "Дети лейтенанта Шмидта":

Вообще "Лига чемпионов" – это томское изобретение. Нам "Юморины" показалось мало, потому что все фестивали студенческие проводились весной - омский "БУМ" в мае, томская "Юморина" в апреле, иркутская "Умора" – в марте или в апреле. А осенью ничего такого не было. И мы в Томске творческим объединением "Юморынок" решили исправить эту ситуацию и придумали осенний фестиваль под названием "Лига чемпионов". В чем его смысл – призеры весенних фестивалей входили в чемпионскую пульку, составом которой делали программу. Сначала показывали её Томске, потом везли в Новосибирск, потом в Барнаул, Омск. Правда просуществовала "Лига Чемпионов" недолго, всего года три. Мы, во-первых, лишний раз пересекались друг с другом и общались. Во-вторых, можно было посмотреть,в каком творческом состоянии каждый коллектив находился. Ну и третье - осенью мы не простаивали и что-то делали. Был стимул подготовить новые программы, показать их друг другу и зрителям. И получить какую-то оценку. С одной стороны это был фестиваль по результатам весенних "Юморин", и одновременно подготовка к следующему весеннему фестивалю. Это добрая фотография. На ней изображен "Калейдоскоп" в лучшие свои годы, в абсолютной творческой потенции. Это видно по каждому из ребят. На "Лиге чемпионов" мы чаще проигрывали чем на "Юморинах" шоу-театру "Калейдоскоп" в силу определенных причин, и это отображено на их калейдоскоповских лицах.

Роман Колоколов,
музыкант и звукорежиссёр театра "Калейдоскоп" и команды "Дети лейтенанта Шмидта":

Это фото 1989 или 1990 года. На фото рок-группа "Полтергейст" АлтГТУ. Слева направо: Игорь Николаев (бас-гитара), наш клавишник (имени не помню, так как он был у нас недолго), Вадим Маркер (наш музыкальный руководитель: играл абсолютно на всём), Влад Пятков (гитара, вокал), ну и я играл на гитаре. К сожалению, двоих людей на этой фотографии - Игоря Николаева и Вадима Маркера - уже нет в живых.

Фото сделано после одного из двух наших выступлений.

Дмитрий Бакин,
актёр СТЭМа "ЛЮКС" и участник команды "Дети лейтенанта Шмидта":

Эта фотография Омского фестиваля "БУМ-1995". Она тем приятна, что даже слепому видно, что на этой фотографии очень много народу, это разные коллективы. А также этому слепому видно, что все эти народы очень радостны и дружны. Дружба некоторых коллективов началась на просторах томского фестиваля "Юморина", особенно это касается поколения 90-х и в первую очередь таких коллективов как театр пантомимы "Иллюзии", шоу-театр "Калейдоскоп" и театр эстрадных миниатюр "Люкс". Именно эти три коллектива держали все фестивальное движение в Сибири на своих плечах в 90-ые годы. И поскольку дружба началась в рамках Томского фестиваля, сначала задружили СТЭМ "Люкс" и театр пантомимы "Иллюзии", потом в Иркутске на фестивале "Умора" мы пересеклись с "Калейдоскопом". И дальше вся эта теплая компания перемещалась по Сибири, навязывая свои представления о том, как надо существовать СТЭМам, и как надо участвовать в фестивалях. "БУМ" как раз пал жертвой этого представления. До нас на фестивале "БУМ" коллективы местные отчаянно соревновались друг с другом вплоть до каких-то подстав, сплетен и нехороших вещей. А когда приехали мы своей бандой разногордней – Барнаул, Томск, Иркутск - то ребята из Омска увидели, что можно подходить по-иному – мы помогали друг другу выносить реквизит, выходили в эпизодических ролях друг для друга. Все это перетекало со сцены в закулисное пространство, и в том числе в кулуары – там мы жили в каком-то студенческом профилактории. Это все было одним таким веселым действием. Невозможно было отделить сцену и креатив, который рождался между нами, когда мы злоупотребляли напитками в каком-то профилактории. Причем не просто так - мы какие-то делали наработки, что-то накидывали, давали друг другу советы. Вообще любой фестиваль в те времена вызывал ажиотаж и у публики и у нас: мы к нему готовились как к нечто такому очень значимому, хорошему, продвижному и очень эмоционально положительному. В фото схвачен этот момент, и его можно почувствовать, если приглядеться к лицам. Подавляющее большинство лиц на этой фотографии светятся творческим светом и фото навевает очень теплые воспоминания.

Ещё одна характерная особенность этой фотографии – там нет отдельно стоящих коллективов – вот то "Крыша", вот это "Винегрет", вот это "Люкс" – там все перемешаны. Рядом со мной сидит Юрка Шаврыгин из "Иллюзий". С другого края перемешались омичи и барнаульцы. Это свидетельствует о том, что у нас была крепкая в те времена творческая дружба.

Роман Колоколов,
музыкант и звукорежиссёр театра "Калейдоскоп" и команды "Дети лейтенанта Шмидта":

В то время было много фестивалей в разных городах, и на каждом мы были по нескольку раз, так что для меня они слились в один большой фестиваль.

Александр Фёдоров,
актер театра "Калейдоскоп":

Тут после кризиса очухавшийся театр "Калейдоскоп" с более-менее определившимся составом. Мало того, что ребята все ушли в команду КВН, потом, когда я вернулся, Альберт сказал, что не сможет с нами работать, так как стал работать по специальности. Это съемка для студенческого журнала "Апельсин".

Дмитрий Скворцов,
актёр театра "Калейдоскоп":

Эти фотографии были сделаны на открытии аптечного супермаркета доктора Сотниковой. Того, который на Ленинском проспекте рядом с АлтГТУ и АлтГМУ.

Александр Полетаев,
режиссер и художественный руководитель шоу-театра "Калейдоскоп":

Эта миниатюра – "Завод игрушек" - у нас появилась из "Красной Бурды". Мы её развили и добавили своё. Там была такая ситуация – на завод игрушек приезжает делегация из Германии. И вот эту делегацию мы решили в форму "СС" одеть. Это гипертрофированная форма.

Ольга Кузнецова,
актриса театра "Калейдоскоп":

У нас в свое время произошел рейдерский захват многих заводов, это была достаточно актуальная тема.

Александр Полетаев,
режиссер и художественный руководитель шоу-театра "Калейдоскоп":

При этом мы ничего не имели против Германии.  Но во многом это соответствовало действительности, поэтому многие в зале и не смеялись. Прямо за Димой Скворцовым – Саша Сизиков. Он сейчас профессиональный актёр, работал в нашем драмтеатре, сейчас работает в Перми вместе с режиссером Владимиром Золотарем. Он проработал в "Калейдоскопе" год.

Ольга Кузнецова,
актриса театра "Калейдоскоп":

Недавно Александр Сизиков писал, что он благодарен театру "Калейдоскоп", и что до сих пор для него это хорошая школа жизни.

Когда мы показали эту миниатюру в первый раз, зрители в зале не сразу поняли, что это смешно. А мы смеялись очень сильно. Это парадокс многих миниатюр - когда актёры делают – смеются, выносишь на зрителя, а зрители по-другому воспринимают.

Александр Полетаев,
режиссер и художественный руководитель шоу-театра "Калейдоскоп":

На фотографии – постановка спектакля "Семь дней из жизни царя Гороха" в то время, когда Михаил Евдокимов стал губернатором. И там была шутка – когда шут начинал учить, как нужно жить, царь говорил – не дословно - "когда же шут указывал, как нам жить". И зрительный зал просто аплодировал. Получилось на злобу дня.

Пётр Винс,
актёр театра "Калейдоскоп" и участник команды "Дети лейтенанта Шмидта":

Миниатюра "Жена осьминога Пауля". Миниатюра была сделана Иваном Филипповым к феномену осьминога Пауля, который принадлежит чемпионату Европы по футболу, где осьминог предсказывал исходы матчей. В данном случае, так как рептилия умерла, миниатюра прекратила своё существование. Была сделана один раз к "Юморине 2011". На фотографии исполнитель роли жены осьминога Пауля, Дмитрий Бакин – известная томская актриса – и ваш покорный слуга.

Что делает возможным существование такого театра как "Калейдоскоп"? Увлеченность актёров, преданность собственному делу, патриотизм и любовь к родному городу? Возможно, всё это, но самое главное - зрители и зрительский интерес.

Александр Фёдоров,
актёр театра "Калейдоскоп":

Мы - эстрадный театр, театр эстрадных миниатюр – ТЭМ. В таком театре, как наш, достаточно сложно проявить себя. Когда есть конкретные люди, новичкам очень трудно вливаться, это всегда был достаточно сложный процесс, это надо фанатеть.

Дмитрий Бакин,
актёр СТЭМа "ЛЮКС" и участник команды "Дети лейтенанта Шмидта":

Шоу-театр Калейдоскоп всегда стоял обиняком в своей организационной составляющей, в положительном смысле, и по внутрененму содержанию он более походил на профессиональный коллектив, чем все остальные. У них регулярные репетиции, у них профессиональный режиссер. И репетиционный процесс был построен совершенно отлично от нас (томский СТЭМ "Люкс" - прим. авт.). Это все потом можно было увидеть на сцене по конечному результату – я говорю про 90-е годы, про то, чем Калейдоскоп всегда отличался.

Значительная часть всего этого перешла в современный коллектив. Другое дело,что народу значительно поубавилось. Фанатики выросли и перестали ощущать себя значимой творческой единицей, а молодежи почти не появилось. Но, тем не менее "Калейдоскоп" до сих пор находится на плаву, с чем я его и поздравляю, как и с Днём рождения. Это до сих пор очень и очень творчески состоятельный коллектив.

Анна Мастерова, dlsh.ru

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии