ƒиректор "Ёвалара" Ћариса ѕрокопьева рассказала о планах развити€, возросшей конкуренции и наступлении иностранцев

ѕо данным исследовательской компании DSM-групп, в сент€бре 2014 года в аптечных учреждени€х –оссии продавалось 3786 торговых наименований биологически активных добавок (Ѕјƒ), которые представл€ют 707 производителей. ƒинамика их продаж превосходит лекарственные показатели.  онкуренци€ на рынке крайне высока. Ѕийска€ компани€ "Ёвалар" в течение многих лет удерживает на нем лидерство, хот€ соперники вовсю наступают на п€тки. ќ том, как предпри€тию удаетс€ сохран€ть позиции, в каких странах представлен бренд, почему "Ёвалар" не идет на рынок средств дл€ потенции и на что рассчитывает в будущем, мы поговорили с генеральным директором компании Ћарисой ѕрокопьевой.

Ћариса ѕрокопьева, генеральный директор компании "Ёвалар". ‘ото: ќлег Ѕогданов, altapress.ru.
Ћариса ѕрокопьева, генеральный директор компании "Ёвалар". ‘ото: ќлег Ѕогданов, altapress.ru.

Ч ¬сего пару недель назад в —ћ» прошла информаци€ о том, что компани€ "Ёвалар" вышла на рынок јвстралии. Ќа фоне текущей геополитической обстановки новость выгл€дит впечатл€юще. ¬месте с тем известно, что вы давно и целенаправленно ведете работу по выходу на новые рынки. —кажите, сказалась ли на ней международна€ ситуаци€?

Ч ѕострадало только украинское направление. Ётот рынок сбыта у нас полностью исчез. ќн был хорошо проработан, мы активно занимались маркетинговым продвижением большого числа наименований нашей продукции на нем. —ейчас мы лишились возможности работать на этом рынке, и объемы у нас, конечно, упали. Ёто пор€дка 8Ц10% от общего объема, заметна€ дол€. —ейчас мы направл€ем в ”краину небольшие партии, но только по предоплате, потому что уже потер€ли там деньги Ч с нами не рассчитались за поставленную продукцию.

„то касаетс€ внешнеэкономической де€тельности, то мы действительно пытаемс€ пробиватьс€ на зарубежные рынки, поскольку они более развиты. Ќаша продукци€ конкурентоспособна, у нас производство европейского уровн€. ѕродукцию "Ёвалар" принимают в —Ўј, наш производственный процесс прошел сертификацию на соответствие стандарту GMP, который в —оединенных Ўтатах об€зателен и дл€ Ѕјƒов, у нас он внедр€етс€ пока только дл€ лекарств.

—ейчас мы пробиваемс€ в јвстралию, где очень большой привлекательный рынок, хот€ страна и не так велика, как –осси€. “ам очень высокое потребление Ѕјƒов, но и порог входа на рынок тоже высок. Ќам нужно доказать, что мы производим Ѕјƒы по их лекарственному стандарту, потому что как таковых биологически активных добавок у них нет, есть так называемые комплементарные лекарства, к которым они относ€т и Ѕјƒы. ћы подготовились, прошли сертификацию, к нам выезжал эксперт из јвстралии. Ќам был выдан сертификат соответстви€, и сейчас мы начали регистрацию наших Ѕјƒов в этой стране. ћы планируем направить в јвстралию такую же продукцию, что и в —Ўј, с теми же текстами на английском €зыке, лишь с небольшими поправками.

Ч —колько понадобитс€ времени, чтобы перейти от этапа регистрации к непосредственным поставкам?

Ч ѕримерно полгода, не меньше. ƒумаю, что в 2015 году мы отправим первые партии.

Ч  ак вы определ€ете дл€ себ€ потенциально успешные, перспективные зарубежные рынки?

Ч ѕо высокому объему продаж и хоть какому-то их росту.  огда мы заходили в —Ўј, такой рост был. Ѕолее того, у них в кризис, несколько лет назад, рынок Ѕјƒов даже удвоилс€. јмериканцы стали больше заботитьс€ о своем здоровье. ¬ то врем€ в —Ўј прошла реформа здравоохранени€, возросли цены на медицинское обслуживание. » люди стали больше заниматьс€ профилактикой заболеваний Ч как раз тем, дл€ чего и существуют Ѕјƒы, у них это называетс€ "диетические добавки".

Ч —обираетесь ли вы вый≠ти в ближайшее врем€ на рынки еще каких-то стран?

Ч ƒа, мы их ищем. —ейчас прорабатываем —ингапур. ƒл€ работы там нам потребуетс€ провести небольшую корректировку наших экспортных препаратов. Ёто св€зано с различи€ми в законодательстве стран.

Ч «а границу направл€ютс€ те же препараты, что продаютс€ в –оссии? »ли у зарубежных потребителей есть предпочтени€ по каким-то наименовани€м или сферам применени€?

Ч “ренды в основном такие же, как в –оссии. Ќо на «ападе они начинают про€вл€тьс€ раньше. Ќа ингредиенты ведь тоже существует определенна€ мода. ќтдавали предпочтение одному Ч потом перекинулись на другой. Ќо иностранцев больше привлекают те ингредиенты, которые получены как выт€жки из пищевых продуктов или известных трав. Ёто кажетс€ им более безопасным.

Ч —казалось ли каким-то образом внедрение санкций, усложнение отношений –оссии с западными странами на внутреннем развитии компании, на ее планах и показател€х?

Ч Ќет, мы никак не корректировали свои планы. ѕовысились только цены на иностранные ингредиенты, поскольку измер€ютс€ они в евро и долларах. Ќо их дол€ не така€ уж больша€ в себестоимости нашей продукции. ѕоэтому мы даже цены не корректировали.

ѕерспективы сохран€ютс€

Ч ¬ какой стадии развити€ сейчас находитс€ один из крупнейших в крае инвестпроектов Ч по строительству нового завода "Ёвалар"?

Ч ¬ стадии собственно строительства. ¬се идет по намеченному плану. ”же заложили фундамент, начинаетс€ возведение стен. ќбъем инвестиций составит около 4,5 млрд. рублей. —троительство ведетс€ за счет собственных средств.

Ч Ќасколько актуальными сегодн€ остаютс€ заложенные в проект объемы производства? «а€вл€лось, что с выходом предпри€ти€ на полную мощность они кратно превыс€т сегодн€шние. ѕо-прежнему просчитываютс€ и рынки сбыта, и уровень спроса?

Ч ƒа, конечно. ћы надеемс€ на это. » продолжаем прорабатывать рынки сбыта. Ѕолее того, мы сейчас ведем переговоры со многими иностранными компани€ми, которые присутствуют на российском рынке, по поводу контрактного производства. “о есть они смогут производить препараты на нашей базе. ѕоэтому мы будем вносить корректировки в проект в части оборудовани€, чтобы учесть потребности партнеров и быстрее выйти на проектную мощность. ѕока € не могу назвать предпри€ти€, с которыми мы ведем переговоры, поскольку решени€ еще не прин€ты. Ќо речь идет об италь€нских, американских, чешских компани€х.

Ч ¬о врем€ презентаций проекта говорилось о намерении "Ёвалара" увеличивать долю лекарственных средств в производстве.

Ч ¬есь проект будет ориентирован на соответствие стандарту GMP, с тем чтобы развивать именно лекарственное направление. ћы удел€ем ему большое внимание и сейчас. —егодн€ лекарства в объеме нашего ассортиментного портфел€ составл€ют около 10%. ≈ще недавно эта цифра составл€ла 2Ц3%. —ейчас на регистрации находитс€ пор€дка 20 лекарств. ћногие проход€т клинические испытани€. ћы продолжаем поиск таких препаратов, которых еще нет на рынке. Ќайти их очень трудно.

ƒол€ иностранцев растет

Ч Ќесколько лет назад на одном из совещаний на базе биофармкластера говорилось о проблеме длительной процедуры регистрации лекарственных препаратов в –оссии. Ёта проблема сохран€етс€?

Ч ƒа, сохран€етс€. ќсобенно трудно регистрировать лекарственные средства натурального происхождени€. ƒаже иностранцы, заход€ на наш рынок с лекарствами, регистрируют их как Ѕјƒы. ¬се витамины, натуральные средства, зарегистрированные в странах-производител€х как лекарства, здесь станов€тс€ Ѕјƒами. »наче тер€етс€ слишком много времени. —амый быстрый процесс Ч регистраци€ дженериковых препаратов, которые уже присутствуют на рынке 20 и более лет, на это уходит год. »нновационный же препарат должен пройти три стадии клинических исследований, одну†Ч доклинических. Ќа это уходит 5Ц10 лет. Ќедавно у нас вышло лекарственное средство " расный корень", помогающее при хроническом простатите, оно регистрировалось около шести лет.

Ч “ем не менее исследовани€ фармацевтического рынка показывают, что иностранные компании доминируют на рынке лекарств. ј вот в сегменте Ѕјƒов больше отечественных производителей.

Ч ƒа, это так. Ќо сейчас иностранцы активно заход€т и на рынок Ѕјƒов. ¬ лекарственном ассортименте они занимают 80% в стоимостном объеме. Ќа рынке Ѕјƒов еще недавно дол€ российских производителей составл€ла 70%, сейчас эта цифра снижаетс€ до 60%.

Ч Ќа фоне такой активной конкуренции за счет чего вам удаетс€ удерживать лидерские позиции?

Ч «а счет выведени€ новинок, лекарств. Ћекарствам все-таки больше довер€ют, их выписывают врачи. ѕримером может служить "√инкоум" Ч лекарственный препарат на основе экстракта гинкго билоба. ¬ начале это был Ѕјƒ, который мы с трудом выводили на рынок. Ќо когда он стал лекарственным средством, то дал очень большие объемы.

Ч ¬ числе ваших конкурентов есть компании, показывающие значительную динамику прироста, особенно в сегменте препаратов, вли€ющих на репродуктивную систему мужчин. ѕланируете ли вы предпринимать шаги по их сдерживанию?

Ч ƒействительно, рынок Ѕјƒов, вли€ющих на репродуктивное здоровье мужчин, растет последние годы просто в разы. Ќо поскольку это направление не входит в круг интересов "Ёвалара", мы и не планируем на него заходить, а концентрируемс€ на традиционных потребительских сегментах Ч пищеварение, похудение, женское здоровье, красота, здесь мы лидируем.

Ч “о есть ваша аудитори€ в большей степени Ч женска€?

Ч ƒа. јссортиментную линейку Ѕјƒов, вли€ющих на репродуктивную систему мужчин, мы расшир€ть не собираемс€, возможно, только в лекарственных средствах. »менно в них используютс€ очень сильные субстанции.

Ч Ѕудет ли нарастать конкуренци€ в сегменте Ѕјƒов в –оссии?

Ч » рынок будет развиватьс€, и конкуренци€ Ч усиливатьс€. ћы уже давно присутствуем на рынке, и с каждым годом все труднее. “е маркетинговые приемы, которые срабатывали год-два назад, сегодн€ уже не действуют, нужно изобретать что-то новое. —итуаци€ на рынке мен€етс€ ежечасно. Ќо конкуренци€ в любой отрасли идет только на пользу, она держит в тонусе.

Ч ƒостаточно значительное участие в продвижении ваших проектов принимают региональные власти. Ќасколько ценна дл€ вас эта помощь?

Ч  онечно, это очень эффективный механизм поддержки. Ќа некоторых выставках мы сейчас даже не присутствуем, в них участвуют, например, представители биофармкластера, который продвигает наши препараты нар€ду с другой продукцией. –егиональные власти также участвуют в разных форумах, конференци€х, где нарабатывают контакты с другими производител€ми, как бы "подгон€€" их к нам дл€ заключени€ контрактов. Ёто очень хорошо.

Ч ¬аш сын јлександр ѕрокопьев Ч депутат √осударственной ƒумы. ¬ам как-то помогает его включенность в законо≠творческий процесс?

Ч  онечно помогает. Ќо не только "Ёвалару", но в целом рынку, который законодательно еще не отрегулирован. «а несколько лет јлександру —ергеевичу удалось сделать немало. –ынок стал чище. Ёто можно увидеть даже по —ћ»†Ч теперь крайне редко можно увидеть рекламу, в которой говоритс€, что Ѕјƒы лечат. Ёто заслуга јлександра —ергеевича.  роме того, рынок Ѕјƒов так же, как и рынок лекарств, страдает от подделок. —ейчас ѕрокопьев работает над законопроектом, который ужесточает наказание за подделки Ѕјƒов и вводит уголовную ответственность. я думаю, документ будет прин€т. ѕодделки†Ч это бич всех стран. ¬ некоторых из них наказание предполагает до 30 лет тюрьмы, а у нас сейчас†Ч только копеечные штрафы, а люди погибают.

ќ чем еще рассказала собеседница

ќ значимости "Ёвалара" как налогоплательщика

Ч я думаю, что мы относимс€ к числу наиболее крупных налогоплательщиков кра€. «начительную долю регионального бюджета составл€ет налог на прибыль, а отчислени€ "Ёвалара" по нему достаточно высокие. —реди промышленных предпри€тий кра€ мы в рейтинге находимс€ на третьем месте после "јлтай- окса" и "јлтайвагона". ѕоэтому, думаю, что и как налогоплательщик мы тоже где-то в первых р€дах.

ќб аптеках

Ч Ќам выгодно развивать собственную аптечную сеть. ћогу привести пример. ћы открыли в ћоскве аптеки, и в них продажи нашей продукции от общего объема реализуемых препаратов составл€ют 20%. ¬ целом на аптечном рынке –оссии продажи продукции "Ёвалар" составл€ют долю 1,1%. ѕо своей продукции у нас в аптеках нет конкурентов. ћы будем развивать сеть по возможности, не тороп€сь, не захватыва€ рынки, пусть никто не беспокоитс€. Ќаша задача†Ч присутствовать в каждом большом городе со своей аптекой.

ƒосье

Ћариса јлександровна ѕрокопьева в 1974 году окончила јлтайский политехнический институт. –аботала в јлтайском научно-исследовательском институте химических технологий, была старшим научным сотрудником ‘едерального научно-производственного центра "јлтай". ¬ 1984 году получила степень кандидата технических наук. ¬ 1991 году стала генеральным директором «јќ "Ёвалар". — 2002 года и по насто€щее врем€ ѕрокопьева €вл€етс€ руководителем холдинговой компании "Ёвалар". Ћариса јлександровна замужем, воспитала сына и дочь.

÷ифра

35 лет составл€ет средний возраст сотрудников компании "Ёвалар".

—мотрите также:

–ост доллара не повли€л на цену продукции "Ёвалара"


ѕравила комментировани€

”важаемые читатели! »з-за частых атак спамеров на altapress.ru работает обновленна€ система защиты. Ќекоторые комментарии по своему усмотрению она отправл€ет на модерирование, из-за чего они могут сразу не отображатьс€ на сайте. Ќо после проверки все отложенные записи публикуютс€. Ѕлагодарим за понимание.

–едакци€ оставл€ет за собой право удал€ть комментарии: содержащие мат и грубые оскорблени€, нарушающие в той или иной степени честь и достоинство других лиц, содержащие угрозы, призывы к свержению власти; разжигающие межнациональную, религиозную и др. ненависть, а также другие комментарии, противоречащие  онституции или каким-либо образом нарушающие положени€ законодательства –‘, содержащие ссылки на сторонние ресурсы, Ђзасор€ющиеї ветку обсуждений.

Ќовости партнеров