Экономика

Дизайнеры Иван Боженко и Алексей Кульгачев рассказали об особенностях их работы над барнаульскими ресторанами

Иван Боженко и Алексей Кульгачев — команда дизайнеров, создавших в Барнауле и других городах интерьеры нескольких десятков заведений. Одних только объектов общественного питания — более 30. Один из барнаульских рестораторов считает, что Боженко и Кульгачев в работе — единый неделимый организм. На вопросы "СК" они тоже отвечали вместе, так, что персонифицировать их ответы оказалось делом бессмысленным.

Автоцентр АНТ.
Автоцентр АНТ.
Дмитрий Лямзин

Иван Боженко, дизайнер.
Иван Боженко, дизайнер.
Дмитрий Лямзин
— Все началось с простой дружбы. Наш первый совместный проект был учебным и делался в Москве, когда мы ездили в летнюю архитектурную школу. Сейчас этот объект называется "Москва-Сити", тогда это было актуально. Мы должны были сделать концептуальное предложение. Первым же практическим нашим совместным проектом стал магазин "Домотехника" в ТЦ "Вавилон". Собственно, после него мы и стали работать вместе.

Мы сразу начали с проектов общественных мест: сначала сделали кафе, затем — проект ресторана в Белокурихе. А потом был Carte Blanche (ресторан в Барнауле. — Прим. ред.) — знаковая для нас работа. Мы познакомились с владельцем и впоследствии некоторое время работали над другими его проектами.
Об общественных объектах

Алексей Кульгачев, дизайнер.
Алексей Кульгачев, дизайнер.
Дмитрий Лямзин
— Процесс создания общественных интерьеров сильно отличается. Больше свободы, пространства. Публичные заведения, особенно рестораны, — это отчасти театральное действо. Это всегда что-то необычное. Ты придумываешь какой-то сценарий, придумываешь, как и что человек должен почувствовать, заходя в это заведение. И не просто одна семья, как это бывает в домашних интерьерах, а сотни людей. Это всегда определенный вызов. Хорошо, когда удается на него ответить: ты задаешь определенное настроение многим людям, и решить эту задачу — самое интересное. Конечно, есть и свои сложности. Это всегда цейтнот. Человек, который решил открыть ресторан, как правило, арендует помещение. Ему максимум через два месяца нужно открыться, иначе он начинает нести убытки. То есть мы априори знаем, что времени на раскачку у нас нет.

Есть и другой фактор — твоя работа всегда публичная. Дизайнеры, которые занимаются частными интерьерами, могут сделать что-то, даже не очень удачное, и забыть. Мы же делаем интерьеры, которые всегда на виду. Постоянно слышишь и критику, и похвалу. Сидишь за столиком в ресторане, а за соседним говорят: "Какой неудобный диван". У всех свое мнение. Мы оформили немало общественных объектов. И как и все, мы иногда ошибаемся, тогда эти недочеты видны сразу и многим. Но если проект успешен, то он работает на нас очень долго.

Автоцентр АНТ.
Дмитрий Лямзин

Об изменении подходов

— Прошло не так много времени — шесть-семь лет — с того момента, как мы начали активно работать, создавая общественные проекты. За это время изменились не то чтобы тренды. Скорее, публика стала более требовательной. Люди успели кое-что посмотреть, попробовать. Их стало сложнее удивлять. Заказчики теперь в большинстве своем точно знают, чего хотят. Они начали понимать, что нужно вкладывать средства в дизайн, в создание максимального комфорта. В более или менее хороших ресторанах стали делать акцент на интерьерах, на качественных материалах. Но в связи с изменившейся экономической ситуацией, боюсь, мы это немного подрастеряем.

О важности дизайна

— Ресторан должен отвечать главному требованию — вкусно кормить. Если будет невкусно, никакое оформление не спасет. Конечно, первоначальное восприятие заведения процентов на 80 зависит от интерьера. Но потом эффект, безусловно, снижается. Существует прослойка людей, которые постоянно посещают дорогие рестораны. Эта публика знает, чего она хочет. Так вот эти люди могут быть абсолютно довольны интерьером, но если кухня не соответствует их запросам, они развернутся и уйдут.
В нашем опыте были заведения с хорошим интерьером, качественной кухней — добротные рестораны. А потом они начинали резко снижать качество кухни. И к ним возникли вопросы по соответствию цены качеству. Были и другие примеры, когда претенциозный интерьер отпугивал людей.

Ресторан Carte Blanche.
Дмитрий Лямзин

О творчестве

— Лучшие интерьеры получаются, когда нам дают возможность делать то, что мы считаем нужным, и появляется чувство внутренней свободы. Нам предоставляют шанс выразить себя, не навязывая что-либо определенное. Самые удачные вещи спонтанны и создаются на одном дыхании. Эти проекты затем действительно становятся успешными. Но часто заказчик не идет на решения, по его мнению, странные.

На сложность или простоту проекта влияет не то, какой именно интерьер нам предстоит сделать, а то, как налажен контакт с заказчиком. Хороший заказчик — это человек, с которым работаешь в одной команде, он понимает, что мы не только тратим свое время, но и вкладываем душу, внутреннюю энергию. Это человек, с которым принимаются совместные решения не в ущерб экономическим и эстетическим соображениям. Есть заказчики, которые диктуют, навязывают свое видение. Но тогда возникает вопрос: зачем вы обратились к дизайнеру? Если вы считаете себя правым, если уверены, что здесь должен быть зеленый, а не красный, тогда берите и делайте. Мы, конечно, в таких ситуациях защищаем свою позицию, но порой бывают тяжелые случаи.

О времени создания проекта

— Одно дело — сделать только проект, другое дело — воплотить его в жизнь. Сроки разные. Когда заказчики нас спрашивают, сколько нам понадобится времени, чтобы создать проект, мы отвечаем: "Месяца два". При этом мы всегда параллельно работаем над несколькими заказами. Бывает, по семь-восемь одновременно, из них крупных — три – пять. Это могут быть не только общественные, но и частные интерьеры.

Ресторан Carte Blanche.
Дмитрий Лямзин

О цене интерьера

— Различные задачи и оцениваются по-разному — в зависимости от сроков, сложности и т. д. Что касается воплощения, то здесь разница в стоимости интерьера может быть колоссальной, и среднюю цену назвать невозможно. Слишком много составляющих. Разной бывают площадь, оборудование, кухня, коммуникации. Одну только вентиляцию заказчик может поставить за 2 млн рублей, а может вообще не ставить. А это в свою очередь зависит от того, на какой период арендовано помещение, находится ли оно в собственности. Мы на первых стадиях оговариваем, скажем так, ценовую политику: берем мы итальянские материалы или китайские, делаем пол из керамогранита за 3 тыс. рублей за кв. метр или за 700 рублей и т. д. Тогда понимаем, из чего нужно исходить. От этого зависит наше техническое задание.

Об уникальных материалах

— Есть материалы, которые изготавливались именно под наш дизайн. Стеновые панели, декоративный камень, многие другие материалы делались по нашим эскизам-заданиям. Мы печатаем эксклюзивные фотообои.

Лаунж-бар "Кефир".
Дмитрий Лямзин

О любимых проектах

— Их несколько. Это и лаунж-бар "Кефир", и салон АНТ, "Ганс". Что касается "Кефира", то там вся концепция — от и до — наша. Тот случай, когда собственник нам полностью доверял. Из работы над каждым объектом мы выносим что-то новое для себя — опыт, идеи, связи.

О конкуренции

— Она, конечно, присутствует в той или иной степени, но в целом сообщество дизайнеров довольно дружное.

Лаунж-бар "Кефир".
Дмитрий Лямзин

О ресторанах Барнаула

— Многие игроки, которые приходят в этот бизнес, сначала ставят высокую планку и для кухни, и для интерьера, но выдержать заданный уровень могут не все. В 2000-х годах, когда люди стали богатеть: хорошо питаться, красиво одеваться, ходить в дорогие заведения, — начали интенсивно открываться рестораны, для которых приобретались качественные продукты. Потом все пошло на убыль. И практически все рестораны города снижают и снижают уровень своей кухни. Единицы заведений держат в этом вопросе высокую планку. Все другое — компромиссы. Я бы сказал, что ресторанная культура не растет. От того, что появилось больше ресторанов в торговых центрах, ситуация не улучшилась. По сути, сколько людей ходили в хорошие рестораны, столько в них и ходит. А в связи с последними событиями и их число сократится.

Конечно, привычка встречаться не дома, а где-то в заведении у населения уже сформировалась, и она сохранится. Но что произойдет? Снизится качество продуктов, обслуживания, интерьеров и т. д. Большинство ресторанов строится на кредитные деньги. Сейчас этих средств не будет. Заведения продолжат открываться, но совсем другого уровня. Один ресторатор сказал недавно: "Я не перестану строить рестораны. Куда еще людям идти?" Но качество вложений — в интерьеры, инфраструктуру — снизится. Рестораторы, дизайнеры должны приучать публику к хорошему, воспитывать клиентов. А такая экономическая ситуация приводит к тому, что мы теряем инструменты воздействия: не можем делать более качественные объекты, применять новые материалы, заказчик не в состоянии держать профессионалов в штате и удерживать площади. Пострадаем не только мы, дизайнеры, но и потребитель. Даже придя в ресторан и будучи готовым потратиться, он получит за те же деньги уже немного не тот сервис, что раньше.

Ресторан Carte Blanche.
Дмитрий Лямзин

Справка

Иван Боженко и Алексей Кульгачев окончили Институт архитектуры и дизайна АлтГТУ. Оба работают в компании RaumDesign. В числе реализованных ими проектов — клуб Che Guevara, кофейня "У лакомки", лаунж-бар "Кефир", ресторан Carte Blanche, пивной бар "Ганс", клуб "Чердак", гриль-бар "Пожарка", суши-бар "Ипонкин" (ТЦ "Европа"), фитнес-центр "Магис-Спорт" и другие.

Цитата

Иван Боженко,
дизайнер:

Случается, не захожу в "свои" заведения по полгода, чтобы абстрагироваться. Чтобы забыть. Зато потом смотришь на объект другими глазами. Потому что если прийти раньше, то сидишь и думаешь об ошибках: там не так сделали, там неправильно покрасили, вот здесь "косяк". И не можешь абстрагироваться. А когда приходишь спустя время, то смотришь совсем другими глазами.

Факт

Сегодня Иван Боженко и Алексей Кульгачев создают ряд проектов ресторанов, а также новый кинотеатр сети "Киномир" в ТРЦ "Арена".

Ресторан Carte Blanche — знаковый для дизайнеров, это был их первый крупный заказ, благодаря которому они стали более известны и смогли в дальнейшем работать с собственником ресторана.

Лаунж-бар "Кефир" является наиболее любимым проектом дизайнеров. Собственник предоставил им полную свободу творчества. Вся концепция заведения полностью придумана и реализована ими.

Иван и Алексей оформляют не только рестораны, но и другие общественные места. К числу удачных проектов они относят автоцентр АНТ на Павловском тракте.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость