Сергей Байдуков,
егерь заказника "Кислухинский":
Неужели ты не видишь ту боль и ужас, которыми объято несчастное животное, когда бездушное чудовище гонит его на своем, не знающем устали скоростном снегоходе?Сергей Байдуков.Когда ты вскидываешь ружьё, посмотри: животное обречено и покорно ждёт своей участи, и в то же время всем своим обликом взывает к твоей совести.
А есть ли она?!
Эти мысли приходят, когда постоянно сталкиваешься с браконьерами и последствиями их преступлений.
А сталкиваюсь часто, потому что работаю егерем Кислухинского заказника. Того самого, где лосей бьют с вертолёта, и каждую зиму местные отморозки на снегоходах ведут "заготовку мяса". И остановить их не могу ни я – как егерь на своём разваливающемся на ходу "Буране", ни полиция, которая каждую зиму расследует уголовные дела по фактам браконьерства в заказнике, но виновных не находит.
Но в конце марта 2015 мне уже не мыслить, а кричать об этом хотелось. Весной снег сходил медленно, образовался наст. Это позволяло браконьерам легко догонять косуль и даже ловить их голыми руками.
28 марта, возвращаясь после проведения работ по учёту животных в пойме Оби, я двигался по заказнику. Увидев чужой снегоход, подъехал к нему. Уже сам факт нахождения снегохода в заказнике является нарушением. Но человек, находящийся у снегохода как будто и не знал этого. Он склонился над умирающей, как мне показалось, косулей и не обращал на меня внимания. Оружия кроме ножа у него не было.
Когда я показал удостоверение и начал его фотографировать, браконьер быстро сориентировался, сначала пытался вырвать у меня из рук фотоаппарат, после чего неожиданно вернулся к косуле. Животное вдруг вскочило и убежало. Оказывается, оно было живо, связаны были лишь ноги. Человек стал вести себя ещё более нагло, явно уверенный в своей безнаказанности.
Анекдотичность этой ситуации ещё и в том, что, несмотря на всю серьёзность нарушения, я действительно не смог ничего сделать. Егеря заказников до сих пор не имеют полномочий на задержание транспортного средства и на выяснение личности нарушителя. А вот протокол составить могут! Но как его составлять, если даже фамилии нарушителя не знаешь?! А вот браконьеры знают, что делать. И обычно лицо у них в маске, а снегоход без номеров. С другой стороны, они не брезгуют и тем, что при опасности могут бросить убитых животных.
31 марта были обнаружены застреленные и брошенные лось и косуля. По-видимому, за три дня до этого, услышав мой снегоход, браконьеры оставили добычу и побоялись забрать её. А в апреле нашлась ещё одна застреленная косуля.
Назвать этих недочеловеков после содеянного чудовищами или "отморозками", наверное, было бы слишком мягко. Но они живут среди нас. Мы с ними здороваемся, общаемся, а некоторые из нас даже покупают у них мясо. Мы знаем, чем они занимаются. Они же знают, что для большинства из нас они нормальные люди.
Этот рассказ не только о браконьерах, а обо всём нашем отношении к природе, лесу и той среде, где мы живём. Вокруг нас бросают мусор, человек с пилой распоряжается лесом так, как будто завтра конец света. А мы как будто и не замечаем этого. Быть может нам всем надо посмотреть в глаза косуле?
Боюсь только, что в них может отразиться наша жадность и безразличие.
Самое важное - в нашем Telegram-канале