В течение последних двух лет весь тепловой комплекс города, за исключением ТЭЦ, обслуживало МУП "Рубцовские тепловые сети". В апреле с заявлением о банкротстве предприятия в краевой арбитражный суд обратилась администрация города. На тот момент у МУП сформировалась большая кредиторская задолженность, банки отказывались выдавать кредиты, а готовить город к зиме, говорит Сергей Черноиванов, было нужно. Решением суда в МУП была введена процедура наблюдения до 12 ноября 2015 года. Согласно материалам арбитража, по итогам января – июня 2015 года "Рубцовские тепловые сети" задолжали кредиторам 531,8 млн рублей. В настоящее время свои финансовые претензии в суде заявили около 10 организаций на общую сумму порядка 435 млн рублей.
Тем временем "Рубцовские тепловые сети" продолжали вести ремонтные работы по подготовке Южной тепловой станции и сетей к зиме. По данным "СК", они выполнены примерно на 60%. Однако никакой возможности — ни технической, ни финансовой — заниматься этим дальше у МУП не было. Параллельно желание взять на себя управление тепловым комплексом высказала "ИДК". По словам Черноиванова, инициатива была двусторонней. Как рассказал депутат горсовета Андрей Бобровский, о намерении сотрудничать с "ИДК" мэрия объявила еще на июньской сессии: "Это происходиоло на фоне заявлений руководства компании по поводу масштабных инвестиционных планов".
Речь идет о проекте модернизации Рубцовской ТЭЦ, который председатель совета директоров "ИДК" Михаил Дворкович, брат вице-премьера Аркадия Дворковича, презентовал весной инвестиционному уполномоченному по СФО Андрею Филичеву. Проект предусматривает увеличение установленной мощности станции с 61 МВт до 200–450 МВт и создание энергоэффективного комплекса с перспективой транзита вырабатываемой электроэнергии через Казахстан. На презентации было также заявлено, пишет "Эксперт-Сибирь", что проект "ИДК" предусматривает объединение всех зон теплоснабжения в городе и создание единой теплоснабжающей компании.
Казалось бы, все сошлось: у города есть проблемы, но есть компания, которая готова помочь их оперативно решить. Однако на этом этапе перед администрацией замаячили гигантские финансово-правовые риски. Просто так изъять имущество у МУП, находящегося в процедуре наблюдения, мэрия не могла. В случае если бы администрация просто расторгла договор аренды с "Рубцовскими тепловыми сетями", кредиторы через арбитражного управляющего смогли бы оспорить это решение. Ведь этот шаг может привести к невозможности оздоровления предприятия, МУП не сможет использовать имущество, а значит, зарабатывать и, соответственно, платить по долгам. И тогда кредиторы могли бы поставить перед администрацией как собственником имущества и учредителем МУП вопрос о субсидиарной ответственности за почти полумиллиардный долг. Такие прецеденты в арбитражной практике были. Очевидно, что подобная перспектива не могла прельщать. В результате в городе был введен режим, позволяющий перед угрозой неподготовки к зиме передать имущественный комплекс "ИДК". Обслуживать его согласно принятым решениям компания начнет с 1 сентября. Она же, по словам Черноиванова, будет ответственна за приобретение угля на предстоящий отопительный период.
Эксперты говорят, что снять режим повышенной готовности и решить ситуацию о передаче теплового хозяйства "ИДК" в "нечрезвычайном" правовом русле удастся только тогда, когда произойдут два события. Во-первых, завершится процедура наблюдения и будет принято решение о банкротстве МУП. Во-вторых, будет утверждена схема теплоснабжения города, которая в настоящее время разработана, но еще не прошла этап публичных слушаний.
Тем временем кредиторы бьют тревогу. По их мнению, все идет к тому, что в Рубцовске будет реализована уже не единожды опробованная схема, когда коммунальное предприятие города банкротится, имущество передается следующему оператору, а долги остаются на компании-банкроте. "В Рубцовске с завидной регулярностью меняются операторы ЖКХ, эксплуатирующие муниципальную Южную тепловую станцию, — говорят в “Алтайэнерго?сбыте”, которому МУП задолжал 38 млн рублей. — До “Рубцовских тепловых сетей” эти функции выполняло МУП ”Рубцовский тепловой комплекс”, а еще ранее — МУП “Южная тепловая станция”". То, что такая процедура выработана, в частных беседах не скрывают и депутаты горсовета, и участники рынка.
Эта схема — "банкротство раз в три года" — реализуется не только в Рубцовске, но и в других городах и районах края. Эксперты называют разные причины такого положения: от банального воровства, неэффективного менеджмента до низких тарифов, не позволяющих котельным и ТЭЦ выходить даже на уровень рентабельности. Как бы то ни было, Рубцовску пока не удается найти баланс между необходимостью готовить город к зиме и обязанностью отвечать по долгам.
Из распоряжения администрации Рубцовска № 407-р:
В связи с критической ситуацией по подготовке теплоисточников города Рубцовска Алтайского края к отопительному сезону 2015–2016 гг. и с целью недопущения нарушения жизнедеятельности населения города Рубцовска <...>
1. Ввести на территории Южной тепловой станции (ул. Красная, 100), тепловых сетях в северной и южной частях города Рубцовска, котельных Западного поселка режим повышенной готовности с 23.07.2015.
2. ООО "Инвестиционно-девелоперская компания" (Грачев П. В.) привлечь необходимые силы и средства к проведению мероприятий по подготовке Южной тепловой станции, тепловых сетей, котельных Западного поселка к отопительному сезону 2015–2016 гг. и недопущению чрезвычайной ситуации.
Любопытно, что в 2012 году ситуация в Рубцовске была зеркально противоположной. Тогда в городе тоже вводился режим ЧС, но из-за того, что в результате конфликта между администрацией и "ИДК" на ТЭЦ закончилось топливо и не велись работы по подготовке к зиме. Тогда все работы были возложены на МУП "Рубцовский тепловой комплекс".
Цифра
602,6 млн рублей задолжали предприятия ЖКХ края только поставщикам электроэнергии (по данным на 17 июля).
Самое важное - в нашем Telegram-канале