Меньше звонков и СМС
Главная цель антиколлекторского закона (№230-ФЗ) - очистить рынок от непорядочных игроков. Его готовили около десяти лет и после волны резонансных инцидентов с участием вышибателей долгов и слов Путина о том, что "беспредел, связанный с угрозами и насилием, абсолютно неприемлем", его наконец приняли.
Как следует из текста закона, взаимодействовать с должником отныне может только сам кредитор, либо коллекторская фирма, внесенная в специальный государственный реестр. Чтобы попасть в этот реестр, компания должна иметь уставной капитал не менее 10 млн рублей и заплатить пошлину в 100 тыс. рублей.
Вести реестр и надзирать за исполнением закона всего за две недели до его вступления в силу поручили Федеральной службе судебных приставов (ФССП).
Новые правила существенно ограничили количество контактов взыскателей с должниками и установили их жесткие временные рамки (см. справку). Это должно остановить бесконечные звонки и смс-бомбардировки на телефоны должников. Отметим, что эти требования касаются только взаимодействия с физлицами и лишь по взысканию просроченной задолженности по кредитам и займам.
"Уходим в тень"
По запросу "коллекторское агентство" справочник 2GIS выдает 10 адресов в Барнауле. Половина из них — юридические компании широкого профиля, взыскание долгов для которых — лишь одно из направлений работы, притом, как следует из их сайтов, не основное.
Руководитель коллекторского агентства "РусАзияДолг" Дмитрий Удоденко заявил, что не собирается подавать заявку на включение в реестр, но при этом намерен продолжать свою работу.
Дмитрий Удоденко,
руководитель коллекторского агентства "РусАзияДолг":
Мы заявку на вхождение в реестр не подавали и делать этого не собираемся. Я не вижу четкой границы между юридическим сопровождением взыскания долга мной как юристом–одиночкой и коллектором. У меня есть юридическое образование, я вправе оказывать помощь по взысканию долгов. Кто мне запретит это? Законодатель меня в этом не ограничил. Я буду работать, как физическое лицо, являясь представителем взыскателя. У меня нет 10 млн рублей и платить 100 тыс. рублей за попадание в реестр, как этого требует новый закон, я не готов. В Алтайском крае ни одна организация не готова заплатить такие деньги. То есть мы уходим в тень. Получается, закон не рабочий.
Такое заявление Удоденко сделал в конце декабря на круглом столе, организованном "Общероссийским народным фронтом" и "Ассоциацией по защите прав заемщиков". Как рассказали в ассоциации, примерно также отвечали и другие коллекторы, которые на обсуждение нового закона в итоге не пришли. Они говорили: "Мы больше не коллекторы, просто ведем юридическую деятельность".
Прокомментировать подобное заявление и однозначно ответить — могут ли юристы-одиночки таким образом работать с должниками и попадают ли они под действие закона — присутствовавшие на встрече представители госорганов затруднились.
Руслан Усвят,
начальник отдела по надзору за исполнением законодательства в социальной сфере прокуратуры Алтайского края:
Сейчас сложно прокомментировать подобную ситуацию. В чем будет выражаться юридическое сопровождение? Это могут быть и законные, и незаконные действия, поэтому нужно будет рассматривать каждый конкретный случай.
При этом он отметил, что на его взгляд, непосредственное взыскание долга с помощью звонков по телефону должнику со стороны юристов-физлиц незаконно.
Анна Гаврилова,
начальник отдела правового обеспечения УФССП по Алтайскому краю:
В законе не говорится, каким лицом должен быть взыскатель - юридическим или физическим. Привлекать к ответственности мы можем только юридические лица, которые включены в государственный реестр. Физическое лицо, осуществляющее юридическое сопровождение долга, под данные нормы не подходит.
Позже начальник управления Глеб Абатуров на пресс-конференции уточнил позицию приставов, передает "Алтайский информационный портал защиты прав заемщиков": "Они (коллекторы — прим.ред.) смогут работать без включения в государственный реестр и образования юридического лица. Но они должны оставаться в рамках правового поля, не давая оснований для жалоб". Если же в управление ФССП поступит жалоба на коллекторов, которых нет в реестре, ее передадут в соответствующие правоохранительные органы, рассказал Абатуров. Представители МВД и прокуратуры подтвердили, что готовы работать по такого рода обращениям.
Подготовились заранее
У юристов есть немало вопросов к законодательному нововведению, как процессуальных, так и концептуальных. Например, в законе говорится, что нельзя оказывать психологическое давление на должника, но что включает в себя это понятие? И как будут учитываться временные пояса, ведь во время звонка в регионе коллектора может быть день, а у должника — глубокая ночь? И если собеседник бросил трубку, считается ли контакт состоявшимся? Ответов на эти и ряд других вопросов они не услышали. Представители госорганов говорят, что понимание многих моментов появятся в ближайшие месяцы, после обобщения первой правоприменительной практики и дополнительных разъяснений.
Интересно, что другая сторона - Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) — не стала ждать практики и уже опубликовала свои разъяснения для взыскателей долгов. Они рассказывают, как обойти все строгие требования нового закона. Суть рекомендаций проста - заранее, перед выдачей кредита или займа, подписывать с клиентом два вида дополнительных соглашений. В одном из них будут несколько расширены частота контактов с должником и их способы, второе предоставит кредиторам и взыскателям больше свободы в распространении информации о долге третьим лицам. Юристы считают, что без подписания подобных соглашений шансов получить деньги у заемщика попросту не будет.
Впрочем, должник может отказаться от общения с взыскателями. Для этого в управлении ФССП или онлайн нужно заполнить специальный бланк. С помощью этого документа можно сообщить коллектору или кредитору об отказе от взаимодействия с ним (направив уведомление через нотариуса или по почте), либо поручить вести все переговоры через представителя (юриста). Неплательщик сможет написать такое заявление через 4 месяца с даты возникновения просрочки по долгу, либо через месяц после вступления в силу судебного решения.
Мнения
Антон Доровских,
руководителя "Ассоциации по защите прав заемщиков":
Примерно двумя третями взысканий занимаются банки и их обособленные подразделения. При этом случаев откровенного беспредела со стороны сборщиков долгов он в Алтайском крае я не припомню. Хотя ежемесячно мы получаем порядка сотни жалоб на действия взыскателей.
Люди сетуют на звонки родственинкам, работодателям, и даже на угрозы. Однако напрямую никто не угрожает, поэтому привлечь коллекторов очень сложно. Взыскатели говорят: "А вы знаете, что с вами могут сделать то-то и то-то?" При этом они не утверждают, что сделают это. Формально это не угроза, но люди воспринимают эти слова именно так.
Будет ли новый закон работать, станет понятно через 2-3 месяца. Но, по моему мнению, он сырой и в нынешнем виде не защищает заемщика.
Чтобы избавиться от назойливых звонков или смс от коллекторов или служб взыскания банков, эксперт советует писать как можно больше жалоб в разные инстанции. "Тех, кто умеет защищаться, меньше донимают", - говорит Доровских. Как сообщили в пресс-службе управления ФССП по Алтайскому краю, жаловаться на нарушения 230-ФЗ со стороны банков и организаций рынка микрозаймов следует в Центробанк, а на нарушения со стороны коллекторских агентств — в ФССП.
Дмитрий Швийцер,
представитель Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае:
Мы не считаем полезной и нужной деятельность коллекторов. Если есть проблемы с взысканием долгов, нужно менять закон об исполнительном производстве, давать судебному приставу больше полномочий. Тогда необходимость в деятельности коллекторов и проблемы с ними связанные сами по себе отпадут. Ведь есть человек в погонах, у него есть закон, у него есть ответственность. А коллекторы ответственность за то, что они делают, не чувствуют.
Что нельзя делать взыскателям?
Теперь коллекторы могут лично общаться с должником, звонить ему, отправлять смс и любые другие сообщения лишь с 08:00 до 22:00 в будние дни и с 09:00 до 22:00 - в выходные и праздники. Наносить личный визит теперь можно не чаще 1 раза в неделю, звонить - не чаще 1 раза в день, 2 раз в неделю и 8 раз в месяц. Отправлять смс и иные сообщения коллекторы смогут не чаще 2 раз в день, 4 - в неделю и 16 - в месяц. В законе также указано, что любое взаимодействие с третьими лицами (родственниками, соседями, коллегами должника) возможно только с его согласия, а также если эти самые третьи лица не выразили свое несогласие.
Что требуется от коллекторов?
Чтобы попасть в реестр, коллекторам необходимо подать копии учредительных документов, выписку из ЕГРЮЛ (взыскание должно быть основным видом деятельности), сведения о размере чистых активов с приложением бухгалтерской отчетности, а также копию договора обязательного страхования ответственности за причинение убытков должнику при взыскании долгов.
Факт
Накануне выхода материала в ФССП уточнили, что за сам факт коллекторской работы без нахождения в реестре сборщиков долгов будут привлекать к ответственности по статье 14.57 КоАП РФ. Для граждан это может обернуться штрафом от 50 до 500 тыс. рублей, должностным лицам — от 100 тыс. до миллиона рублей, юрлицам — от 200 тыс. до 2 млн рублей.
Цифра
В Алтайском крае в конце 2016 года насчитывалось 779,3 тыс. заемщиков. Источник: Национальным бюро кредитных историй (НБКИ).
Самое важное - в нашем Telegram-канале