Записки на прилавке
В здание на красной линии известного в Барнауле автомобильного "Теплого рынка" заходит мужчина. Он поднимается на второй этаж, подходит к большому прилавку в центре зала и забирает заказ: ему привезли бампер. Слева от прилавка — отдел "Автокраски". Клиент подходит к продавцу лакокрасочных материалов и спрашивает растворитель в небольшой бутылке.
Человек за прилавком показывает на лежащие перед ним ручку и листок бумаги и негромко, но отчетливо говорит: "Напишите, пожалуйста. Я глухой".
Ручка и бумага в ход идут не всегда: Вадим неплохо читает по губам, а благодаря аппарату за ухом даже немного слышит. Если клиент привык жестикулировать — с ним еще проще.
Вадим Пудовкин,
предприниматель:
Но половина покупателей в первые секунды общения оказываются в ступоре и не знают, как себя вести. Чаще всего они не стремятся преодолеть барьер, а разворачиваются и уходят в другой магазин.
Вадим говорит негромко, но разборчиво. Его речь похожа на речь иностранца: его "л" почти всегда мягкая, а в некоторых словах он неправильно ставит ударение.
"Чувствую себя иностранцем"
Слух Вадим потерял во младенчестве. Таким оказалось побочное действие антибиотика, который ввели ему врачи для борьбы с воспалением легких. Сейчас этот препарат в медицине уже не применяют.
В течение 12 лет Пудовкин учился в новоалтайской школе-интернате для глухих детей. После выпуска практически сразу стал заниматься коммерцией. В основном — торговлей. Начинал с одной точки на Старом базаре, со временем расширялся, менял категории товаров. "Когда не было супермаркетов, торговля шла хорошо", — вспоминает Вадим.
Пудовкин успел пожить и в Москве (там он окончил Российский государственный социальный институт), и в Новосибирске, и в других городах. Он говорит: в европейской части России к глухим относятся толерантнее. Там больше иностранцев, народ привык встречать непохожих на себя людей, взаимодействовать с ними.
Вадим Пудовкин,
предприниматель:
В Сибири в этом плане тяжелее жить, к глухим здесь относятся как к дикарям. Поэтому наши друзья уезжают за Урал и даже за границу, где неслышащие вовсе не выключены из жизни общества. В Европе и США почти все полицейские и большинство госслужащих на базовом уровне владеют жестовым языком. Вплоть до экс-президента Штатов Барака Обамы. Однажды мои знакомые гуляли по Голливуду и встретили Джулию Робертс — и она знает жестовый! В России все иначе.
Вадим сокрушается: пять лет назад он слышал новость о том, что государство выделило несколько сотен миллионов рублей на обучение полицейских языку жестов (в разные годы подобные сообщения действительно периодически появлялись. — Прим. ред.). Однако ни разу Пудовкину не удавалось встретить участкового или любого другого сотрудника МВД, который мог хотя бы немного "говорить" руками.
Вадим Пудовкин,
предприниматель:
Не понимаю, куда делись эти деньги? И почему закон о социальной защите инвалидов оказался всеми забыт?
Но как предприниматель Пудовкин больше взаимодействует с другими госорганами. И здесь ситуация аналогичная: глухой человек чувствует себя иностранцем.
Вадим Пудовкин,
предприниматель:
Например, я никак не могу в налоговой объяснить, что у нас значительно меньше клиентов, чем у слышащих. И это при тех же прочих условиях. Почему мы должны платить такую же ставку налога? Подход должен быть дифференцированным.
Он ссылается на опыт Америки, где инвалидов-предпринимателей на три года полностью освобождают от налогов, давая возможность крепко встать на ноги.
Также трудно, по его словам, коммуницировать с банками. В частности, не всегда удается уточнить условия кредитного договора.
Шаг на пути к автосервису
Магазин и лабораторию по подбору автоэмалей Вадим Пудовкин открыл в январе 2016 года вместе со своим товарищем по интернату Данилом Моревым (он родился глухим). У Данила и его отца свой гараж, в котором они восстанавливают автомобили после ДТП. Пудовкин и Морев решили, что это дело можно расширить именно за счет бизнеса по подбору автоэмалей.
Товарищи купили небольшой отдел на "Теплом рынке". Первое время дело не шло — слишком маленьким был ассортимент. Заняли денег, закупили товар (грунты, эмали, краски, шпатлевки, материалы и инструменты для покраски) и переехали в соседнее здание, более подходящее для подобного отдела. Продажи пошли лучше.
Но вопрос масштаба оставался острым. Рынок требует еще большего ассортимента.
Вадим Пудовкин,
предприниматель:
Покупатели приходят со списком. Если из десяти позиций мы можем предложить им восемь или даже девять, но одной-двух у нас нет, человек ничего не приобретает и уходит туда, где возьмет все разом.
Летом товарищи подсчитали и поняли: для расширения лаборатории им нужен как минимум 1 млн рублей. Банк в кредите отказал даже под залог квартиры и машины. Пудовкин обошел все фонды поддержки малого и среднего бизнеса. Один из них дал 100 тыс. рублей.
Вадим Пудовкин,
предприниматель:
Мы их прокрутили и через три месяца вернули — эти вливания не сделали нам погоды.
В поисках инвестора Пудовкин даже записал видео для соцсетей. На нем Вадим рассказывает на языке жестов (запись с субтитрами) о своем предприятии и убеждает вложиться в его дело. Видео привлекло двух партнеров, но необходимую сумму собрать не удалось.
В ситуации, когда каждый второй потенциальный клиент пугается тебя, логичным шагом выглядело бы приглашение слышащего продавца. Но здесь злую шутку сыграла специфика отдела: краску мало просто продавать, ее нужно уметь смешивать и идеально подбирать тон эмали. Хороших специалистов этого профиля немного, работодатели держатся за них. Переманить их можно только зарплатой 30–50 тыс. рублей, но столько Пудовкин и Морев платить не могли.
Тем не менее от своих планов бизнесмены не отказывались. Лаборатория, по их замыслу, должна была стать промежуточным этапом на пути к запуску крупного автосервиса. Компаньоны уже присмотрели подходящий бокс площадью более 200 кв. метров.
Но эти мечты пока приходится отложить: в самом конце 2016 года у Данила обнаружили объемную опухоль в мозгу. Он уже прошел диагностику и сейчас ждет заключение от московских врачей по поводу предстоящей операции. На нее и другие процедуры первого этапа лечения придется потратить 1–3 млн рублей.
Магазин-лабораторию по подбору эмалей пришлось выставить на продажу. Все вырученные средства пойдут на лечение Данила.
Вадим Пудовкин,
предприниматель:
Сомнений не было. Мы уже поняли, что самим нам не стоит торговать. Пусть это дело лучше подхватит слышащий человек. У него продажи пойдут значительно лучше. Сейчас ищу покупателя, который будет заинтересован в расширении своего предприятия или, может быть, исполнит свою мечту завести автомобильный бизнес. А для нас полученные средства дадут возможность спасти жизнь моему другу.
Цифра
193 тыс. рублей ежегодно тратит краевое Минтрудсоцзащиты на обучение русскому жестовому языку неслышащих и переводчиков.
Источник: региональная программа "Доступная среда в Алтайском крае" на 2016–2020 годы.
Самое важное - в нашем Telegram-канале