Потребитель

Девять кругов бюрократии или что ожидает людей, меняющих документы

Когда-нибудь у каждого человека под кожей будет чип с полной информацией о нем, и проблема смены документов исчезнет. А сейчас от этого страдают миллионы россиян. С начала октября я меняю свои документы: паспорт, СНИЛС, полис, все банковские карты, ИНН. Сменила фамилию — и понеслась.

Чипирование. Штрих-код.
Чипирование. Штрих-код.
СС0

Анастасия Корягина, корреспондент altapress.ru.
Анастасия Корягина, корреспондент altapress.ru.
Я ожидала подвоха заранее и отовсюду. И, может, именно поэтому подвох не заставил себя ждать. Больше всего порадовал зарплатный банк. Второй по величине активов банк страны и первый по размеру уставного капитала, между прочим. Я приехала с паспортом и свидетельством о браке, ждала 50 минут своего приема, смотрела на кислое лицо сотрудницы банка, которая как раз собиралась уходить, а тут внеочередной клиент.

За новой картой пришлось приехать через неделю и снова посидеть в очереди — на этот раз полчаса. Сотрудница банка, приняв меня, извинилась и сначала поговорила по мобильному. Затем еще 15 минут ожидания ввода данных, навязывания услуг и, наконец, вот она, моя карта. Со старой фамилией. На мой вопрос: "Как случилось сие недоразумение?" — девушка ответила, что произошла ошибка: в системе все правильно, "а на пластике не то". В итоге карту переделывали больше 10 рабочих дней! А ведь этим людям мы доверяем свои деньги и пенсионные накопления. И никто не даст гарантии, что в другой ситуации не произойдет что-то "не то"...

И так везде. Когда я меняла СНИЛС, то приехала в территориальное отделение ПФР и только там узнала, что свидетельство меняют в главном офисе. Почему не выяснила это заранее? Потому что клиентская служба ПФР не соизволила ответить на мой двухдневный шквал звонков. Онлайн-консультанты посылают в территориальное отделение ПФР, на сайте информации нет. Подумаешь, потратила час, 34 рубля и замерзла. Зато СНИЛС заменили быстро, через два дня после подачи заявления.

Паспортист почему-то оказалась не в курсе, что не нужно писать заявление на замену паспорта вручную, если подаешь его через "Госуслуги". Я три раза переписывала бумагу, которая оказалась в корзине для мусора. И паспортист в этом не виновата — она просто перестраховывалась, чтобы нигде не придрались. В системе проблема. Обзови ее хоть УФМС, хоть отделом миграции МВД — одно и то же. Готовый паспорт мне вообще не хотели отдавать, потому что я пришла без макияжа, а в паспорте слегка накрашена — не узнали.

А ведь ФМС, когда еще существовала, обещала, что у нас появится единая карта, где будет все: паспорт, СНИЛС, полис и ИНН. Какая была бы красота: приходишь в одно место, один раз отстаиваешь очередь (а в идеале — записываешься заранее и заходишь в точно обозначенное время) — и все, свободен. Да и сейчас, мне кажется, это вполне осуществимо: ведь номера ИНН и СНИЛС не меняются. Поставить две печати с номерами в паспорте на 18-й странице — и все, проблема решена! А так на замену этих документов нужно по два раза в каждое ведомство сходить.

Но надежда есть: в начале августа Институт социальной политики ВШЭ предложил присвоить каждому россиянину уникальный номер, который заменит СНИЛС, ИНН и другие документы. Внедрить систему планируют к 2025 году. Так что, возможно, через каких-то 10 лет смена документов не будет казаться таким адом, как сейчас.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость