май 13, 2013
Проследить этапы рождения современного облика Барнаула до некоторых пор было просто. Достаточно было прокатиться по пр. Ленина от начала до конца. Архитектура стыка веков с ее активными точечными застройками внесла свои коррективы. С целью понять, как стройка начала XXI века повлияла на облик города, редакция газеты "Читай!город" пригласила на прогулку почетного архитектора России Сергея Боженко. Эксперт признался: "Я слишком хорошо знаю свой Барнаул, где каждый камень кричит мне о нерешенных проблемах города".
Сергей Боженко.
Олег Богданов
Последнее десятилетие архитектура Барнаула развивается в двух направлениях. Это утилитаризм - стремление к упрощению и удешевлению и эклектика - смешение стилей. Хотя сто лет назад зодчие считали эклектику большим грехом, сегодня очевидно снижение эстетической подготовленности заказчика, а смешение стилей возведено в разряд нормы. Собственно, дело не в стилевом соответствии объекта, а в мере таланта автора.
Три недостроенные башни – следствие самовольного захвата застройщиком прибрежной территории, ранее предназначенной для устройства набережной реки Обь с "зеленой зоной" для отдыха горожан. Сожалеть о несбывшейся набережной уже поздно. Остается сожалеть о беспринципности некоторых моих коллег, польстившихся на деньги заказчика. Не могу рассуждать о достоинствах и эстетике этого коммерческого комплекса, когда нарушены естественные права барнаульцев, навсегда оставшихся без набережной.
Талант зодчего не только украсил наш город, но и приучил горожан к новой эстетике. Динамичный силуэт и светлый фасад постройки работают на имидж современного, динамично развивающегося города. Общую картину, к сожалению, портит грубо выполненное железобетонное укрепление берега. Отмечу, любой объект, возведенный на "стрелке" рек, занимает выигрышное положение по отношению к окружающей застройке и формирует ее. Так было и здесь до начала строительства "Аквамарина". В результате "Парус" зрительно теряется на фоне башен.
Авторы попытались "вписаться" в историческую среду. Общий строй фасадов удачен. Но их цветовое решение чрезмерно контрастно и снижает эстетическое качество постройки. Это общая беда большинства современных проектантов, которые всеми силами хотят выделить свои объекты из общего ряда. Что это - дефицит художественного вкуса? Диктат поставщика облицовочных материалов? Кстати, качество облицовки стен и цоколя этого здания оставляет желать лучшего.
Спроектирован в соответствии с принципами застройки исторического центра Барнаула, в частности: ограничением высоты зданий пятью этажами, использованием традиционных материалов (красный кирпич, металл), созданием силуэта кровли, акцентированием углов. Масштаб членения фасадов соответствует окружающей исторически сложившейся застройке. Судя по архивным фотографиям, именно таким был Барнаул до пожара 1917 года. Мне представляется, территорию будущего барнаульского туристического кластера следует развивать в аналогичных формах.
Выполнен в так называемом "историзме". Объект по своим градостроительным характеристикам отвечает требованиям, которые раньше предъявлялись к строительству в историческом центре Барнаула. Постройка является типичным образцом коммерческого жилищного строительства. К сожалению, застройка квартала не получила продолжения.
Перед нами невыразительный параллелепипед с пестрой раскраской. Ярчайший образчик современного коммерческого строительства. Нарушены градостроительные ограничения по плотности застройки. Недостаточная емкость парковки приводит к транспортным заторам и дискомфорту пешеходов. На мой взгляд, эта одна из самых заметных градостроительных ошибок последнего времени. Мне бесконечно жаль, что на этом месте не был реализован ранее согласованный проект известного барнаульского архитектора Владимира Золотова.
Объемно-пространственное решение дома обеспечивает крупномасштабное членение фасадов. Это соответствует важной роли объекта в среде формирующегося общественного центра. Силуэт здания ярко выраженный, что особенно заметно с близкого восприятия. Сдержанное колористическое решение фасадов ставит этот дом в ряд лучших барнаульских построек.
Административно-деловой 8-этажный объект с многообещающим названием "Идеал" выполнено в стиле "хай-тек". Динамичная, округлая форма постройки помогает уличному пространству перетекать в площадь перед зданием "Сити-центра".
Строящаяся вторая "половина" бизнес-центра настораживает своими габаритами - грандиозный комплекс потребует соответствующего количества парковочных мест. Уверен, что в ближайшем будущем на пр. Красноармейском и прилегающих улицах нас ждет усугубление транспортной проблемы.
Как правило, престижные постройки возникают на стыке интересов всех участников градостроительства: инвестора, местной власти, подрядчика и автора проекта. Рядовые горожане, обычно, остаются в стороне. С учетом исторически сложившейся застройки пр. Ленина объект должен быть пятиэтажным. Тем не менее, здание построили на несколько этажей выше. В результате город получил громадный затененный фасад, контрастирующий с соседними объектами в классическом стиле. Кроме того, плотность застройки крохотного участка оказалась катастрофически завышена, что привело к проблемам с парковкой и ущемлению интересов жителей. Почему это стало возможным? Причин три: алчность инвестора, честолюбие автора проекта и непрофессионализм городских чиновников.
Яркий образец архитектуры Барнаула на стыке столетий. Силуэт комплекса формирует панораму центральной части города. Его архитектурно-планировочное и колористическое решение выполнено на добротном профессиональном уровне. Учтены особенности перепада рельефа для размещения автопаркинга. Квартал застроен очень рационально. Если хотите, этот объект можно назвать достопримечательностью Барнаула. Однако авторы комплекса ущемили права жильцов дома напротив, затенив их квартиры.
Здание выполнено в формах постмодерна. На мой взгляд, объект довольно деликатно "вписан" в окружающую историческую среду, как по габаритам, так и по колористическому решению. Постройку можно смело отнести к разряду удачных, благодаря уважительному сотрудничеству заказчика с автором-архитектором и соблюдению ими градостроительной дисциплины.
Постройка с крупномасштабным главным фасадом полностью подавляет стоящий рядом памятник истории и культуры – бывший Католический костел. Черно-белое цветовое решение новостройки не увязано с общей цветовой гаммой главной улицы города. Объемно-пространственная композиция объекта выглядит весьма старомодной, этаким приветом из 60-х годов прошлого века. Почему появляются подобные постройки? Видимо, в городе отсутствует действенный контроль за градостроительным осмыслением проектов будущих построек и их архитектурно-художественной выразительностью. Не мной замечено: улучшение качества облицовки фасадов в нашем городе происходит на фоне снижения качества принимаемых градостроительных решений.
Реконструкция бывшего Дома быта и многоэтажная пристройка — это добротное, композиционно выверенное архитектурное решение. Стильный входной "узел" и цветной витраж атриума поставили эту новостройку в ряд самых оригинальных объектов. Панорамный лифт и эскалатор добавляют изящества. Есть достаточные площади для парковки автомобилей. Общее впечатление от объекта подпорчено черными отделочными материалами, которые не вписываются в колористическое решение застройки участка пр. Ленина. В черном цвете стен можно было бы усмотреть столичный шарм, если бы не провинциальное желание новых хозяев использовать латиницу в собственной рекламе и легковоспламеняющиеся материалы в конструкции навесных фасадов.
Возведение ТРЦ оказалось заметным явлением в жизни горожан. В "Огнях" реализован прогрессивный принцип "все в одном". Отмечу, здание построено с отступлением от ранее утвержденной концепции застройки Второго городского центра. По первоначальному замыслу в составе комплекса было высотное здание для визуального "замыкания" пространства прилегающих улиц.
Общий облик здания и интерьеры выполнены на хорошем европейском уровне. Однако впечатление от интерьера портят скользкие напольные покрытия. В целом здание смотрится хорошо, особенно с искусственной подсветкой в темное время суток. Отсутствие высотной доминанты частично компенсируется угловым решением фасадов.
Современные гипермаркеты не блещут архитектурной выразительностью. Как правило, это примитивные, раскрашенные коробки. "Весна" тоже коробка, но над решением фасадов потрудился профессиональный зодчий. Белые порталы входов, пластика остекленных поверхностей в сочетании с терракотовой облицовкой фасадов сделали объект весьма привлекательным. Малыми средствами достигнута высокая выразительность. К сожалению, обилие крышной и фасадной рекламы нивелирует все архитектурные достижения.
4 крупные торговые площадки открылись в 2012 году. Это "", "", и "".