сентябрь 4, 2014
Надежда Скалон.
Анна Зайкова
Странные, в общем-то, дела происходят с земельными участками в Барнауле. Кто-то, кто ими интересуется, очень не хочет быть узнанным. Собственно, почему?
Вы, наверное, помните историю начала августа, когда на аукцион было выставлено право аренды участка в 18,5 га под жилую застройку в одном из кварталов Барнаула. Тогда на торгах соревновались известные строительные компании, готовые выложить намного больше первоначальной цены права аренды — 69 млн. рублей.
А , не имеющая за душой ни одного построенного объекта и серьезных шансов на получение банковских кредитов. Она заявила, что готова заплатить почти 400 млн. рублей. Заплатила или нет, до сих пор неясно, хотя сроки заключения договора аренды истекли. Но дело не в этом.
Если это передел — не проблема: рынок есть рынок. Но 400 млн. рублей для бюджета Барнаула с его доходами примерно в 7,6 млрд. — хорошее дело. А между тем истинные владельцы бизнеса предпочитают скрываться, хотя, как пояснили представители строительных компаний, их секрет раскрыт: они уверены, что за фирмой стоит бизнесмен Анатолий Банных в союзе с одним из строителей.
Что же в нашем мироустройстве так не нравится предпринимателям, что они прячутся за подставными фирмами? Деньги, происхождение которых они не хотят объяснять, опасение, что к ним применят административный ресурс, или что-то иное?
А 26 августа должен был состояться еще один подобный аукцион. Площадь в 20 га в другом квартале тоже предназначена под жилую застройку. И на торги за право аренды вновь заявились строители с опытом, причем задаток был немаленький — 46 млн. рублей.
Неожиданно аукцион приостанавливается, потому что "Центр строительных технологий" (юридическая фирма, представляющая интересы клиентов, пояснили мне в "Центре") написал жалобу в антимонопольную службу, считая, что размер задатка необоснованно высокий, а участок не сформирован, как того требует закон. Естественно, своих клиентов, желавших участвовать в аукционе, юрфирма не раскрывает.
Другие участники нервно покуривали в сторонке — ведь они внесли большие задатки. А через два дня фирма отзывает жалобу, будто бы размер задатка уже перестал быть завышенным. Новый аукцион . Видимо, таинственный клиент "Центра строительных технологий" решил на время оставить свои попытки.
Вообще, борьба за раскрытие тайных владельцев бизнеса ведется в России как минимум три последних года. То госкомпании требуют от контрагентов раскрывать всю цепочку собственников. То весь бизнес призывают к деофшоризации — в офшорах, как известно, прячут не только прибыли, но и имя владельца.
Но, очевидно, заставить стать прозрачным мало. Сплошь и рядом, когда мы пытаемся выяснить, кто стоит за какой-либо фирмой, последней "матрешкой" (учредителем учредителя учредителя) оказывается физлицо, чьи персональные данные защищены законом. Хотя, казалось бы, что плохого, скажем, в строительстве жилых кварталов?