Сергей Кизилов рассказал о популярности сноуборда и горнолыжных трассах Алтая

февраль 24, 2015

В январе на чемпионате мира в австрийском Лахтале алтайский сноубордист Андрей Соболев завоевал золотую и серебряную медали. Он стал первым российским чемпионом мира в этом виде спорта. Об успехах наших горнолыжников и сноубордистов, о культуре поведения на склонах и том, как спорт может помочь туризму, корреспондент газеты "Свободный курс" поговорила с директором краевой спортшколы "Горные лыжи", президентом Федерации горнолыжного спорта и сноуборда Алтайского края Сергеем Кизиловым.

Горные лыжи.
altaisport.ru

Первый чемпион

— Почему-то часто спрашивают, не было ли "золото" Андрея Соболева на чемпионате мира случайностью.

— Случайности тут не может быть. Человек столько лет в обойме большого спорта: становился призером юниорского первенства мира еще шесть лет назад. Просто так не бывает ничего — это интенсивный труд.

Наверное, много значит то, что у него появился хороший спарринг-партнер Вик Вайлд. Да сейчас вся мужская сборная России очень сильная: на этапе Кубка мира все четверо квалифицировались в финальные заезды. Получается, 25% участников финальных заездов — российские спортсмены.

— Алтайский спортсмен стал первым российским чемпионом мира по сноуборду. В нашем регионе этот вид спорта как поддерживают?

— У нас есть краевая школа, с 2008 года выделяются деньги на укрепление ее материально-технической базы: куплен новый ратрак, поставлен подъемник, приобрели здание для отделения школы в Белокурихе, снесли его и к ноябрю на этом месте возведут новое. Так что только в материально-техническую часть за эти годы вложено 50 млн рублей. В дальнейшем в Белокурихе планируем сделать искусственное оснеживание и хороший свет. Это тоже даст толчок развитию горных лыж и сноуборда.

— В прошлом году в Белокуриху на восстановительный сбор приезжала горнолыжная сборная России. Почему бы им не тренироваться на наших склонах?

— На склоны спортсмены должны выходить еще летом и осенью, чтобы к началу сезона подойти в оптимальной форме. У нас в это время снега еще нет. Но на такие же сборы, как в прошлом году, на следующий год к нам приезжают уже три команды горнолыжников: мужская и женская сборные и юниорская команда, выступающая в Кубке Европы. Также обсуждаем приезд команды по сноуборду.

— А когда на наших трассах можно будет увидеть спортсменов мирового уровня?

— В феврале у нас прошел Кубок России по сноуборду, на этот сезон запланирован также Кубок России по горным лыжам, планируем в следующем году заявить Белокуриху для проведения первенства страны по сноуборду.

С помощью таких стартов мы начали двигаться к проведению в крае этапа Кубка мира по сноуборду. Мы хотели бы, чтобы это получилось в 2017-м, максимум 2019 году. Это будет впервые за Уралом. Думаю, это поспособствует не только популяризации вида спорта в регионе, но и продвижению курорта на международном уровне благодаря трансляции на телеканале "Евроспорт" и приезду иностранных делегаций.

— Что еще нужно сделать в Белокурихе, чтобы принимать такие старты?

— Ничего. В Белокурихе есть все — трассы, места для размещения участников, залы для проведения совещаний, оптоволоконные сети, которые позволяют вести трансляции, есть барнаульский и горно-алтайский аэропорты, из которых легко доставить людей до курорта. Осталось решить вопрос организации чартеров из Москвы с Международной лыжной федерацией (FIS). Заявка на проведение таких соревнований подается за два года, то есть мы будем обсуждать этот вопрос с недавно образованной Всероссийской федерацией сноуборда уже сейчас.

Горки есть, а снега нет

— Для сноуборда и горных лыж подходят одни и те же трассы?

— Для любителей и проведения тренировок да. А для проведения соревнований параметры сноуборда гораздо проще. Например, трасса на "Благодати" в Белокурихе подходит в горных лыжах только для слалома, а для слалома гиганта, супергиганта, скоростного спуска перепады нужны гораздо выше. При этом для жестких дисциплин сноуборда: гиганта и слалома, а также для борд-кросса — 170 метров перепада высот, имеющихся там, за глаза.

— А где тренируются алтайские спортсмены?

— Наши трассы вполне подходят для занятий групп начальной подготовки и учебно-тренировочных групп, но чтобы расти, конечно, нужно выезжать на сборы.

Как школа мы работаем в Барнауле и Белокурихе. Там есть условия, оборудование, специалисты, идет нормальный учебно-тренировочный процесс. Мы закрыли отделение в Змеиногорске, потому что есть проблемы с кадрами. Специалистов пока мало, так как школа у нас сравнительно молодая, у нас и коллектив молодой — средний возраст тренеров — 27–28 лет. Надеемся, что наши воспитанники, которые сейчас учатся в училище олимпийского резерва, в вузах, придут сюда работать.

— Вообще трасс у нас в крае много?

— У нас горок много, но чтобы прийти туда покататься, нужно создать инфраструктуру, приобрести ратраки, подъемники, систему искусственного оснеживания. Для этого необходим водоем, в который нужно закачать воду, потом подавать ее в пушки, нужны насосы. Все это ведет к большому потреблению электроэнергии — система не выключается в течение месяца перед началом сезона. Это очень затратно.

Но без этого просто не обойтись. Натурального снега при таком количестве катающихся даже в самые снежные зимы хватает очень ненадолго. Он мягкий, его структура легкая и воздушная, а искусственный снег более плотный, жесткий и за счет этого держится на склоне лучше.

У нас, к сожалению, не Шерегеш, где снега выпадает по три метра.

— А почему все так любят ездить в Шерегеш?

— На натуральном снеге легче кататься, он мягче, но вся Европа катается на искусственном. В Доломитовых Альпах выпадает всего по 15–20 см снега в год. И все любители горных лыж съезжаются туда. Дело в том, что если правильно подготовить оборудование, специально наточить лыжи, то и на жестком снегу можно получать удовольствие от катания. А если лыжи не готовы, то тебе что в Белокурихе, что на "Авальмане" кататься будет неприятно.

— В Алтайском крае любителям где еще можно покататься?

— Все зависит от количества снега. Если его нет, только в Барнауле и Белокурихе, которые имеют систему искусственного оснеживания. А если снег есть, то трассы работают в районе села Ая и на "Бирюзовой Катуни" в Алтайском районе, в санатории "Россия" в Белокурихе, в санатории "Центрсоюз" в Даниловке, есть трассы в Змеиногорске. Планируется строительство в Залесовском районе и "Белокурихе-2".

— Вы считаете, горнолыжная трасса может помочь привлечь туристов на курорт?

— Туризм и спорт должны идти вместе. Нам не нужно изобретать велосипед. Горнолыжные курорты в Европе работают для всех зимних видов спорта: лыжные гонки, горные лыжи, сноуборд, фристайл, бобслей. Проведение там соревнований, организация трансляций приносят дополнительный доход. И если мы говорим, что хотим что-то развивать исключительно как туризм, то, наверное, какую-то нишу доходности мы сразу отрубаем. Сейчас мы проводим в Белокурихе несколько крупных соревнований в год. На каждое из них собирается минимум 100 человек.

С лыж на доску

— У нас в крае популярнее горные лыжи или сноуборд?

— Среди любителей сноубордистов уже становится больше, чем лыжников. В школе же мы рекомендуем начинать всем с занятий горными лыжами, на них проще поставить ребенка. К тому же мы практикуем такой подход: если в лыжах что-то не получается, то не нужно выбрасывать ребенка из обоймы, нужно дать ему попробовать себя в сноуборде. Тот же Андрей Соболев пришел из горных лыж. Занимаясь лыжами с 5–7 лет и уходя через какое-то время в сноуборд, ребенок уже чувствует скорость, приобретает необходимую координацию. Если он имеет первый спортивный разряд в горных лыжах, то ему реально за два-три года дорасти до кандидата или мастера спорта в сноуборде, а если прийти в этот вид с нуля, то для этого может понадобиться 10 лет и больше.

Правда, сейчас отделение сноуборда есть только в Белокурихе. Надеемся, в следующем сезоне в Барнауле тоже появится тренер.

— Интерес к занятиям в школе чаще проявляют мальчики или девочки?

— Мальчиков приходит больше, соотношение примерно 30 на 70 и в Белокурихе, и в Барнауле.

— Какие требования предъявляете к тем, кто желает заниматься в школе?

— Требования — заявление от родителей и справка из поликлиники. Воспитанников мы обеспечиваем всем оборудованием: ботинки, лыжи, палки. Вне программы мы берем и детей 4–6 лет, но только на индивидуальные занятия и только в присутствии родителей. Через сезон они при определенных успехах могут уже попасть в группу с 7–8-летними.

— Насколько активно спонсоры поддерживают эти виды спорта?

— У нас нет таких крупных предприятий, как в других регионах, которые могли бы спонсировать школу. Компании, руководители которых сами катаются на лыжах, помогают развиваться. Например, "Сибирская генерирующая компания", "Алтай-Стандарт", "Алькон", "Триал" помогают в проведении соревнований, награждают детей. Многие мероприятия мы проводим при поддержке бизнеса. Скидки на размещение в санаториях ЗАО "Курорт Белокуриха" и санатории "Россия" на время проведения соревнований и по горным лыжам, и по сноуборду любого ранга — это тоже большая поддержка.

— На каких условиях школа работает с горнолыжными комплексами?

— У нас сейчас в собственности только строящееся здание в Белокурихе. Все остальное в аренде.

— Такой подход практикуется по всей стране?

— Я вам скажу, что мы здесь ничего нового не открыли, — не только в стране, но и во всем мире все горнолыжные комплексы частные. В Европе вообще нет понятия "муниципальное". Там все частное. Сегодня не построишь в каждом регионе горнолыжный комплекс. Даже в Европе срок окупаемости таких проектов приближается к 25 годам.

— В 2012 году компания YUMA в качестве рекламной акции одной из торговых марок. Помогло ли это комплексу заработать и привлекло ли новых посетителей?

— По итогам сезона мы сделали анализ и пришли к выводу, что сотрудничество не принесло экономической выгоды. Посещаемость в тот год даже немного упала. Именно на том склоне, где был оборудован парк, подъемник был загружен на 50% меньше, чем обычно. Это связано с тем, что склон был занят оборудованием, а горнолыжникам было не покататься.

Досье

Сергей Кизилов.
Олег Богданов
Сергей Кизилов родился в Барнауле в 1958 году. Горными лыжами начал заниматься в 10 лет. В 1976 году первым в крае выполнил норматив мастера спорта. Неоднократный победитель чемпионатов ЦС ДСО "Труд", бронзовый призер Кубка СССР. Участник трех спартакиад народов РСФСР. Подготовил двоих победителей первенства России, серебряного призера и члена сборной СССР среди юношей.

В 2003 году в Белокурихе Сергей Кизилов сопровождал президента России Владимира Путина на экскурсии по горнолыжному комплексу.

С 2006 года вице-президент краевой Федерации горнолыжного спорта и сноуборда, с 2014 года — президент федерации, с 2008 года — директор КГУ СДЮСШОР "Горные лыжи". Начальник мужских олимпийских трасс на Олимпиаде в Сочи.

Оба сына Сергея Кизилова мастера спорта по горным лыжам. Старший Евгений — директор "Авальмана", младший Вячеслав — тренер в СДЮСШОР "Горные лыжи".

Справка

Алтайская краевая школа олимпийского резерва "Горные лыжи" создана в 2008 году. Сейчас там занимаются 285 детей, работают 12 тренеров, из них 6 являются мастерами спорта. Кандидатами и членами сборной команды России являются алтайские горнолыжники Александр Каленкин, Марк Тетеньков, сноубордисты Андрей Пепеляев, Андрей Соболев.

Цитата

— Культуру поведения лыжников на склоне еще нужно прививать. У нас молодежь старается не тратить деньги на подъемники, а ходить пешком. В Европе ты никогда не увидишь, чтобы кто-то ходил пешком по склону, а уж тем более — сидел на склоне и мешал тем, кто пришел покататься.

Факт

В феврале в Белокурихе впервые прошел этап Кубка России по сноуборду. Он собрал 38 участников.