Алтайские политики массово ушли в соцсети. Как они заманивают в них избирателей?

май 18, 2016

Есть стойкая примета последнего времени: как только политик повышает активность в соцсетях — жди его заявки на участие в выборах. В самом деле, число алтайских политиков, активно ведущих информационные кампании в соцсетях и претендующих на участие в выборах (для начала — хотя бы в праймериз "Единой России"), в последний месяц заметно увеличилось. А между тем, как считает наш эксперт, многие плохо представляют себе, как использовать этот инструмент.

Facebook.
Открытые источники в Интернете (СС0)

Наши люди везде

Два года назад соцсети вовсю пытались использовать два претендента на должность губернатора края — Олег Боронин (он стал кандидатом) и Алексей Сарычев, кандидатом так и не ставший. Оба в то время публиковали в Facebook один пост за другим... Мысли, которые они пытались донести до читателей, вроде были понятны: оба за Алтай душой болеют.

Но Павел Ясевич, политтехнолог со стажем и самый активный в соцсетях краевой чиновник (теперь уже бывший), бросал в их адрес полные иронии комментарии — сколько ж, мол, ваших избирателей прочитали ваши слова? 30? Не маловато ли будет?

Но нынешняя избирательная кампания, видимо, станет первой, в которой соцсети для предвыборной агитации используют уже не отдельные политики - десятки. Facebook, “ВКонтакте", Instagram и "Одноклассники" — всюду мы натыкаемся на наших людей.

Новообращенные

Разумеется, часть политиков давно и помногу пишут о себе в соцсетях. Известный общественник и участник в АКЗС Константин Емешин, полагаем, уже и не мыслит себя без блога в Livejournal. Там тебе и инсайдерская информация (крючок, на который кто только не ловится), и слухи, и критические заметки о бюрократии, ЖКХ и медицине. Что ж удивляться, что среди московских наблюдателей алтайских избирательных процессов Константина Николаевича так и называют: "блогер Емешин". Не Навальный, конечно, но все ж...

Многие же уходят в соцсети лишь накануне выборов. Но зато как!

У единоросса и депутата Барнаульской гордумы Ивана Мордовина страничка в Facebook и в сети "ВКонтакте" появилась не в этом году. В декабре 2015-го, январе и феврале 2016-го он не написал в ней ни строчки. А в марте ворвался в информационное пространство со скандальной темой — перепостом фильма НТВ о должниках госдепа. "Шпионы повсюду" - востребованная тема. И пост был замечен: в СМИ появились предположения о его предстоящем участии в выборах.

Интуиция журналистов не подвела: Мордовин заявился на праймериз "ЕР". Теперь его посты в Facebook'е и "ВКонтакте" появляются чуть не каждый день. Мордовин на субботнике. Мордовин одобряет Путина и возмущен захламлением Мизюлинской рощи. А вот - голые ноги Мордовина отдыхают в гамаке.

Активен в Facebook'е и Андрей Нагайцев — помните такого вице-мэра Бийска? Нынче же он участник праймериз. Нагайцев в обнимку с цепной собакой. Нагайцев переживает за избирателей, которые взяли кредит на погребение родственника. Нагайцев разоблачает накрутку голосов участнику праймериз вице-губернатору Даниилу Бессарабову на специальном сайте, где оценивается популярность участника.

Еще один активист соцсетей последнего времени — депутат Барнаульской гордумы и участник праймериз Дмитрий Аганов. Он говорит, что имеет аккаунт и в Facebook, и в Instagram. Посты там появляются часто, и это, в основном, фото: на субботнике с граблями, на заседании с микрофоном. Сам Аганов, правда, в соцсетях не видит большого плюса для избирательной кампании — это для журналистов, друзей, знакомых из других регионов, объясняет он.

Встреча с "Одноклассниками"

Часто политики имеют аккаунт еще и в "Одноклассниках" - такой народной соцсети, более популярной в сельской местности и небольших городах. Есть он, например, у того же Ивана Мордовина. "Мой главный принцип — постоянно быть в контакте с барнаульцами", - пишет он... Но страничкой, однако же, не пользовался с 2012 года.

Другие же эту соцсеть, наоборот, для себя только что открыли. И, похоже, с немалой пользой.

Недавно, например, здесь появилась страничка давнего поклонника Facebook'а Владимира Рыжкова (он намерен идти в Госдуму от "Яблока"). На главной фотографии он стоит, опираясь на спину светло-серой лошади, на которой прошел по трудному маршруту в Горном Алтае. Символ легко читаемый (или altapress.ru придумал, что так его надо читать): преодолели тот маршрут, преодолеем и предвыборный. Душевности ради на страничке стоят фото картин политика-художника и сюжетные снимки — вот они, наши простые люди, читают его агитационную литературу...

Не ограничился Facebook'ом и депутат АКЗС Виктор Зобнев, тоже претендующий на место в Госдуме. В "Одноклассниках" у него длинные тексты-отчеты — где был, что делал. Зобнев, а, скорее, его команда,  ведут еще и сайт. "Люди — это главное", — говорит заголовок одной публикации на сайте. В журналистской среде про такие заголовки говорят: ставь его к статье с любым содержанием.

А депутат АКЗС и участник праймериз "Единой России" Николай Якушев завел в "Одноклассниках" интернет-приемную — говорят, обращения с мест к нему поступают нередко. Здесь же — короткие видеоролики: простые люди (как же наши политики любят простых людей перед выборами!) объясняют, почему надо голосовать за Якушева — штаб только успевает их монтировать. У последнего ролика 240 просмотров.

Еще один участник праймериз депутат Барнаульской гордумы Марина Ермоленко пришла в "Одноклассники" совсем недавно. И вот результат: количество просмотров всех материалов и лайков у нее просто зашкаливает. Она свою кампанию пристегнула к набирающей популярность президентской гвардии "Общероссийский народный фронт" и использовала слоган: "За Марину Ермоленко! За ОНФ!".

Факт

Самым активным пользователем Интернета является, пожалуй, участник праймериз, член общественного Совета по защите лесов Алтайского края Валерий . У него есть аккаунты в Facebook, "Одноклассниках", Twitter, подборка его видеороликов размещена в кругах Google+ и на Youtube. Горбунов обличает и разоблачает коррупционеров и плохих управленцев в крае. И уважает губернатора Кузбасса — недавно разместил ролик, посвященный его дню рождения, с надписью: "С днем рождения, Народный губернатор".

Не имей 100 друзей

Вообще, перспективы использования соцсетей для повышения известности политика, а потом и для привода его сторонников на выборы, еще недавно казались туманными. Ну, разумеется, их возможности быстро мобилизовать людей на акцию на насущную тему давно известны. Но ведь интерес к выборов депутатов — это совсем не то, чем живут люди.

И все же, похоже, именно в нынешней кампании этот инструмент пройдет тестирование и обкатку. Этим, в частности, на Алтае занимается группа, работающая с нашим давним экспертом по политтехнологиям Константином Лукиным в "Алтайском центре политконсалтинга". И уже получены первые выводы.

Часто, например, считается, что главное в соцсетях — завести себе побольше "френдов". И народ к тебе потянется. Тот же Олег Боронин, который не исключает своего участия в выборах, имеет больше 2,5 тыс. "френдов". А между тем, его громкое заявление о желании сельсовета отделиться от района, опубликованное на сайте сельсовета 6 апреля с перепостом в соцсетях, за месяц прочитали всего 250 человек. Конверсия - 10%.

Друзей можно добавить, сколько угодно, но дело не в их количестве, комментирует Лукин. Главное, в каких группах ты состоишь и в каких ты свой пост разместил.

Константин Лукин,
политтехнолог:

Олег Боронин правильно делает, что размещает один пост во всех группах. Все, кто участвуют в группе, видят его публикацию. Но когда этот пост размещает один человек, и тем более - сам кандидат от своего лица, это вызывает негатив. Поэтому правильно, если перепост в каждую группу делают разные люди. От количества перепостов зависит количество просмотров, а не от того, сколько у тебя друзей на страничке.

Каждому свой пост

Своя страничка в соцсетях — это, понятно, еще и экономия: реклама — она ведь денег стоит. К тому же большинство крупных алтайских групп в соцсетях принципиально не берут политрекламу. Но главный вопрос: заметят ли избиратели пост на личной страничке политика? Дойдет ли он до их сердца?

Во-первых, фотографии и короткие видео намного популярнее, чем сухие тексты, говорит Лукин. Во-вторых, для каждой соцсети тексты надо писать по-разному, и даже фото политика в Facebook более строгое, чем в "Одноклассниках". Причем длинные тексты в соцсетях не воспринимаются вовсе. В-третьих же, у каждой соцсети своя роль.

Facebook, как считает Лукин, — лучшая площадка для общения с элитой, формирования темы дня, это способ зацепить журналистов. То же заявление Боронина об отделении Сибирского сельсовета редакция altapress.ru нашла в соцсети. А на нашем сайте статью об этом прочитало втрое больше читателей, чем на сайте сельсовета.

Аудитория сети "ВКонтакте", в основном, молодежная. И пригодна эта сеть больше для того, чтобы "закинуть идею, чтобы она витала на уровне слухов". "Одноклассники" же — идеальное место для общения с небольшими сообществами, жителями небольших городов и сел.

Константин Лукин,
политтехнолог:

В каждом селе есть группа в "Одноклассниках", в крупных селах и не одна. И кандидат, подключившись к этой группе, может собирать проблемы, рассказывать, зачем он идет на выборы. Когда у Николая Якушева заработала Интернет-приемная в "Одноклассниках", люди стали к нему обращаться, а он — решать их проблемы. Это позволяет дойти непосредственно до избирателей — скажем, до родителей учеников 5-го класса такой-то школы с его округа.

Лукин признается: не все тонкости использования соцсетей в кампаниях уже отработаны, их результативность еще требует анализа. Но в том, что этот канал коммуникации будет работать как инструмент и мобилизации, и распространения информации, и прямого общения с избирателями, он абсолютно уверен. Вопрос, конечно, в том, как его использовать, этот инструмент. Можно ведь пытаться и мобильным телефоном гвозди забивать. А толку-то?