июль 31, 2017
C 25 до 30 рублей подорожал проезд от Славгорода до Ярового. Руководитель компании-перевозчика "Славгородское автотранспортное предприятие" говорит, что это вынужденная мера, иначе предприятие разорится. В минстройтрансе Алтайского края объясняют, что закон не нарушен.
Непривычно тихое Яровое в начале сезона-2017.
www.instagram.com/natali_bel.far.niente/
Движение между Славгородом и Яровым сейчас, в летние месяцы, весьма интенсивное — автобусы ходят, что называется, "битком". "Многие жители Славгорода ездят на работу в Яровое, яровчане, наоборот, приезжают в Славгород. Отдыхающие на озере нередко снимают жилье в Славгороде", — пояснила нам жительница Ярового.
Не удивительно, что тему существенного роста цены на проезд с 15 июля (сразу на 20%) в середине июля бурно обсуждали в соцсети "ВКонтакте". Некоторые сетовали на то, что "Славгородское АТП" на этом маршруте монополист и вот теперь этим пользуется. А ведь раньше, говорили участники группы "Подслушано Славгород и Яровое", на маршруте были и другие перевозчики.
При этом перевозками внутри Славгорода, кроме АТП, занимаются и другие перевозчики. Наверное, поэтому и АТП и сохранило цену билета в 18 рублей на проезд внутри города, рассуждали участники группы.
Причины поднятия цены объяснила директор "Славгородского АТП" Любовь Толочина, отвечая на вопросы . Тариф она подняла, чтобы сохранить предприятие, это решение вынужденное - АТП едва сводит концы с концами.
Цены повышаются на все: а "нам нужно отчислять налоги, оплачивать солярку и запчасти, которые тоже постоянно растут в цене", — сказала Толочина. При этом предприятие уже год работает на старых тарифах, не получая дотаций из бюджета.
Толочина напомнила, что муниципальное предприятие "Славгородский экспресс", которое возило пассажиров по этому маршруту до нее, имело убытки. (в самом деле, по данным портала "За честный бизнес", в 2015 году убытки предприятия составили 2,7 млн рублей). "Если мы закроемся, некому людей будет возить", — сказала она. При этом цена проездных осталась прежней, подчеркнула она.
Любовь Толочина рассказала altapress.ru, что автобусы "Славгородского АТП" делают до Ярового 65 рейсов ежедневно. Пять автобусов на 102-м маршруте по десять рейсов, а еще один делает 11 — на лето добавили выходы. Автобусы изнашиваются, и это тоже нужно учитывать.
По нашим расчетам, экономически обоснованный тариф — 37 рублей. Но я же не повышаю цену до 37 рублей! Приходите к нам, я все покажу, сколько у нас денег и куда мы их тратим... А если я брошу перевозки, люди в Яровое будут ездить на такси.
По мнению минстройтранса Алтайского края, "Славгородское АТП", повысив цены на проезд, уложилось в рамки возможного. Маршрут этот межмуниципальный. А на таких маршрутах перевозчик может повысить цены, если не превысил установленное законом ограничение: 1,95 рублей за километр.
Протяженность межмуниципального маршрута регулярных перевозок "Славгород–Яровое" составляет 16 км. А предельный максимальный тариф на услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом в междугородном сообщении согласно решению управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 15.10.2013 № 117 составляет 1,95 за один пассажирокилометр.
У "Славгородского АТП" получилось всего 1,87 рублей за километр: 30 рублей поделить на 16 км — расстояние между муниципалитетами. Поэтому перевозчик на превысил установленный законодательством лимит, сделали вывод в минстройтрансе.
Между тем, долгое время из Славгорода в Яровое и обратно пассажиров возили автобусы еще и предпринимателей Сергея Серебренникова, Василия Григораша и Виктора Штейнгауэра.
Но они ушли с маршрута после вмешательства прокуратуры. Та еще в 2015-2016 доказала в суде, что администрация Славгорода незаконно заключила с ними договоры на перевозки — не было конкурса.
При этом конкурс на межмуниципальный маршрут должно было проводить региональное ведомство — главстрой (сегодня минстройтранс. — Прим. ), указано в материалах судов. Этого конкурса тоже не было. Так что договор с предпринимателям признали недействительным. Вернуться на маршрут никому из них так и не удалось.
Интересно, что "Славгородское АТП", созданное в 2016 году, получило право ездить из Славгорода в Яровое тоже не по итогам конкурса регионального ведомства. Согласно сведениям , в 2016 году управление по земельным и имущественным отношениям Славгорода выставило на аукцион право аренды городского имущества — автовокзала площадью 200 кв. метров и 12 "ПАЗиков".
Победитель и должен был заниматься перевозками. "Арендатор обязан соблюдать существующие действующие муниципальные и межмуниципальные маршруты регулярных пассажирских перевозок", — указывает аукционная документация.
Заявку на аукцион подало только "Славгородское АТП" (общество с ограниченной ответственностью, учредитель — сама Любовь Толочина). Оно его и выиграло 8 июля, то есть год назад.
Сейчас итоги этого аукциона пытается оспорить еще один местный перевозчик: Владимир Гезов. Он подал заявление в арбитраж 13 июля, но, по данным картотеки суда, оно пока оставлено без движения.
При этом Любовь Толочина поясняет: сама она документы на этот аукцион подала за 15 минут до завершения их приема, других желающих не было. А были бы желающие, она даже не стала бы в нем участвовать.
По условиям аукциона, плата за аренду муниципального имущества (автовокзал и 12 "ПАЗиков") для "Славгородского АТП" - 61,8 тыс. рублей в месяц (с учетом НДС). Договор аренды заключен на пять лет.
Почему же на тот аукцион не заявились другие? Виктор Штейнгауэр, автобусы которого ходят по Славгороду, не стал отвечать на этот вопрос.
Один из местных предпринимателей считает, что перевозчики будто бы рассчитывали, что будут ездить по договоренности с победителем аукциона (то есть с АТП). Но в конце концов их так и не пустили. Причины этого наш источник не знает. На практике такое возможно: к примеру, на условиях аренды у победителя конкурса выходов на маршрут нередко работают перевозчики в Барнауле. Причем эксперт отрасли объяснил altapress.ru, что закон в этом случае не нарушается.
И все же Штейнгауэр считает, что желающие поработать здесь нашлись бы.
Возможно ли это, когда конкурс выигрывает кто-то один? Судя по всему, да: есть практика, когда один маршрут на два лота. Но это уже зависит от организатора конкурса. Кстати, в минстройтрансе на наш вопрос, почему на маршруте Славгород-Яровое работает только один перевозчик, пока не ответили.
Второй вопрос: привела бы конкуренция к сдерживанию цен на билет? Виктор Штейнгауэр считает, что 30 рублей за километр не так уж и много — маршрут все-таки междугородний. В тех краях многие предприниматели рассчитывают на повышенные заработки летом, чтобы компенсировать спад выручки зимой. "Зимой занимаем деньги, летом отдаем", — говорит он.
По словам Любови Толочиной, зимой в автобусах иногда ездят 5-10 пассажиров. Высокий же сезон, когда в Яровом много отдыхающих, длится всего два-три месяца.
Надо сказать, что в 2016 году вступил в силу ФЗ-220, согласно на муниципальных маршрутах ввели два вида тарифов:
1. Регулируемые. Их, как и прежде, будет устанавливает муниципалитет. Местные власти определяют тарифы для тех маршрутов, за работу на которых перевозчики получают дотации и субсидии.
2. Нерегулируемые. На коммерческих маршрутах стоимость проезда определяет сам перевозчик.
Рубцовские перевозчики новой возможностью и подняли цены на билет. А вот их барнаульские коллеги, которые тоже уже на свободные тарифы, стоимость проезда оставили на прежнем уровне из-за опасения потерять пассажиров - здесь конкуренция свою роль сыграла. Однако пассажиропоток в Барнауле несравним со славгородским: общественный транспорт загружен все же вне зависимости от сезона.