август 8, 2018
Совместить трамваи и автобусы на одной полосе проспекта Ленина, построить дублер Змеиногорского тракта – это и многое другое предложили выпускники кафедры «Организация и безопасность движения» АлтГТУ. Корреспондент altapress.ru изучил дипломные работы 2018 года и выписал из них 5 наиболее любопытных идей.
Горячий сентябрь-2016. Пробки. Автомобили в Барнауле.
Михаил Хаустов
Проблема: перекресток улиц Попова и Власихинской – один из самых проблемных в Индустриальном районе. Потоки стали столь интенсивными, что в часы пик на обеих улицах образуются серьезные заторы. Если темпы роста автомобилизации Барнаула сохранятся, то через 10 лет пробки перед перекрестком увеличатся на 20%, через 15 лет – на 35%.
Решение: организовать на перекрестке круговое движение. Теория гласит: это лучший вид одноуровневых развязок. Кольцо сделает участок безопаснее, ведь вместо пересечений потоков будут только «слияния» и «отклонения». Это вдвое снижает вероятность аварий и тяжесть их последствий.
Согласно расчетам, если на перекрестке организовать круговое движение, то общее время остановок машин сократится с 0,34 часа до 0,04 часа, а средняя скорость движения увеличится с 19 до 29 км/ч.
Барнаульские власти планируют в ближайшие годы достроить вторую сторону дороги на ул. Попова от перекрестка с Власихинской в сторону промзоны. Это повышает шансы на то, что при реконструкции улицы чиновники и проектировщики задумаются о кольце.
Проблема: Змеиногорский тракт в часы пик тоже стоит. В том числе потому, что на нем нет дополнительных полос, чтобы машины могли на них тормозить перед поворотом и набирать скорость до того, как встроиться в поток. Не везде есть и карманы для автобусов – это тоже снижает общую скорость. Результат: в наиболее загруженные часы и дни недели средняя скорость трафика замедляется до 15 км/ч.
Решение: Тракт можно разгрузить, если создать дорогу-дублер. Ее можно проложить вдоль правого берега Барнаулки от шоссе Ленточный бор до проспекта Красноармейского.
Идея построить такую дорогу вдоль реки – не новая. Ее впервые начали рассматривать еще в советское время. Позже к ней вернулись: в 2014 году администрация Барнаула публичные слушания по этому вопросу. Предполагалось, что это будет дорога для грузовиков. С тех пор публично власти эти планы не озвучивали.
Исследования показали, что вдоль Барнаулки можно построить четырехполосную магистраль с расчетной скоростью движения 80 км/ч. Но велика вероятность, что река будет периодически выходить из берегов и наносить вред дороге. Чтобы окончательно решить, целесообразно ли строить такую трассу, требуется углубленное геологическое изучение местности.
Еще один минус этой идеи: нужно будет сносить несколько десятков частных домов на улице Мамонтова.
Проблема: пассажиры трамваев тоже страдают из-за того, что в городе стало больше машин. Когда автомобили на некоторых перекрестках поворачивают налево, они выезжают на рельсы и перегораживают движение электротранспорту. Ситуация даже абсурдна: на красный водителю трамвая ехать нельзя по правилам, а на зеленый не получается из-за машин.
Поток поворачивающих налево машин выше допустимого значения (120 авто в час) на перекрестках пр. Красноармейского с улицами Партизанской и Молодежной, а также на пересечении улиц Попова и Взлетной.
Решение: добавить в режим светофора отдельную фазу для трамваев. Расчеты показали, что вагону нужно 14 секунд, чтобы преодолеть перекресток.
Естественно, такая мера не понравится автомобилистам: время простоя на указанных перекрестках вырастет на 4-35% (в зависимости от направления движения). Властям нужно определиться, кому делать удобнее: владельцам личных машин или пассажирам общественного транспорта. Кроме того, раздельные фазы для авто и трамваев помогут сократить число ДТП на переездах.
Проблема: участок проспекта Ленина от площади Октября до ул. Северо-Западной – самый загруженный. Здесь проходят 9 маршрутов автобусов и 10 – маршрутного такси. Общественный транспорт вынужден плестись в общем потоке и почти полностью занимать правую полосу.
Решение: радикально улучшить ситуацию можно, если убрать автобусы с проезжей части. Для этого нужно реконструировать трамвайные рельсы таким образом, чтобы они были на одном уровне с поверхностью. Тогда трамваи и автобусы можно пустить в один ряд друг за другом. Так, например, ходит общественный транспорт на Лиговском проспекте в Петербурге.
Совмещенной полосой удастся повысить безопасность общественного транспорта (в том числе лишив водителей автобусов возможности устроить гонки), а пропускная способность проспекта Ленина увеличится на 128 машин в час.
Стоимость реконструкции трамвайных путей обойдется примерно в 260 млн рублей. Еще около миллиарда на расширение путепровода у ТРЦ «Пионер».
Проблема: пять светофоров на отрезке Павловского тракта между улицей Малахова и проспектом строителей настроены не вполне удачно. Из-за этого в часы пик на участке образуются заторы, поток едет медленно.
Решение: изменить режим работы светофоров таким образом, чтобы создать «зеленую волну».
Павловский тракт отлично для этого подходит: на нем по две полосы движения в каждом направлении, расстояние между светофорами не менее 800 метров и более 70% потока едут по нему транзитом (то есть не сворачивая).
Принцип работы «зеленой волны» таков: если водитель выезжает на зеленый свет на одном перекрестке и постоянно движется с рекомендуемой скоростью, то каждый следующий перекресток он также будет пересекать на зеленый свет.
В 2007 году «зеленую волну» на проспекте Ленина. Эффективно она проработала недолго, потому что в городе быстро выросла интенсивность движения, а на проспекте не было табло для водителей с рекомендованной скоростью.
Проблему городских заторов можно решать тактически, а можно — стратегически. Первый путь — самый распространенный. Он предполагает, что мы меняем, модернизируем и вообще всячески улучшаем инфраструктуру, увеличивая пропускную способность дорожной сети. Но это похоже на сизифов труд: чем дороги становятся свободнее, тем больше появляется желающих по ним поехать. И на разгруженные участки снова возвращаются пробки.
Стратегический же путь требует радикальных мер.
Единственной по-настоящему действенной мерой может стать снижение числа поездок на личном транспорте, особенно в центре города. Основной поток составляют именно личные автомобили. Люди едут на работу и ставят свои машины на весь день. И с каждым годом им становится все труднее находить свободное парковочное место рядом с офисом.
Мерой, ограничивающей использование личного транспорта, должны стать платные парковки в центре города, эксперт. Естественно, при развитии общественного транспорта, в первую очередь электрического.
Планы развивать сеть платных парковок в Барнауле в администрации рассматривали в 2014-2016 годах. В июле 2018 года председатель комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи Барнаула Антон Шеломенцев порталу amic.ru, что других платных парковок кроме как в городе пока не будет.
В 2015 году студенты АлтГТУ предложили организовать круговое движение у ТРЦ «Волна» на пересечении улиц Малахова и Власихинской. В 2017 году кольцо построили.