январь 28, 2019
Автотранспортное предприятие (АТП) «АГАС-Транс» 25 марта потеряет право обслуживать все свои автобусные маршруты в Барнауле — № 33, 77 и 121. Перевозчик считает, что чиновники создали нечестные условия конкурса на эти маршруты, и из-за этого компания проиграла новичку рынка пассажироперевозок — фирме «Транс-Лайн». В мэрии отвечают, что претензии несостоятельны.
Автобусы компании "АГАС-Транс" в Барнауле
Новоалтаец на fotobus.msk.ru
«АГАС-Транс» 10 лет возит пассажиров по маршрутам № 33, 77 и 121. В марте у компании заканчивается свидетельство, дающее право работать на них, поэтому еще осенью 2018 года администрация Барнаула объявила конкурс на маршруты.
Заявки принимали в сентябре. «АГАС-Транс» отказали в участии, потому что у компании был неоплаченный долг — пеня 26 копеек по уплате в федеральный фонд ОМС. При этом по той же статье в справке из налоговой значилась и переплата, перекрывавшая эти 26 копеек.
На маршруты претендовал еще один перевозчик, но его заявку тоже отклонили, и конкурс признали несостоявшимся.
Повторный конкурс прошел в ноябре. На этот раз заявку от «АГАС-Транс» приняли. На маршруты компании снова нашелся еще один претендент — фирма «Транс-Лайн»
В конце декабря чиновники объявили итоги: действующий перевозчик уступил новому со счетом 46,93 на 63,47 баллов. Как следует из протокола конкурсной комиссии, «Транс-Лайн» получил основное преимущество из-за безналичной оплаты и оснащения автобусов.
Компания оспаривает действия чиновников и при первом, и при повторном конкурсах.
Перевозчик подал иск в арбитражный суд к транспортному комитету мэрии. В нем он требует отменить решение отстранить «АГАС-Транс» от участия в конкурсе из-за пени.
В компании объясняют: по условиям конкурса, у претендентов на маршруты не должно быть долгов только по обязательным платежам. Пеня же к таким не относится, утверждает перевозчик и ссылается на Налоговый кодекс и решение Конституционного суда. Кроме того, конкурсная комиссия обязана была учесть переплату, считают представители истца.
Ответчик — транспортный комитет — эти доводы не принимает и заявляет, что в налоговом кодексе прописана обязательность платить пеню, поэтому чиновники причисляют ее к обязательным, а не к дополнительным платежам.
Результаты повторного конкурса компания обжаловала в УФАС. Вот на что представители перевозчика указали в своем обращении (есть в распоряжении редакции):
1. По информации «АГАС-Транс», их конкурент указал в заявке автобусы, которые уже работают на пригородных маршрутах № 250, 251, а также в других городах Алтайского края. Это противоречит положению о конкурсе: транспортные средства должны быть «свободны».
Перевозчик считает, что комиссии следовало проверить в диспетчерских организациях, не заняты ли эти автобусы на других маршрутах. То, что десятки автобусов могут где-то стоять и ждать результатов аукциона, маловероятно, подчеркивают в компании.
Нам объясняют: у комитета есть право проверить заявленные транспортные средства. Право, но не обязанность! И если по отношению к нам этим правом воспользовались, то почему этого не сделали по отношению к другому претенденту?
2. По информации на сайте службы судебных приставов, у «Транс-Лайна» есть долг по страховым платежам. «Кроме того, есть основания полагать, что «Транс-Лайн» находится в предбанкротном состоянии, так как в июле 2017 года ФНС списала налоговую задолженность компании в связи с невозможностью взыскания», - говорится в жалобе «АГАС-Транс».
3. Неясно, как комиссия присваивает баллы. В положения о проведении открытого конкурса указаны одни критерии оценки, в приложении к нему — другие, а в таблице, куда вносят оценки — вообще третьи.
В компании утверждают, что с нее незаконно сняли баллы за отсутствие автоинформатора, видеокамер в салоне, видеорегистратора и оборудования для безналичной оплаты проезда, хотя это оборудование и документы на его приобретение имелись. А требования установить оборудование на автобусы на дату осмотра в условиях конкурсной документации нет.
Отсутствие четкого перечня документов и критериев оценки в конкурсной документации создает правовую неопределенность и приводит к нарушению порядка организации и проведения открытого конкурса.
4. Условия конкурса больше не требуют наличие собственной ремонтной базы и достаточного штата механиков, водителей и медперсонала.
«Отсутствие данного критерия при оценки заявок в дальнейшем неизбежно приведет к росту аварийности в сфере пассажирских перевозок, что не может не нарушать права неограниченного круга лиц», - говорится в заявлении АТП «АГАС-Транс».
В компании уверены: если бы эти важные, на их взгляд, критерии учитывались, «АГАС-Транс» не оставил бы шансов конкуренту. «Фактически для участия в конкурсе достаточно наличие лицензии и договора о намерении приобрести транспортные средства», - сетуют в компании.
Такие критерии как видеофиксация в салоне или регистраторы - не самые важные в пассажирских перевозках. Но условия конкурса привели к тому, что предприятие с собственной ремонтной базой, теплой автостоянкой, штатом из более сотни механиков, диспетчеров и водителей проиграло фирме, только заходящей на рынок Барнаула.
Претензии компании прокомментировал зампредседателя комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи мэрии Барнаула Сергей Щукин.
По условиям конкурса, неважно, в каких городах находятся заявленные перевозчиком автобусы. Важно только, чтобы они не работали на других маршрутах в Барнауле. Это условие ввели для того, чтобы предприниматели не переводили автобусы с менее рентабельных линий в краевой столице на более привлекательные, объяснил Сергей Щукин.
Также чиновник сообщил, что «Транс-Лайн» предоставил на конкурс справки, в которых не было информации о долгах. Подлинность этих документов проверят по инициативе ФАС.
Наличие базы и обслуживающего персонала у перевозчика убрали из критериев не по инициативе мэрии. Такое изменение диктует федеральное законодательство. Предполагается, что без всего этого перевозчик не сможет получить в транспортной инспекции лицензию на перевозку пассажиров, а на качество обслуживание эти факторы влияют лишь косвенно.
При этом Сергей Щукин признал, что приложения к постановлению можно было толковать неоднозначно. По инициативе ФАС этот недочет уже исправили. Также чиновник сообщил, что сотрудники транспортного комитета осмотрели автобусы обоих перевозчиков. Чтобы оценить автобусы «Транс-Лайна», им пришлось выезжать в Бийск, Рубцовск и Новоалтайск.
Также чиновник подтвердил, что к "АГАС-Транс" у властей особых претензий никогда не было — предприятие всегда было на хорошем счету.
Как рассказал знакомый с ситуацией независимый источник , почти все конкурсы на маршруты в Барнауле заканчиваются судебными тяжбами, поэтому чиновники стараются проводить конкурсы так, чтобы у судов не было поводов вынести решение не в их пользу. Он предполагает, что «АГАС-Транс» проиграл не из-за несправедливых условий, а потому недостаточно подготовился к конкурсу.
Геннадий Кормильцев рассказал, что накануне конкурса инвестировал 20 млн. рублей в закупку 12 новых более вместительных автобусов. Вместе с ними автопарк компании составляет 53 автобуса. После 25 марта все они вынуждены будут остановиться.
Тогда перед собственником компании встанет выбор: или распродавать автопарк, или пытаться выиграть конкурсы на другие маршруты.
Другой вариант - получить хотя бы временное право работать на маршрутах: иногда возникают ситуации, когда администрация срочно ищет перевозчика на срок до 180 дней — чтобы движение не остановилось, пока чиновники готовят и проводят конкурс. Но то, как проходит определение временного перевозчика, вызывает у Кормильцева недоумение.
13 декабря администрация Барнаула приняла постановление с порядком определения временного перевозчика без конкурса. Им пользовались уже два раза: 14 декабря и 18 января. В обоих случаях в 8 утра на сайте администрации появлялось сообщение о том, что заявки от перевозчиков принимаются в этот день до обеда.
Почему бы не дать перевозчикам дней пять на подготовку заявки? Такое ощущение, что это делается специально, чтобы свидетельства без конкурса получали конкретные люди.
Администрации города необходимо учесть все претензии перевозчиков и выработать более справедливые условия конкурсов, подчеркивает собеседник.
Антимонопольная служба 29 ноября 2018 года аннулировала результаты конкурса на маршруты №58 и 18, в которых давно работающие перевозчики Антон Еньшин и Евгений Падеров уступили новичку рынка, компании «Командирское». Они тоже , что потеряли свои маршруты несправедливо. Администрация Барнаула решение ФАС в арбитраже.
«Транс-Лайн». Компания существует с 2004 года, зарегистрирована в Повалихе Первомайского района. Уставный капитал — 12 тыс. рублей. Директор и учредитель — Андрей Танков. Обслуживает пригородный маршруты Барнаул-Повалиха и Барнаул-Боровиха. По данным портала «За честный бизнес», в компании работают 4 человека.
АТП «АГАС-Транс». Компания существует с 2009 года, зарегистрирована в барнаульском поселке Южный. Среднесписочная численность сотрудников — 71 человек. Директор — Виталий Гаркун. Уставный капитал — 60 тыс. рублей. Среди учредителей — УК «АГАС-холдинг», который управляет дилерскими центрами УАЗ, ГАЗ и Lifan Геннадия Кормильцева.