май 26, 2022
Обязательная маркировка молочной продукции - те затраты, которые, как кроты, подъедают корни предпринимательства. Олег Махнаков, руководитель алтайского завода «Рикон», сделавший это заявление на конгрессе предпринимателей Алтайского края, призвал приостановить ее или вовсе ликвидировать. И вот почему.
Деньги. Налоги.
Pixabay.com
Эти затраты - не налоги, проседание которых сразу замечают власти. Эти суммы предприниматели обязаны платить, хотя не видят результат.
«Мы не видим эти затраты, но они есть. И когда эти отчисления сопоставимы с налоговыми, это уже становится опасным, особенно - в текущих условиях. Одно из таких отчислений - система маркировки», - сказал Махнаков.
Алтайский бизнес еще в конце 2020 года предупреждал: это слишком дорогое и ненужное удовольствие. В конце 2020 года сыровары оценивали затраты в 400 тыс. рублей, производитель мороженого "Алтайхолод" - 50-60 млн рублей.
Деньги идут на оборудование - принтеры, сканеры, терминалы. Денег стоит и сам код, который надо регулярно заказывать и оплачивать (по 60 копеек за единицу), и этикетки, которые наносят на упаковку.
И вот эти этикетки-наклейки уже подорожали более чем втрое, рассказал Олег Махнаков на конгрессе.
«В рамках пакета санкций было ограничение на ввоз в РФ полиграфической индустрии, в том числе наклеечек. Просто за то, чтобы купить наклеечку, мы отдавали 6 копеек. Сейчас платим 20 копеек. Казалось бы - мелочь. Но если посчитать количество товаров, которые производятся в России, это огромные суммы», - сказал руководитель.
Впрочем, это только малая часть проблем. Оборудование для маркировки тоже импортное - так что новые проекты сегодня под большим вопросом.
При этом программное обеспечение системы "Честный знак" недоработано - часто случаются сбои.
«Скажу авторитетно: когда закончится рабочий день у маркировщиков, никто не знает. Аппарат встал - система не принимает и не считывает знаки. У маркировщиков рабочий день увеличился с восьми до 12 часов», - объяснил руководитель.
Итог установки оборудования на линиях - их производительность упала на 30%.
Но и это еще не все. В процессе доставки продукции от завода до прилавка код может быть нарушен. Если сканер его не прочитал - система воспримет качественный товар как фальсификат.
«На любом этапе можно повредить код, а любое повреждение кода приводит к тому, что он нечитаемый, это значит, - фальсификат. Вот мы и дожили до этого. Если код не смогут считать, продукт нужно выбросить. А торговая сеть заставляет нас подписывать такие договора, что мы еще и заплатим за утилизацию качественного продукта», - объяснил Олег Махнаков.
Причем код может оказаться нечитаемым и из-за оборудования. Если крупные торговые сети обеспечены хорошими 3Д-сканерами, то у малого бизнеса в селах таких нет.
«У них обыкновенные линейные сканеры, которые могут не считать код. И продукт уходит на утилизацию», - объясняет руководитель.
Вообще же, маркировка в России предполагается тотальная, и она не останавливается. Метки уже надо наносить на шубы, обувь, лекарства, пять категорий товаров легкой промышленности, шины, покрышки, табак.
В будущем это же ждет радиоэлектронику, консервы, вино, корма для домашних животных, хотя для алкоголя и кормов уже есть отдельные системы учета, их никто не отменяет и одна система дублирует другую.
Олег Махнаков констатирует: затраты на обеспечение маркировки растут, их включают в себестоимость, прибыль у бизнеса уменьшается. Соответственно, предприятие сократит возможности для инвестиций и меньше уплатит налогов.
«Эти деньги не идут на развитие региона, они уходят непонятно куда, и нас это тоже очень волнует», - сказал предприниматель.
Такие неналоговые отчисления предприниматель сравнил с «кротами, которые ползут под землей и подъедают корни предпринимательства».
В итоге он предложил приостановить систему маркировки или вообще ликвидировать до лучших времен. На конгрессе идея не вызвала отрицания - вероятно, ее включат в резолюцию.
Маркировку товаров ввели для борьбы с контрафактом - авторы новшества заявляли, что она повысит конкурентоспособность легального бизнеса по сравнению с теневым.
Оператор системы "Честный знак" - "Центр развития перспективных технологий" - сообщал, что в табачной отрасли снизили нелегальный оборот на 25%, на рынке обуви - на 35%, .
Однако, опрос, проведенный аппаратом уполномоченного по защите прав предпринимателей при президенте РФ, показал: для самого бизнеса эффект минимальный.
«Только 2−5% опрошенных предпринимателей чувствуют, что маркировка помогла им усилить позиции в конкуренции с теневым бизнесом. Для 51% это привело просто к повышению цен. Около 35% ответили: на них это никак не сказалось», — привел , эксперт аппарата уполномоченного при президенте РФ, директор Института экономики роста имени Столыпина.
Ранее , что розница должна была начать сканировать на кассе коды маркировки при продаже молочной продукции с 31 марта 2022 года, но сроки перенесли на 1 сентября 2022 года.
VIII конгресс предпринимательских объединений Алтайского края проходит в регионе с 16 мая.
На конгрессе рассказывают о поддержке, которую могут получить представители малого и среднего бизнеса, и собирают предложения со стороны предпринимателей, как повысить устойчивость и сохранить бизнес в условиях антироссийских санкций.
Обновлено в 20:00
Заявления прокомментировала пресс-служба оператора системы "Честный знак" - "Центра развития перспективных технологий". Публикуем его с незначительными сокращениями.
В категории молочной продукции маркировка введена с июня 2021 года. Она не вызывает роста цен. «Введение обязательной маркировки молочной продукции в 2021 году не оказало заметного влияния на рост себестоимости молочной продукции. Вклад данного фактора в рост себестоимости не может превышать 1%», - уверены эксперты НИФИ Минфина.
Программное обеспечение системы маркировки работает без сбоев и не оказывает влияние на производственный процесс предприятий. На сайтах и на сайте в онлайн-режиме доступен «Пульс маркировки» - сервис, демонстрирующий ключевые показатели работы системы.
Опубликованные графики подтверждают оперативную обработку всех документов и отсутствие повышенной нагрузки на службу поддержки.
В текущих экономических условиях система маркировки стала единственным инструментом контроля рынков. Об этом говорил премьер-министр Михаил Мишустин. «Про маркировку сразу скажу. При таком снижении регуляторики в стране - которую мы полностью убрали - это единственное, что остается для того, чтобы мы учетную систему не разрушили. Учет и контроль. Не отойдем от маркировки", - отметил он.
Инвестиции на маркировку для предприятий начинаются от 25 тыс. рублей и включают расходы на сканер, принтер этикеток и необходимое программное обеспечение.
При этом производитель может использовать уже имеющееся у него оборудование и не нести никаких затрат. Маркировка не потребует сложных действий со стороны сотрудников и тем более найма дополнительного персонала. Для упрощения работы малого бизнеса оператором системы ЦРПТ разработаны бесплатные сервисы - сервис электронного документооборота ЭДО.Лайт и мобильное приложение "Честный ЗНАК.Бизнес", которое заменяет сканер.
Благодаря введению маркировки удалось добиться существенных результатов. Как отмечал замглавы Минпромторга Виктор Евтухов, объем изъятой из незаконного оборота нелегальной продукции вырос в 1,5 раза. Только по сигаретам объем конфиската вырос на 80% – с 20 млн изъятых из незаконного оборота пачек в 2020 году до 36 млн пачек в 2021 году.
А наибольшее снижение доли незаконного оборота, по данным экспертных организаций, зафиксировано по шинам и покрышкам – на 12%, парфюмерной продукции на 6%, лекарственным препаратам на 5,6%, обувным товарам на 4%, табачной продукции на 4,1%.
«С учетом того, что 1% нелегального рынка табака – это 6,5 млрд руб. недополученных акцизов и НДС в бюджет, фискальный эффект от снижения незаконного рынка составил 27 млрд руб. дополнительных доходов. Легализовались 18 табачных фабрик и закрылись 26 нелегальных», - сказал замминистра.
Если говорить о молочной продукции, то только за первые четыре месяца 2022 года система выявила 13,7 млн нарушений. Они касались отсутствия или недостоверных данных в разрешительной документации, а также оборота нелегальных товаров. Речь идет о попытках использования недостоверных сертификатов соответствия технических регламентов таможенного союза, регулирующих безопасность и качество продукции.
Было выявлено 2,3 млн попыток ввода в оборот молочной продукции при отсутствии разрешительной документации или при наличии документов, содержащих недостоверные сведения.
Такие нарушения допустило 145 предприятий. Также система зафиксировала, что 4 848 компаний пытались продать 5,2 млн единиц товаров, имеющих признаки контрафакта. Такие нарушения выявили среди 16 тысяч компаний. Эти данные переданы в оперативном режиме надзорным органам.