февраль 5, 2024
Почти до 2000-х на месте нынешнего ТЦ «Воскресенье» можно было увидеть здание бывшей гостиницы «Империал». Altapress.ru рассказывает, как строили дом с башенкой, как в нем гостил Николай Рерих, жили «красные» партизаны и педагоги.
Здание с башенкой, бывшая гостиница "Империал".
Барнаул. Юбилейные даты
Деревянные дома тогда строили «в лапу» и «в чашу». Первый вариант был экономнее, поскольку для формирования угла дома концы бревен зарубали снизу и сверху и средней частью накладывали друг на друга. При рубке углов «в чашу» в бревнах делали выемку. При укладке у дома получалась выступающая часть угла. Этот тип рубки углов дороже, но теплее, устойчивее и долговечнее.
Здание с башенкой было ярким примером традиционного сибирского деревянного зодчества с элементами модерна. Его отличительные черты — неправильные пропорции, башенки и деревянная резьба.
До революции в здании с башенкой располагалась гостиница «Империал». В документах 1914 года указано, что там же арендовал помещение под чайную-столовую крестьянин Киевской губернии Харитон Рыбак.
Когда партизанская красная армия Мамонтова заняла Барнаул в 1919 году, в бывшей гостинице «Империал» размещался ее штаб.
В 1926 году в гостинице вместе с женой и сыном останавливался художник Николай Рерих. С ними были также супруги Лихманы, сотрудники нью-йоркского музея Рерихов, и лама Геген — ученый-тибетец.
В 1928 году здание с башенкой национализировали и передали под общежитие жилотделу «Металлист», потом — конезаводу «Красный всадник». В 1940-х в здании располагалось общежитие Барнаульского педагогического института, с 1950-х оно стало обычным жилым домом.
В конце 1960-х памятник капитально отремонтировали. Все расходы взял на себя барнаульский предприниматель Иван Сергиенко. Здание разобрали и практически построили заново. Но в 1997 году бывшая гостиница сгорела.
Сгоревшую гостиницу восстанавливали снова. Дошли почти до крыши, но потом стены разобрали, строительный материал вывезли. Через некоторое время на этом месте появился торговый центр «Воскресенье».
Не смотря на то, что здания с башенкой уже нет, документально, оно еще — министерство культуры отказывается признавать здание утраченным и настаивает на его воссоздании.