За кулисами алтайских колоний. Режиссер – о первом опыте постановки спектаклей с осужденными

октябрь 14, 2025

Алтайский край – единственный регион в России, в котором режиссеры вместе с осужденными ставят спектакли в местных колониях. Уже прошли первые показы по произведениям Шукшина и Гребенщикова. Для Алексея Хорькова, режиссера-постановщика, этот опыт стал первым. Подробнее о необычном театральном эксперименте – в нашем материале.

Постановка спектакля в ЛИУ-1 Барнаула.
Пресс-служба ФСИН России по Алтайскому краю

Приглашение

«Театр за чертой. Точка свободы» – проект, который входит в социальную программу «Театр+Общество». Цель – дать доступ к культуре и творческой самореализации разным слоям населения.

Проект поддерживают Министерство культуры Российской Федерации, Ассоциация музыкальных театров, Общественный совет при УФСИН России по Алтайскому краю. А также он получил грант.

В исправительных колониях заключенные могут приобщиться к искусству. Под руководством профессиональных педагогов они изучают актерское мастерство, режиссуру и сценографию. В результате уже появились несколько полноценных театральных постановок, созданных силами осужденных и режиссера.

интересной волонтерской деятельности стал Илья Зуев, артист и заведующий литературной частью Музыкального театра. Он и пригласил поучаствовать Алексея Хорькова, который без раздумий согласился.

«Мне было интересно с профессиональной точки зрения. Я много работал и с профессиональными артистами, и с любительскими коллективами. Работа с непрофессионалами – это всегда другая структура, везде нужно уметь выстраивать диалог, находить точки соприкосновения. Здесь же опыт был совершенно уникальным: у всех разные судьбы, все оказались там по разным причинам», – объяснил режиссер.

Алексей Хорьков, режиссер-потсановщик
Личный архив Алексея Хорькова

Страх и отзывчивость

Трудностью, как и в любом театре, стала работа с текстом – его освоение и понимание. По словам Алексея, его новые артисты волновались гораздо сильнее, чем профессионалы или участники любительских студий.

Он объяснил, что сценическое волнение охватывает всех, независимо от опыта, ведь каждый артист хочет быть уверенным в том, что происходит на сцене.

Главным открытием для Алексея стало добросовестное и честное отношение осужденных к процессу. Все они участвовали в проекте добровольно, и для многих это был первый опыт выхода на сцену.

«Приятно удивило то, как осужденные основательно и честно отнеслись к процессу, как пытались полностью понять задумку. Они были очень отзывчивы, несмотря на то, где находились», – поделился режиссер.

Подход к репетициям был таким же, как и к работе с любой другой труппой. Единственной корректировкой стала форма общения: профессиональные театральные термины приходилось переводить на более бытовой язык, объясняя их на простых примерах. Явных идеологических столкновений или конфликтов в процессе работы не возникало.

Постановка спектакля в ЛИУ-1 Барнаула.
Пресс-служба ФСИН России по Алтайскому краю
Постановка спектакля в ЛИУ-1 Барнаула.
Пресс-служба ФСИН России по Алтайскому краю
Постановка спектакля в ЛИУ-1 Барнаула.
Пресс-служба ФСИН России по Алтайскому краю

Три Шукшина

Работал Алексей одновременно в трех исправительных учреждениях Рубцовска, и в каждом результат оказался уникальным. За основу взяли цикл автобиографичных рассказов Василия Шукшина «Из детских лет Ивана Попова».

В одной из колоний участники не просто учили текст, а стали полноценными соавторами. Взяв за основу рассказ Шукшина «Гоголь и Райка», они создали собственную пьесу по мотивам «Ревизора», органично вплетая в нее шукшинские мотивы.

В другой колонии изначально многочисленная труппа в итоге сократилась до одного человека. В итоге поставили моноспектакль. В третьей – работа вылилась в диалоги на темы, поднятые Шукшиным.

Постановка спектакля в ЛИУ-1 Барнаула.
Пресс-служба ФСИН России по Алтайскому краю
Постановка спектакля в ЛИУ-1 Барнаула.
Пресс-служба ФСИН России по Алтайскому краю

Главный итог

Премьерные показы прошли с разным успехом: где-то «на ура», где-то умеренно. На зрительское восприятие влияли и внутренние правила колоний, которые, например, ограничивали общение между некоторыми осужденными, которые присутствовали на спектакле.

Тем не менее, сами самодеятельные артисты остались довольны. Для многих это был бесценный опыт. А театральные программки с автографами и пожеланиями от режиссера стали дорогими сувенирами на память.

Главным итогом для Алексея оказалась не театральная, а человеческая составляющая проекта.

«Тема наших спектаклей была проста – понять, как проходит жизнь. И все осужденные, с которыми мы сотрудничали, тоже задавались этим вопросом. Мне кажется, осознание того, что случилось событие, после которого жить по-прежнему нельзя, стало важным и для них, и для меня», – поделился режиссер.

Для себя же он открыл то, что люди в сложнейших условиях не поддаются унынию.

«Они не просто не унывают и не ставят крест на жизни, а пытаются постичь что-то новое: кто-то – программирование, кто-то впервые открывает для себя литературу. То, как они идут к своей цели и не теряют ее, – это богатейший опыт общения», – заключил Алексей.

Театр в колонии
Источник: Ассоциация музыкальных театров

«Театр за чертой» проводит образовательную работу, чтобы облегчить осужденным адаптацию к жизни вне тюрьмы. Но ресоциализация, возвращение в социум, – это непростой путь, особенно для мужчин.

Грант позволил закупить костюмы и декорации, которые и после окончания проекта останутся в колониях, и их будут использовать в дальнейшей работе местных театральных кружков.

Несмотря на сложность и эмоциональную насыщенность проекта, режиссер уверенно называет его стопроцентно положительным опытом. И если представится возможность продолжить эту работу в следующем году, он с удовольствием согласится.