Автоновости

Алтайский перевозчик полтора года бьется за свой маршрут

Два новых комфортабельных автобуса Higer уже почти полтора года стоят без дела у Александра Никитенко, предпринимателя из Горняка. Он считает, что его несправедливо лишили маршрута на Барнаул, и пытается вернуть себе право работать на нем. Между тем кредиты и убыточность внутригородских перевозок, на которых он продолжает работать, грозят ему разорением.

Автобус "Барнаул-Горняк"
Автобус "Барнаул-Горняк"
fotobus.msk.ru

С боем

Два абсолютно новых 47-местных автобуса горнякский предприниматель купил в 2011 году. За каждый отдал по 9,3 млн. рублей. И тут же на его пути на поприще перевозок начались проблемы. Краевая комиссия, распределяющая междугородние маршруты между перевозчиками, месяц за месяцем отказывала ему в предоставлении рейса. "То запятая не там, то точка вверх ногами", - описывает суть претензий Александр Никитенко.

Власти Алтайского края недовольны работой транспортного надзора в регионе

Неизвестно, чем бы закончилось дело, если бы в него не вмешался прежний глава Горнякского района. При помощи административного ресурса Никитенко получили-таки маршрут на Барнаул. Однако его бизнес незапланированно стал шире, чем изначально планировался. Дело в том, что в это время банкротится транспортное предприятие, которое обслуживало городские и внутрирайонные маршруты. Взять их местные власти предложили Никитенко, и он не отказал.

Перевозчик взял у администрации два стареньких ПАЗа и КаВЗ, купил в кредит еще несколько ПАЗов и "Газель" и стал обслуживать три маршрута. Внутрирайонные и городские перевозки, по словам Никитенко, никогда не были прибыльными. Зарабатывало же его транспортное предприятие исключительно двумя автобусами "Горняк-Барнаул", которые привозили владельцу в среднем около полумиллиона рублей в месяц.

Договор об обслуживании важнейшего для предпринимателя маршрута краевое транспортное управление заключает на год. Если за этот период перевозчик работает без нареканий, разрешение на работу ему продляют. С Никитенко договор пролонгировали и в начале 2013-го, и в начале 2014-го. А в январе 2015 года — нет. И его маршрут выставили на конкурс.

Разбор полетов

В транспортном управлении сообщают, что на очередной конкурс рейс горнякского предпринимателя выставили из-за того, что он не соблюдал требования правил перевозок (документ есть в распоряжении редакции - прим. auto.altapress.ru.). Александр Никитенко говорит, что на комиссии в транспортном управлении ему объяснили, что основные претензии к нему в том, что его автобусы не выполняли требования по регулярности и скоростному режиму.

По словам Александра, в условиях договора говорится о том, что перевозчик может лишиться маршрута, если в течение двух месяцев покажет регулярность выполнения рейсов менее 80%. Однако, как следует из данных системы "АСУ-Навигация Алтайский край", в 2014 году автобусы ИП Никитенко ежемесячно выполняли 91-100% рейсов. Исключение — 80% в июне. Однако в примечании указано, что 12 поездок в тот месяц автобусы выполнили без навигации — то есть система попросту не работала по независящим от перевозчика причинам.

Автобус "Барнаул-Горняк" Александра Никитенко
fotobus.msk.ru

Между тем нарушения скоростного режима зафиксированы в 7 месяцах. Система учитывает, когда автобус более двух минут едет со скоростью свыше 92 км/ч. Никитенко объясняет: это распространенное для перевозчиков нарушение: порой двух минут не хватает, чтобы обогнать колонну грузовиков. А часть превышений система зафиксировала, когда автобус шел без пассажиров в Новосибирск на замену лобового стекла.

Александр Никитенко,
предприниматель:

На комиссии нам также указали, что у нас не было договора с автостанцией. Когда-то она в Горняке была, но сейчас это просто здание, в котором ни медкабинета, ни водоснабжения нет. Транспортная инспекция лишила его статуса автостанции. Недавно прежний ее владелец обанкротился, теперь у нее новый собственник. Он предложил нам заключить договор, но никак не хочет предоставлять нам документы, что действительно станция принадлежит ему. Мы в транспортном управлении на комиссии показали эту переписку, а нам лишь сказали: "Это ваши проблемы".

Заявляться на конкурс Никитенко не стал: на его маршрут был претендент с более мощным автопарком, который в итоге и получил право работать на этом направлении. Однако предприниматель стал бороться за рейс другими путями — он обращался в арбитражный суд и правоохранительные органы. Но склонить их на свою сторону ему не удалось.

Вместе с тем жители Локтевского района пишут властям о проблемах с перевозками. Так, в письме, отправленном в начале 2016 года в Минтранс, прокуратуру Алтайского края и депутатам АКЗС они жалуются на компанию "Перевозчик" (работала параллельно с Никитенко и возит пассажиров из Барнаула в Горняк до сих пор).

Из обращения жителей Локтевского района:

Мы неоднократно обращались во все инстанции по поводу пассажирских перевозок на междугородних маршрутах, производимых предприятием ООО "Перевозчик", а получили лишь отписки, никакие меры приняты не были. Автобусный парк данного предприятия давно выработал свой ресурс. Техника редко доходит до места без поломок, а иногда и ломается по нескольку раз в дороге.

Раньше на межгороде работали два комфортабельных автобуса Higer, абсолютно новых. Мы хотим, чтобы на наших дорогах ходили именно такие автобусы, а не убогие развалины.

Под этим письмом подписались 40 человек (копия также есть у auto.altapress.ru).

Александр Никитенко,
предприниматель:

Это хороший вопрос: почему наши рейсы выставили на конкурс, а рейсы конкурента, на которого так часто жалуются пассажиры — нет.

Таксисты подкосили

Сейчас предприниматель продолжает обслуживать два пригородных маршрута. Однако без междугородних рейсов его предприятие нежизнеспособно. Сейчас, по его словам, ему зачастую приходится выбирать — заплатить в этом месяце зарплату или же налоги. Среднемесячная выручка перевозчика составляет порядка 450 тыс. рублей, а затраты — на 20-30 тыс. рублей большей.

Автобус в Горняке
fotobus.msk.ru

Значительно осложняют положение предприятия нелегальные таксисты на микроавтобусах, которые перетягивают на себя часть пассажиропотока. Из-за них Никитенко, по его подсчетам, ежемесячно теряет до 100 тыс. рублей. "Обращались в администрацию, налоговую, прокуратуру — но никто не хочет этой проблемой заниматься" - сетует перевозчик.

Сейчас автобусы, которые были в эксплуатации всего 2,5 года, Александр Никитенко выставил на продажу за 4,5 млн. рублей каждый, то есть более чем в два раза дешевле по сравнению с ценой покупки. Но желающих приобрести технику нет.

Жители Рубцовска недоумевают из-за разной стоимости проезда в маршрутках

Периодически Никитенко все-таки пускает свои автобусы в Барнаул — заказными рейсами. Однако и тут не обошлось без проблем. Узнав, что он высаживает пассажиров у ж/д-вокзала, представители Барнаульского автовокзала пожаловались на "нелегального перевозчика" в транспортную инспекцию и прокуратуру. Теперь Никитенко грозит штраф.

Определенные надежды предприниматель связывает с новым законом "Об организации регулярных перевозок пассажиров", который разрешает работающим на коммерческих маршрутах перевозчикам самим устанавливать стоимость проезда. Возможно, это позволит сделать внутрирайонные перевозки рентабельными. Однако в целом без маршрута на Барнаул перспектив для своего семейного бизнеса, в котором заняты его жена и сын, он не видит.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость