Прошедшая неделя стала очень интересной для меня с точки зрения появления в федеральных источниках нескольких важных цифр. Иногда эти цифры бывают более красноречивыми, чем поток ярких слов. А когда их еще и поставишь рядком, то выводы напрашиваются сами собой.
Итак, правительство ВВП на прошлой неделе запустило в действие второй этап государственной программы по утилизации автохлама. Больно уж эта программа нравится нашему премьер-министру. На государственные сертификаты выделено еще 10 млрд. рублей. Если разделить этот небольшой по меркам бюджета финансовый объем на 50 тыс. рублей (стоимость одной гербовой бумажки), то получится ровным счетом 200 тыс. сертификатов. Как видите, "АвтоВАЗ" может радоваться: государство продолжает выполнять функции внештатного заводского маркетолога. Почему? Да потому что программа по утилизации автохлама направлена в первую очередь на поддержку рыночного спроса на новые автомобили. И прежде всего — на автомобили марки Lada. Так было по результатам первого этапа реализации программы, так будет и сейчас. И это вполне закономерно: ведь отечественный автомобиль — это не роскошь.
Но вот беда — не всем эта программа нравится. С одной стороны, конкурентам "АвтоВАЗа". Ведь государство лечит не причину, а следствие. Качество автомобилей Lada от этой пилюли никак не улучшается. Новые модели на заводе на эти деньги не создаются. Да и вообще, лично я уверен в том, что государство в первую очередь преследует цель сгладить политический риск, а не экономический. Автомобили продаются? Завод работает? Народ не бунтует? Значит, цель достигнута. А то, что государство тратит 15–30% от стоимости покупки нового авто, — не беда. Ведь остальные деньги — покупателя. А он вернет должок государству налогами — дорожными и имущественными.
С другой стороны, программа по утилизации именно "АвтоВАЗа" раздражает производителей грузовиков и сельскохозяйственной техники — "КамАЗ", ГАЗ, "Урал", "ЗИЛ", "Ростсельмаш", "Тракторные заводы" и другие предприятия. Они считают, что тоже вправе претендовать на бездонный госбюджет для достижения своих узкорыночных целей. И если на автохлам выделяют дополнительные 10 млрд. рублей, то почему бы такую же сумму не отдать на замену агрохлама, грузохлама и прочих железяк. И ведь умеют же руководители этих предприятий аргументировать свою позицию. Они говорят (в частности, в газете "Ведомости"), "что такое 20 млрд. рублей или 40 млрд. рублей? Это всего лишь 5% дополнительного дохода федерального бюджета 2010 года, образовавшегося в результате роста цен на нефть".
На самом деле и 20 млрд. рублей, и 40 млрд. рублей — это действительно ничто. Особенно если их сопоставить с затратами на Олимпиаду в Сочи. Министерство регионального развития РФ наконец-то опубликовало данные о расходах на подготовку к зимним Играм. Оказалось, что на строительство спортивных объектов и инфраструктуры к ним будет потрачено 185 млрд. рублей, а на развитие городской инфраструктуры — 950 млрд. рублей. Сразу оговоримся, что это деньги не только государства, но и ряда частных корпораций. Примерно 50 на 50. При этом уже сегодня можно смело предположить, что Олимпиада на черноморском побережье будет убыточной. Ведь государство приняло решение предоставить налоговые льготы тем компаниям, которые имеют спонсорский контракт с Международным олимпийским комитетом. Льготы будут действовать до 2016 года.
А вы спрашиваете, почему плохо строится "Бирюзовая Катунь"? Да сравните объемы финансирования проектов — более 1 трлн. рублей и 18 млрд. рублей за счет всех источников. Куда мы попали!
Самое важное - в нашем Telegram-канале