Любителя за версту видно
Ушлые мастера на станциях техобсуживания попытаются обмануть владельца, если поймут, что он не разбирается в устройстве автомобиля. Для этого профессионалу достаточно задать клиенту несколько наводящих вопросов о характере поломки и посмотреть на реакцию любителя.
"Обычно с первых минут можно определить уровень осведомленности водителя. Некоторые сразу и честно говорят, что они ничего не понимают. Или что автомобиль давно не обслуживался. Есть и такие, кто просто отдает ключи, просит осмотреть авто и уезжает по своим делам. Такие, кстати, очень рискуют потом искать угнанный автомобиль, потому что опытному слесарю сделать ключ к сигналке не так уж сложно", - комментирует Виктор Сомов, автомеханик и водитель с 13-летним стажем.
По словам Виктора, как бы ему не хотелось обижать дам, но именно женщины чаще попадаются в ловушки из-за неподготовленности к походу в автосервис.
Самые распространенные способы
Некомпетентного клиента несложно аккуратно развести на деньги. Например, всем известная фраза "у меня там что-то стучит" может вылиться в крупную сумму, потому что работник сервиса неожиданно обнаружит полнейший износ всей ходовой части (от протектора до коллектора). А на деле, нужно было заменить резинку в подвеске.
Но если клиент поверил в износ шаровой опоры, рулевой рейки и концевой при таких симптомах, то список услуг может оказаться для него просто "золотым".
Ольга Холуянко,
автоледи из Барнаула::
Был один случай у меня. Надо в машине было поменять бензобак: купила я его, притащила в сервис и попросила заменить. Стоило эта услуга тогда по прайсу пару тысяч рублей. Так вышло, что с автомехаником, который занимался моей машиной, мы потом задружили. Как-то он мне признался, что цену за услугу написали в прайсе якобы потому, что выполнили работы по максимуму, то есть сняли спецзащиту на дне и прочее для машин более высокого класса. А на деле, мой новый знакомец открутил 4 болта и закрутил их обратно, что по сути стоило гораздо дешевле.
Подобных ситуаций очень много. Чтобы не попасть впросак, есть два решения. Первый - если не разбираешься, бери с собой человека, который понимает в ремонте автомобилей. Второй - выясняй стоимость услуги, смотри средний ценник в интернете и сравнивай.
Торгашество и "кража" старых запчастей
В некоторых автосервисах есть собственные склады и магазины с автозапчастями. Естественно, продукцию нужно как-то реализовывать. И не факт, что запчасти для вашего авто будут новые и оригинальные. Зачастую бывает так, что вполне рабочую деталь, которую по регламенту уже пора заменить, механик оставляет себе.
Вера Николаева,
автоледи из Бийска:
Пару лет назад, когда только получила права, муж отправил меня менять колодки. Он не смог со мной поехать, но сказал, чтобы все, что работники сервиса снимут, я забрала с собой. За работой механиков я не смотрела, сейчас понимаю, что зря. В общем, спустя какое-то время выходит мастер и говорит все готово. Я спросила про старые колодки. Молодой человек начал объяснять, что они стерлись и толку от них не будет. И вообще он их выбросил в мусорку. Разбираться я не стала, не буду же лазить по мусорным бакам. Что делать в таких случаях, я не знала, да и новые колодки мне поставили.
Манипуляция с мусоркой делается для того, чтобы деталь не возвращать, а в дальнейшем "отреставрировать" и перепродать в качестве новой. Такое часто проделывают с китайскими дисками, выставляя их на витрины в качестве оригинала. На таких запчастях машина живет следующие 1-2 тыс. км, а потом снова посещает СТО. И так по вечному кругу.
Не виноватые мы - он сам принес
Автосервисы, у которых в наличие есть собственные магазины и склады, как вы уже поняли, вынуждены искать уловки, чтобы реализовать свои запчасти. Но автовладелец может нагрянуть в СТО с собственной деталью. в таком случае, по словам Виктора, нужно быть готовым к тому, что деталь может оказаться "бракованной". И когда разгневанный клиент предъявит претензию, получит закономерный ответ о том, что он сам привез бракованную деталь.
Затем ему, конечно же, предложат все исправить, но для этого нужно купить "вот в этом магазине" качественные запчасти.
В правильных СТО колодки, диски, шланги и прочие снятые детали выдают владельцу - аккуратно укладывают в багажник снятые запчасти.
Сделано из навоза и пиломатериалов
Конечно, некоторые автовладельцы виноваты сами. Они ищут способы сэкономить и выбирают мастерскую по принципу "где бы подешевле". Но в результате в стремлении не переплатить они обращаются в богом забытые "шиномонтажки" в районе местных гаражей и попадают на более крупные суммы. Обычно результаты работ умельцев из таких контор вызывает шок - либо выхлопная труба по дороге отвалится, либо машина "сядет" в ближайшем кювете.
Елена Ткацева,
автоледи из Барнаула:
Когда навещала родственников в Рубцовске, решила воспользоваться отпуском и установить, наконец-то, новенькую магнитолу. Мне посоветовали одно из небольших СТО, недалеко от окраины города. Сказано-сделано. Машину отогнала в небольшой гараж, где улыбающийся молодой человек заверил, что все будет в лучшем виде. После установки, казалось, что магнитола стоит в панели, как влитая.
Но через несколько месяцев, на очередной кочке она вылетела. Выскочила из ниши как хлебушек из тостера! Жаль, что я не сфотографировала то, что они наляпали на бедную магнитолу изнутри. Это были куски чего-то черного, старый двусторонний скотч, какие-то палки. Если перефразировать известную идиому, все было сделано с использованием навоза и пиломатериалов.
Решение проблемы для экономных: выберите автосервис, который нравится вашим опытным друзьям-автомобилистам. Таким образом вероятность быть обманутыми становится, как минимум, меньше, и о ценах на услуги ремонта вы будете осведомлены.
Как не попасться на обман
Виктор дал несколько простых советов, в том числе и для автоледи. Для того, чтобы не стать обманутым в автосервисе нужно:
- Выбрать узкоспециализирующийся сервис или дилерский центр, который занимается конкретной маркой.
- Посоветоваться с друзьями о репутации СТО. Сарафанное радио всегда хорошо работало. Однако автосервисы в гаражном кооперативе лучше избегать.
- Узнать заранее цену за нормо-час. А также уточнить, можно ли находиться в ремонтной зоне.
- Берите с собой мужа, брата, свата, которые хотя бы немного понимают, как производится ремонт.
- Проверить заказ-наряд и услуги, которые там прописаны. Если в акте будут указаны работы, на которые клиент ранее не давал согласие, то он может их не оплачивать. Также уточните, есть ли компьютерный учет, который обеспечит фиксирование всех работ, чеки и гарантии.
- Запросить пакет документов от поставщика-производителя и осмотреть запчасть на наличие логотипа, если в автосервисе пытаются продать детали со склада.
Когда клиент понимает, что его обманули или что автосервис некачественно выполнил работы, он может обратиться непосредственно в СТО для решения проблемы. Либо по гарантии, либо согласно Закону "О защите прав потребителей" автосервис в удобные для клиента сроки должен устранить "оплошность". В случае, когда СТО не идут на контакт, клиент может подать в суд.
Вне шаблона
Не всегда автоледи становятся "жертвами" недобросовестных автомехаников. В подтверждение - небольшая история об одной из таких представительниц.
Елена Вобина,
автоледи из Барнаула:
Была такая веселая ситуация у моей подруги. Она раньше работала мастером приемщиком на СТО, занималась подбором автомобильных запчастей. Прошло время, она уволилась и переехала на другой конец страны, в Москву. Наступила зима, а всем автовладельцам известно, что при переходе сезонов лето-зима необходимо менять жидкости в машине (а также отслеживать их состояние и вне сезона, менять по километражу), проверить ремни и прочее. В общем, пришла она в популярную сеть СТО и там ей начали втирать про то, что у нее стойки "пробиты" и большие проблемы в ГРМ.
Она послушала и попросила показать, где и в чем проблема. Когда они начали грязь выдавать за поломку (понятия не имею, как это выглядело), она провела элементарную диагностику, показав этим ремонтникам, что если девушка в СТО обратилась, это не всегда пустая голова.
Дело закончилось звонком на горячую линию и записью в книге жалоб. Девушка обратилась в другое СТО, где ей оказали качественную услугу.
Самое важное - в нашем Telegram-канале