Юрий Матвейко,
руководитель Алтайского топливного союза и председатель совета директоров компании “Октан”:
Сегодня ситуация очень напоминает 2011 год по целому ряду факторов. Во-первых, это отсутствие предложения по нефтепродуктам. Сбытовые компании “Роснефть” и “Газпромнефть” не торгуют бензином для частной розницы, направляя его на собственные АЗС. Топлива на бирже либо нет, либо оно предлагается по цене, которая с учетом доставки до Алтайского края составляет 41 тыс. рублей за тонну (мы говорим о бензине марки АИ-92). Если перевести эту цену на розницу, то это чуть больше 31 рубля за литр.
Сейчас литр АИ-92 на АЗС края стоит в среднем около 30 рублей, плюс-минус 50 копеек. То есть для независимых операторов биржевая стоимость — заведомо убыточная. Сегодня в крае насчитывается около 520 АЗС, из них 24 принадлежат "Газпромнефти — Новосибирск", около 90 — "Роснефти", остальные — независимым операторам. Однако порядка 60% реализуемых в рознице объемов приходится на заправки первых двух игроков.
Возникновение дефицита на рынке эксперты связывают с двумя причинами — объективной и субъективной. Первая состоит в том, что за последние три месяца в России значительно сократилось производство бензина. Кризис начал разворачиваться в июле после взрыва на "Ачинском нефтеперерабатывающем заводе" (НПЗ), производящем около 7 млн. тонн топлива в год. Тогда, утверждают игроки рынка, цена на бензин на бирже буквально в течение двух-трех дней повысилась на 3 тыс. рублей за тонну, а затем разница достигла 5 тыс. рублей. В сентябре были закрыты на ремонт НПЗ в Омске и Москве, некоторые другие предприятия отрасли временно остановили часть своих линий для профилактических работ. Объемы топлива, ранее предназначавшегося для регионов Сибири — Алтая, Новосибирской, Кемеровской областей, — стали перенаправляться в Московский регион. И проблема дефицита встала в полный рост.
"Объемы, которые мы запросили на октябрь, нам срезали в 3-4 раза", — говорит Юрий Матвейко. По словам Алексея Пухарева, директора компании "Горно-Алтайск Нефтепродукт" (развивает в крае сеть АЗС "Лукойл"), поставляемых объемов уже не хватает. Владелец нескольких автозаправок в крае, попросивший не называть его имени, сообщил, что в краевых представительствах "Газпромнефти" или в "Роснефти" в поставке бензина отказывают: "Топлива в Барнауле у поставщиков нет, отправляют в Новосибирск". Но по данным еще одного участника рынка края, и в столице Сибири бензин тоже не отпускают. "Оптовикам ничего не продают, — говорит он. — Мы на следующий месяц не запаслись, “пустые” стоим, на несколько дней бензина осталось". Участники рынка единодушны во мнении, что как минимум октябрь край будет, говоря их языком, "сухим".
Вторую причину наступившего кризиса независимые топливные операторы усматривают в действиях госкомпаний "Роснефть" и "Газпромнефть". "Кто установил такую высокую цену на бензин после взрыва на “Ачинском НПЗ”? На бирже представлены только нефтяные компании. Более 60% объемов перерабатываемой нефти внутри страны принадлежит госкомпаниям", — говорит Юрий Матвейко. С ним солидарны и его коллеги. "Все идет к тому, что скоро останутся АЗС лишь “Роснефти” и “Газпромнефти”, они потихоньку выдавливают мелких игроков", — говорит один из участников рынка. "Независимые операторы сгинут, и останутся только монополисты", — невесело прогнозирует Алексей Пухарев. "Российский топливный союз" (объединяет независимых операторов) и его региональные участники, в том числе и алтайские, намерены обратиться в Федеральную антимонопольную службу с требованием оценить сложившуюся ситуацию на предмет сговора.
Возможные последствия, говорят независимые операторы, могут оказаться для них критическими — при подскочивших ценах на топливо работа их АЗС рискует стать убыточной. По их словам, чтобы заправки работали в плюс, разница между оптовой и розничной ценой должна составлять около 4 рублей за литр. Из этих средств выплачивается зарплата персоналу, оплачиваются расходы на электроэнергию, налоговые либо арендные платежи и т. д. Сегодня, по словам местных игроков, никакой выгоды они не получают.
"Чтобы работа АЗС стала прибыльной, нам нужно повысить цены хотя бы на 2 рубля за литр", — говорит Алексей Пухарев. Но сделать такой решительный скачок независимые операторы не могут — "Газпромнефть" и "Роснефть" держат цены в рознице на прежнем уровне. Такая ситуация может привести к разорению некоторых операторов и закрытию небольших АЗС.
Иван Канайкин,
заместитель гендиректора ГК "Газойл":
Я думаю, если кризис продлится месяц, мелкие АЗС выживут, если дольше — заправки могут начать закрываться.
Закрытие АЗС может крайне негативно сказаться на жизни ряда районов края. "Нефтяные компании почти не строят АЗС на селе — маленькие объемы им не интересны. У нас примерно в 20 районах нет ни “Роснефти”, ни “Газпромнефти”. Но в каждом районе есть предприятия здравоохранения, образования, МЧС, полиции. Сегодня предприниматели заправляют их технику. Если они уйдут с рынка, заправляться придется километров за 150", — говорит Матвейко.
В алтайских подразделениях "Роснефти" и "Газпромнефти" прокомментировать ситуацию не смогли.
Право на отказ
В соответствии с "Правилами торговой практики ОАО “Газпром нефть” в отношении реализации бензинов и дизельных топлив в РФ" у компании есть приоритетный порядок продажи продукции: потребности собственных АЗС и других операторов стоят в очереди третьими. В документе сказано, что при отсутствии технической или экономической возможности поставки нефтепродуктов в определенном количестве компания вправе отказать покупателю в соответствующем месяце.
Смотри также: В Алтайском крае грядет новый топливный кризис: бензин может оказаться в дефиците и подорожать.
Самое важное - в нашем Telegram-канале