Автоновости

Чиновников ограничат в покупках заграничных автомобилей

На рассмотрении в правительстве России находится проект постановления о введении так называемого национального режима закупок автотранспортных средств. Ожидается, что постановление будет подписано в июне. И с этого момента для государственных и муниципальных нужд можно будет закупать только те автомобили, которые были собраны в России, Казахстане или Белоруссии. Но означает ли это, что наши люди государевы все, как один, пересядут на продукцию автопрома Таможенного союза?

Автомобиль.
Автомобиль.
Михаил Хаустов

Скандалы с госзакупками дорогостоящих автомашин возникают в регионах страны периодически. Один из последних: приобретение строительным управлением Сахалинской области "Мерседеса" за 8 млн. рублей. Правда, когда поднялась шумиха, торги отменили.

В Алтайском крае чиновники в этом плане особо не "хулиганят". Первые лица администрации края в основном разъезжают на "Тойотах Камри". Отдают предпочтение этой марке и в региональном управлении Федеральной службы исполнения наказаний — недавно ведомство приобрело "Камри" для нужд колонии-поселения № 2. Главэкономики купило для Главного управления образования и молодежной политики "Ниссан Теана" за 1 млн. 210 тыс. рублей. Обновило автопарк и краевое полицейское управление — два микроавтобуса "Фолькс­ваген" за два с лишним миллиона каждый. ГУП "Залесовское дорожно-ремонтное управление" приобрело за 1 млн. 80 тыс. рублей джип "Ниссан", а суетские дорожники — китайский внедорожник подешевле (850 тыс. рублей).

Инфографика: автомобили чиновников.
Инфографика: автомобили чиновников.
В ближайшее время ситуация может несколько измениться. Подготовленный Минпромторгом проект постановления правительства РФ предполагает установление запрета на допуск автотранспортных средств, "если страной происхождения таких товаров не является Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Казахстан". При этом товары должны быть "полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке на их территории".

Что означает "достаточная обработка", постановление не разъясняет. Но в пояснительной записке к документу говорится о необходимости "защиты российских автопроизводителей и увеличении локализации производства путем привлечения иностранных инвестиций".

В России с разной степенью успешности действуют более десятка заводов, на которых собирают импортные автомобили. Один из показателей степени успешности — уровень локализации производства. Этот уровень тем выше, чем больше производственных операций завод осуществляет самостоятельно. В список обязательных операций, составленный Минпромторгом, входят монтаж силового агрегата, передней полуоси, передней и задней подвески, выхлопной системы, электрооборудования, рулевого механизма, элементов экстерьера, а также сварка, покраска и сборка кузова.

Наиболее популярные автомобили у чиновников.
Наиболее популярные автомобили у чиновников.
Кого может затронуть инициатива Минпромторга и какие автомобильные заводы могут получить проблемы с поставками продукции для госнужд? В первую очередь это "Мерседес". Немецкий концерн наладил производство грузовиков в Набережных Челнах, а вот в части легковых автомашин дальше намерения дело не пошло. В Минпромторге уже заявили, что если постановление подпишут, "Мерседесу" "будет закрыт путь на участие в госзакупках".

В проблемной зоне может оказаться и "Тойота". Завод в России работает с 2007 года, и в 2013 году, например, там было собрано более 35 тыс. автомобилей. Но, как следует из недавнего доклада замруководителя Минпромторга Алексея Рахманова, уровень локализации производства на этом заводе составляет всего 10% (по данным агентства "Автостат" — 15%).

Низким считается уровень локализации на заводах "Автотор" (15%) и "Дженерал Моторс Авто" (20%). На первом собирают автомашины "Киа", "БМВ", "Хёндай" и "Опель", "Кадиллак". На втором — "Шевроле" и "Опель". Правда, в планах предприятия к 2018 году поднять уровень локализации производства до 60%.

Окончательный "черный список" заводов Минпроторг еще не назвал. Но уже очевидно, что проблем с участием в госзакупках не будет у дилеров завода "Джи Эм АвтоВАЗ", где собирают автомобили "Шевроле Нива" (за I квартал 2014 года собрано 12,3 тыс. единиц). Уровень локализации на этом совместном предприятии — 95,5%. Также к лидерам в этом плане относится завод "Автофрамос" — 75%. Там с конвейера выходят с десяток моделей марки "Рено". Не относится к "группе риска" и российское производство "Фольксваген", которое выпускает семь видов иномарок включая "Ауди" и "Шкода". Так что выбор у работников отечественных госструктур в любом случае будет. И пересесть на "тазики" по инициативе Минпромторга им не придется.

Что предложит Казахстан

На территории Казахстана есть два крупных сборочных предприятия.

"Азия авто". Сборка автомобилей: Skoda (Fabia, Octavia, Rapid, Superb, Yeti), Chevrolet (Aveo, Captiva, Cruze, Orlando), Lada 4x4, Kia (Ceed, Sorento, Mohave, Cerato, Sportage, Soul, Cadenza, Optima, Picanto Quoris).

"АгромашХолдинг". Сборка автомобилей: SsangYong (Kyron, Rexton, New Actyon, Chairman, ActyonSports), ZAZ Chance, IVECO PowerDaily (микроавтобус), Peugeot (301, 308, 508, 3008, Partner).

Что предложит Белоруссия

В истории белорусского автопрома не было успешных и "долгоиграющих" проектов по сборке импортных автомобилей. В разные годы там собирали иранские, немецкие, польские и другие транспортные средства.

В начале апреля белорусская компания "Юнисон" и концерн General Motors объявили о намерении уже этим летом собрать первый совместный автомобиль. Выбор ведется между брендами Cadillac, Opel или Chevrolet.

Ранее завод "Юнисон" собирал автомобили Ford, Kia и Samand.

Машина для президента

Параллельно с продвижением идеи об ограничении закупок импортных автомобилей для госнужд Минпромторг России занимается еще одним проектом — будущим серийным производством российских представительских машин.

Это авто для чиновников ранга вице-губернатора и выше. Заявленная стоимость машины — от 2 млн. рублей. Общая емкость проекта оценивалась в 4–15 млрд. рублей. Потом была скорректирована до 22–24 млрд. рублей, из которых половина — это бюджетные средства, остальные — потенциальные деньги самих автопроизводителей. В начале февраля 2014 года правительство страны выделило Минпромторгу на реализацию проекта "Кортеж" первые 3,6 млрд. рублей. Ранее говорилось, что сборка авто будет происходить на базе московского завода "ЗИЛ", площадках "Группы ГАЗ" или мощностях "других заинтересованных предприятий, которые изъявят желание".

Минпромторг еще в октябре прошлого года заявил, что на пике проекта "Кортеж" планируется выпускать по 15–20 тыс. представительских машин в год. Это седаны, внедорожники и микроавтобусы. Их, как задумано, будет объединять одно — единая платформа. Серийное производство должно начаться в 2017 году, а пилотный образец чиновники обещали представить уже в апреле этого года.

Денис Мантуров,
глава Минпромторга:

Не так много автомобилей класса люкс приобретается для руководителей высшего звена. Если посмотреть в масштабах страны, то это небольшое количество. Что касается машин, которые разрабатываются в рамках проекта "Кортеж", то сомневаюсь, что нижняя граница их стоимости, особенно если говорить о седане, будет меньше 2 млн. рублей. Но мы и не ставили задачу делать машину для среднего звена, это автомобиль руководителей.

По поводу разработки отечественного автомобиля для президента страны министр Мантуров сказал: "Будем использовать платформу и шасси единого формата, но кузов там другой, к нему специальные требования".

Медицину пока миловали

В разработке Минпромторга находится еще один документ, вводящий ограничения закупок в более важной сфере — медицинской. Правда, недавно представители ведомства заявили, что он вступит в силу не с 1 апреля, как ожидалось, а будет доработан и его подпишут через четыре-пять месяцев.

Как сообщает сайт Минпромторга России, речь идет об ограничении закупок в отечественные больницы иностранной медтехники. Предполагается, что запрет коснется той медицинской продукции, которая имеет аналоги российского, казахстанского и белорусского производства (в общей сложности должно быть два и более производителей).

"Оборудование, которое не производится на территории РФ, никоим образом в списке фигурировать не будет, — цитирует сайт ведомства Сергея Цыба, замминистра промышленности и торговли. — В перечень будут включаться только те изделия отечественного производства, которые соответствуют всем международным требованиям, зарегистрированы в России, то есть прошли все испытания на эффективность и безопасность".

Кстати, помимо ограничения закупок импортных инструментов для стоматологов и офтальмологов, Минпромторг предлагает запретить, например, закупку иностранных томографов. В ведомстве считают, что у отечественных предприятий, которые заявляли планы по выпуску такого оборудования, еще есть время.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость