Автоновости

Эксперты оценивают изменившуюся ситуацию на рынке автострахования

Уходящий кризисный год запомнится игрокам рынка автострахования не потрясениями, но потерями. За девять месяцев 2009 года рынок лишился 10% сборов и нескольких десятков компаний, которые либо обанкротились, либо потеряли лицензию.

На данном этапе автострахование в России входит в трудный этап: нарастает убыточность, усиливается мошенничество, падают продажи.

Это далеко не все проблемы страховщиков, и, видимо, следующий год для них будет не менее сложным, чем текущий.

В большинстве регионов обязательное автострахование остается убыточным, поэтому представители отрасли надеются на ближайшее повышение базового тарифа, который не менялся с 2003 года. Именно тарифное регулирование страховщики в один голос называют проблемой номер один.

Вместе с тем игроки рынка не впадают в пессимизм: финансовые показатели отрасли к концу года начали восстанавливаться, практически все системообразующие компании продолжают работать.

О текущих проблемах и перспективах журналисты газеты "Ваше дело" побеседовали с игроками и экспертами страхового рынка.

Многие компании уходят по-английски

Кризис в отрасли и банкротства ряда страховщиков сыграли на руку сильным игрокам. Крупные компании ощутили приток клиентов, что позволило им нарастить свою долю присутствия на рынке. Об этом рассказывает Дмитрий Тюнин, директор филиала "Росгосстрах-Сибирь — Управление по Алтайскому краю". 

— Дмитрий Александрович, прокомментируйте результаты работы рынка ОСАГО по итогам текущего года. Какие основные тенденции вы могли бы отметить?

— В Алтайском крае ситуация принципиально не отличается от общероссийской. Прежде всего, был массовый исход страховщиков с рынка ОСАГО. Это связано с тем, что повысилась убыточность этого вида страхования. Если брать отдельно региональный автомобильный рынок Алтайского края, то он в части ОСАГО выгоден. Но компании, работающие по всей России, как правило, имеют усредненный портфель, и в среднем ОСАГО стало достаточно убыточным видом. Многие стали сворачивать свою деятельность. Мы это почувствовали, но в позитивном плане: начался приток клиентов, которые стали переходить к нам из компаний, покидающих рынок. В целом ситуация достаточно напряженная, потому что многие компании уходят по-английски, не рассчитываясь по своим обязательствам, предоставляя это право Российскому союзу автостраховщиков (РСА), где создан компенсационный фонд.

В Алтайском крае особых потрясений не было. Какие-то игроки уходили, но все равно основная доля ОСАГО принадлежит большим компаниям, которые продолжают обслуживать своих клиентов в нормальном режиме.

— Сколько компаний исчезло с рынка?

— В Алтайском крае шесть-семь компаний. В основном это представительства федеральных операторов. В России же с рынка в этом году ушли более 60 компаний. У некоторых отозвали лицензию и приостановили участие в РСА.

— В этом году в законодательной базе произошли важные изменения. Речь идет о введении инструмента "прямого урегулирования", который появился в марте, а с ноября стал действовать в полном объеме. Как это отразилось на работе страховых компаний?

— Первые три-четыре месяца это были единичные обращения, потому что оттачивалась процедура — люди недостаточно хорошо знали, что это такое. Сейчас процесс обращений по прямому урегулированию нарастает лавинообразно.

— В текущем году серьезно упали объемы продаж новых автомобилей. Как это отразилось на динамике продаж полисов?

— Продажи упали, и в первую очередь это сказывается на КАСКО. Но кардинальной смены тенденции не произошло: несмотря на то что кредитных автомобилей стало продаваться меньше, владельцы уже имеющихся транспортных средств страхуются охотнее.

Если говорить об ОСАГО, то это обязательный вид страхования, и тот объем рынка, который ранее существовал, фактически и остался. Была небольшая корректировка региональных коэффициентов, которая дала незначительную прибавку рынку.

Что касается аварийности, то Алтайский край на фоне других сибирских регионов выглядит весьма благополучно. Можно сказать, что мы одна из самых благополучных территорий в части убыточности по ОСАГО. Например, в Новосибирской области этот вид страхования однозначно убыточен.

— Аналитики связывают убыточность автострахования с базовым тарифом, который не менялся с 2003 года. Стоит ли ждать его повышения в 2010 году?

— Все страховщики ожидают, что изменения базовых тарифов обязательно будут. Ставился вопрос об увеличении лимита ответственности по ущербу жизни и здоровью. Государство стремится вывести все транспортные риски на сумму 2 млн. рублей. На сегодня это уже произошло в авиационных перевозках. В части наземного транспорта этого нет, но Минфин такое желание изъявлял. Видимо, процесс будет поэтапным. Промежуточная сумма составит 500 тыс. рублей. Я не могу отвечать за действия правительства или Минфина, но, по моему мнению, первичное повышение базового тарифа произойдет в I квартале.

Единая база решит многие проблемы

Евгений Репкин, руководитель центра автострахования Алтайского филиала компании "Страховой дом ВСК", уверен, что ключевые проблемы рынка страхования ОСАГО заключаются в потребности компаний в обмене информацией. В частности, до сих пор не создана база данных по страховым случаям, что негативно влияет на прибыльность компаний. 

— Евгений Викторович, какие явные проблемы для рынка автострахования выявил кризис?

— Самая главная проблема — это отсутствие единой базы данных. Она должна была создаваться изначально при запуске ОСАГО, но ее до сих пор нет.

В связи с отсутствием единой базы перебежчики как были, так и остались. Эти люди, которые являются виновниками аварии и на которых приходится серьезная сумма выплат, на следующий год переходят в другую компанию и страхуются с понижающим коэффициентом, не сообщая информацию о ДТП. На момент заключения договора уточнить сведения о страхователе и страховых случаях нет возможности.

Опять же по этой причине пролонгация договоров осуществляется не в полном объеме. С этой проблемой сталкивается каждая компания.

— Кто должен стать инициатором создания единой базы? Сами страховщики или контролирующие органы?

— Думаю, это должно происходить на базе РСА. Между конкурентами никто такой информацией обмениваться, возможно, не будет.

— Что это изменит?

— Будет корректное заключение договора, значит, более справедливый расчет премии. Соответственно те деньги, которые могли быть получены от повышающих коэффициентов, должны доходить до страховых компаний. А убытки никак не восполняются. 

Когда это будет создано, может, ничего и не придется менять в законе, потому что ситуация по страховым случаям станет открытой и прозрачной.

— Как на прибыльности страховщиков отразилось изменение коэффициентов по ОСАГО в начале года?

— В одних случаях это привело к увеличению средней премии, в других они, наоборот, снизились. Глобально это не повлияло на увеличение сборов страховых премий.

Ощутимый прирост только по корпоративному сектору. Коэффициент для юрлиц вырос с 1,5 до 1,7. Это привело к увеличению средней премии. Убыточность по корпоративному сектору и раньше была ниже, чем по физлицам. Сейчас страхование организаций для компаний становится еще более приоритетным.

— Эксперты говорят, что в отличие от соседних регионов автострахование на территории Алтайского края не является убыточным направлением.

— Все зависит от сегмента рынка. Если брать автоперевозчиков, то они убыточны во всех регионах. Но есть исключения: там, где больше порядка на дорогах, ниже аварийность, поэтому это направление может приносить прибыль. Соотношение суммы премий и лимита ответственности здесь несправедливо.

— Насколько необходимо повышение тарифов по ОСАГО?

— Вопрос назрел: нынешняя ставка приводит к убыткам. Должна измениться либо базовая ставка, либо коэффициенты.

С другой стороны, если сделать единую базу данных, то необязательно серьезно повышать тарифы. Если не будет перебежчиков и страхователи будут подходить к данному виду страхования более серьезно и с ответственностью, доходность страхования повысится автоматически.

— В течение года случился серьезный исход ряда игроков со страхового рынка. Как это повлияло на деятельность оставшихся компаний?

— Действительно, из края ушло несколько филиалов. На самом деле, проблем от этого больше для клиентов. Если человек застрахован в компании, потерявшей лицензию, то он не может внести изменения в действующий договор: ни про­длить период использования, ни вписать в него дополнительных пользователей, ни расторгнуть его. Полис повис на них мертвым грузом.

— Компенсации таким страхователям возмещает РСА?

— Да, но есть нюансы. Например, если человек обратился по механизму прямого урегулирования за компенсацией в свою страховую компанию, а фирма виновника не работает, то непонятно, с кого спрашивать. В таких случаях страхователю приходится разбираться самостоятельно. Даже если делать через РСА, то надо выходить на Москву — это очень долго. Крайним останется потребитель. Может быть, если бы представительства РСА как филиалы страховщиков были в каждом регионе, было бы проще в данной ситуации.

Надо отменить тарифное регулирование

Компании "России", входящей в двадцатку крупнейших страховщиков, в этом году пришлось на себе ощутить проблемы рынка. В июне Росстрахнадзор из-за задержек выплат по ОСАГО на несколько дней ограничивал ей лицензию по "автогражданке". Сегодня проблемы компании позади, однако рынок еще не стабилизировался, уверен Андрей Крупнов, член правления, руководитель департамента стратегического планирования и маркетинга компании "Россия".

— Андрей Анатольевич, прокомментируйте, пожалуйста, результаты работы страхового рынка в текущем году. Какими тенденциями, по вашему мнению, определяется динамика сборов и выплат автостраховщиков?

— Динамика сборов определяется падением объемов продаж новых автомобилей. В результате премии падают возрастающими темпами и продолжат падать в следующем году. Динамика выплат в полной мере отражает соотношение сборов в этом и предыдущем годах. Уровень выплат растет, а с учетом активно развернувшейся ценовой конкуренции растет и убыточность. Таким образом, рентабельность страховых операций будет сокращаться.

— Многих взволновали недавние заявления представителей РСА о возможном скором истощении фондов союза. Каково мнение страхового сообщества на этот счет?

— Фонды РСА действительно истощены в первую очередь из-за тех компаний, которые, собирая премии по ОСАГО, искренне верили, что эти премии являются их доходом, а вовсе не занятыми у страхователей деньгами под будущие выплаты. Сейчас требуется очистить рынок от неблагонадежных компаний, в том числе за счет повышения требований к уставному капиталу, а также найти новые источники финансирования фондов, поскольку исполнение обязательств перед клиентами является неотъемлемой обязанностью страховой отрасли.

— Но Минфин уже предложил увеличить максимальную сумму компенсации по ОСАГО за ущерб здоровью более чем в три раза — со 160 тыс. до 500 тыс. рублей.

— Увеличение лимита ответственности страховщиков по ОСАГО — мера совершенно необходимая. С момента введения обязательного страхования ответственности автовладельцев прошло уже более шести лет, и инфляция все эти годы не стояла на месте. 160 тысяч рублей — сумма по нынешним временам совершенно недостаточная для любого мало-мальски серьезного ремонта, особенно если стоимость пострадавшей в ДТП автомашины будет составлять не один миллион рублей. Практически все страховые компании сейчас предлагают программы расширения ОСАГО, и грамотные автовладельцы их покупают. Так что предлагаемая мера просто узаконит сложившуюся практику, и вместо двух страховых продуктов нужно будет приобретать только один.

— Как это отразится на тарифах ОСАГО?

— Вопрос изменения цены ОСАГО также назрел. Официальная статистика гласит, что за девять месяцев 2009 года страховщики выплатили клиентам в качестве возмещения по ОСАГО 58% собранных страховых премий. Для популистов от страхования это является поводом заявить о непомерной жадности страховщиков и их "огромных прибылях", которые они хотят еще больше увеличить за счет ни в чем не повинных страхователей. Данные статистики приводятся за календарный период без учета того, что на растущем рынке (каковым, несмотря на кризис, остается рынок ОСАГО) уровень выплат всегда будет занижаться за счет убытков, до поры до времени скрытых в резервах. Для многих компаний ОСАГО уже давно перестало приносить доход и превратилось в полном смысле этого слова в социальный вид страхования.

— Это можно исправить только с повышением тарифа?

— Наилучший выход в части тарифного регулирования ОСАГО состоит в том, чтобы этого регулирования не было вообще. Самый лучший регулятор экономических отношений — рынок, тем более что конкуренция на рынке ОСАГО совершенно свободная. Заодно эта мера решила бы и задачу контроля над недобросовестными страховщиками, о необходимости которого много говорят в последнее время руководители ФССН.

Государство не согласится ввести рыночный тариф

Свой взгляд на ситуацию в сфере автострахования представляет Андрей Сапунов, инвестиционный консультант инвестиционной компании "Финнам". Он считает, что страховой рынок уже прошел дно, однако теперь перед компаниями новая задача — борьба с убытками.

— Андрей Андреевич, насколько, по-вашему, "просел" рынок авострахования по сравнению с докризисным периодом? Насколько серьезно падение ОСАГО и КАСКО по сравнению с другими сегментами страхования?

— Исходя из официальной статистики ФССН объем страхового рынка РФ в I полугодии 2009 года вырос на 3,67% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув уровня 493,68 млрд. рублей. Страховой рынок Алтайского края оказался более подвержен негативному влиянию кризиса. Его объем сократился на существенные 59,66% — с 2,913 млрд. до 1,175 млрд. рублей в I полугодии прошлого года. С ОСАГО ситуация в целом по РФ условно стабильная, рынок демонстрирует небольшой прирост на уровне 1,68%, его объем составил 39,86 млрд. рублей. В свою очередь ситуация на алтайском рынке обязательного страхования ответственности развивается в рамках региональной тенденции — объем рынка сократился в I полугодии на 99,74%, составив 1,17 млн. (против 454,331 млн. в I полугодии 2008 г.).

— Как вы считаете, страховая отрасль прошла дно кризиса или еще нет?

— Полагаем, что страховой рынок уже прошел свое дно. На это указывает достаточно резкое улучшение ситуации в финансовом секторе экономики в 2009 году, а также постепенное восстановление производственных и финансовых показателей реального сектора.

— Однако есть мнение, что основные последствия кризиса — банкротства, отзывы лицензий — еще впереди. Каковы основания для столь негативного прогноза?

— Кризис стал причиной сокращения количества участников и консолидации рынка страхования в условиях дефицита заемных ресурсов и снижения финансовых показателей. Если сравнивать итоги I полугодия 2009 года с аналогичным периодом прошлого года, то оказывается, что за год ушли с рынка 87 страховщиков. То есть количество участников сократилось на 10,5%, составив 743 компании. С рынка ушли слабые игроки, в то время как крупные и сильные страховщики, напротив, получили в условиях кризиса возможность увеличить свое региональное присутствие, нарастить доли на перспективных рынках.

— Руководители страховых компаний говорят о необходимости повышения тарифов по ОСАГО. Насколько это необходимо?

— Для решения проблемы убыточности в марте текущего года для некоторых регионов уже были повышены территориальные коэффициенты по ОСАГО. Однако базовые тарифы на ОСАГО не корректировались уже давно, в то время как убыточность данного вида страхования постоянно возрастала. Особенно в текущем году на фоне роста стоимости прежде всего импортных автомобилей, на фоне роста пошлин и девальвации рубля. Мы полагаем, что базовые тарифы будут повышены ориентировочно не более чем на 25–30%. Этого, на наш взгляд, достаточно для компенсации убытков страховщиков.

— Ряд страховщиков считает, что наилучший выход в части тарифного регулирования ОСАГО состоит в том, чтобы его не было вовсе. К каким последствиям могут привести "свободные" тарифы?

— Рыночное ценообразование грозит риском существенного роста тарифа, в который страховщики будут закладывать убытки по ОСАГО и тем самым компенсировать частично снижение доходов от других видов страхования. Государство на это никогда не пойдет с учетом его социальной ориентированности, тем более в условиях кризиса и снижения уровня доходов населения. С другой стороны, даже в случае принятия соответствующего закона о тарифах на ОСАГО автовладельцы, очевидно, просто перестанут страховать свою ответственность в случае резкого роста стоимости.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость