Размеры Омского НПЗ поражают. С востока на запад территория предприятия протянулась на 4 км, а с юга на север — аж на 6. Не случайно его считают крупнейшим НПЗ в СНГ и одним из самых больших в мире. По территории курсируют автобусы по десяти маршрутам, а общая протяженность дорог на заводе больше, чем расстояние от Барнаула до Бийска.
Территория разделена на ровные прямоугольные кварталы. Почти в каждом — гигантские и поражающие неподготовленного посетителя сложностью своего устройства установки. Некоторые из них сохранились с середины прошлого века (ОНПЗ отметит в этом году свое 60-летие), другие — совсем новые. Всего их здесь более полусотни.
Помимо асфальтированных дорог установки соединяет внушительная система трубопроводов. Они тянутся здесь повсюду. Видно их очень хорошо — они проложены сверху вдоль дорог. Как кровеносная система, они обеспечивают функционирование всего огромного организма.
Вся эта махина кажется предельно цельным механизмом. Однако это не так. Процессы изготовления разных продуктов четко разделены. Чтобы нефть стала бензином, ее пускают по одному маршруту из труб и установок; чтобы превратить ее в керосин — направляют по другому контуру, а если хотят получить битум — то по третьему.
Обслуживают все это гигантское хозяйство менее 3 тыс. человек. Когда-то на заводе работало до 20 тыс. сотрудников, но модернизация производства позволила сократить штатную численность.
Но это, разумеется, не главный результат модернизации. Важнее то, что в 2014 году Омский НПЗ первым в СНГ полностью перешел на производство дизельного топлива 5-го экологического класса. По бензину переход на 5-й класс ожидается в конце этого года. Для автомобилистов Алтайского края это хорошая новость: по разным оценкам, около 70% продаваемого в Алтайском крае бензина изготовлено именно на Омском НПЗ. Его мы заливаем на АЗС компании "Газпром нефть" (ей, собственно, и принадлежит ОНПЗ), а также на большинстве независимых заправок — многие из них покупают топливо именно у "Газпром нефти".
Какой путь проделывает топливо от месторождения до пистолета АЗС?
I этап. ОНПЗ
1. Нефть. Сырье на ОНПЗ поступает из месторождений в Тюменской области, а также из северных районов Западной Сибири. Доставляют ее на завод по трубопроводам.
2. Первичная переработка. На заводе нефть первым делом обезвоживают и обессоливают. Затем ее разделяют на фракции бензина, мазута, керосина и так далее. Все нефтепродукты производят отдельно. Как говорят нефтяники, чтобы работать с бензиновой фракцией, ее вначале нужно стабилизировать. Для этого на специальной установке из фракции удаляют легкие углеводородные компоненты: этан, пропан, бутан.
3. Вторичная переработка. Затем бензин идет на установку каталитического риформинга. Здесь из бензиновой фракции с помощью гидроочистки удаляют соединения, которые содержат серу, азот, кислород и ненужные металлы.
4. Изомеризация. Как объяснил инженер-технолог завода, после очистки в установке риформинга бензин представляет собой парафиноуглеводород с низким октановым числом. Пройдя каталитические реакции на установке изомеризации, парафины преобразуются в изомеры. Последние дают высокое октановое число. Бензин-изомеризат на выходе имеет октановое число 90–92.
5. Увеличение октанового числа. Но как же получают высокооктановые бензины, которые мы заправляем в баки авто? Изомеризат смешивают со специальными высокооктановыми компонентами. Некоторые из них содержат ароматические углеводороды, поэтому их доля в бензине строго определяется техрегламентом Таможенного союза. От пропорции компонентов зависит октановое число для конечного потребителя.
Лабораторный контроль производства
Лабораторному анализу подвергают в начале сырье, затем бензин на различных этапах производства и конечный продукт. Проверяют по всем параметрам: на октановое число, на смазывающую способность, на наличие примесей и т. д.
II этап. Нефтебаза
После завода бензин и дизельное топливо цистернами по железной дороге отправляют по нефтебазам. Это специально оборудованные площадки для хранения и мелкооптовых продаж нефтепродуктов. Они обслуживают потребителей в радиусе около 300 км вокруг себя. В Алтайском крае нефтебаза "Газпром нефти" расположена в Барнауле в районе ВРЗ. Компания уже разрабатывает проект ее модернизации, которая должна начаться в 2016 году. Тогда она по оснащенности не будет уступать омской — самой передовой на сегодняшний день.
Благодаря соседству с НПЗ топливо в резервуары Омской нефтебазы поступает по трубопроводу. Оно заполняет два десятка огромных резервуаров общим объемом 20 тыс. куб. км. Несколько раз в день специалисты расположенной здесь же лаборатории берут пробы и смотрят их на соответствие нормам по 30 параметрам. По словам директора нефтебазы, за 20 лет его работы на предприятии брак еще ни разу не выявляли.
Важная часть работы нефтебазы — "заправка" бензовозов. Водитель каждой автоцистерны авторизуется смарт-картой с помощью терминала, где вводит личный пароль. В базе уже есть все данные о машине: каковы ее параметры и даже прошла ли она техосмотр. Система "видит" также информацию о том, сколько и какого топлива нужно залить в этот бензовоз.
После авторизации бензовоз приглашают к одному из восьми "стояков" — так называют пункты залива топлива в автоцистерны. Но прежде машину тщательно досмотрят и убедятся, что она не привезла с собой остатки от предыдущих партий.
Стояки рассчитаны на два типа бензовозов:
- С верхним наливом — когда у цистерны люки расположены только сверху. Классический вариант, но уже устаревший: таким образом заправка длится долго, около часа.
- С нижним наливом. Заправочные шланги подключаются снизу, и что немаловажно — все четыре одновременно (при верхнем можно подключить только два). В каждый из четырех отдельных отсеков льют разные виды бензинов и дизтопливо. Топливо поступает под большим давлением, и время заполнения цистерны (обычно она вмещает 32 тыс. литров) сокращается до 20 минут.
При каждой заправке подключается еще один шланг. Через него из "бочки" выкачивают все пары. Их соберут в отдельный резервуар, а потом конденсируют из них топливо и после лабораторных проверок снова "пустят в дело". Делается это не столько из экономии, сколько из соображений экологии и безопасности — слишком взрывоопасны эти пары.
Все операции производит сам водитель. После заправки люки пломбируют, а номер пломбы вносят в товарную накладную.
Обычно ежедневно на нефтебазе заправляют около сотни бензовозов. Среди них как грузовики "Газпром нефти", так и машины независимых игроков рынка.
III этап. АЗС
Водители знают, что въезд на АЗС во время слива бензовоза обычно перекрывают. Что в это время происходит на самой станции, показали сотрудники "Газпром нефти" на примере одной из своих заправок.
Первым делом оператор АЗС проверяет у водителя пакет документов и пломбы на люках. Затем он открывает технические шахты расположенных под землей резервуаров и метрштоком — по сути, длинной линейкой — проверяет, сколько топлива осталось и поместится ли привезенная партия. Конец метрштока он намазывает специальной пастой — если в резервуаре окажется вода, паста изменит цвет.
Аналогичную операцию с метрштоком оператор проводит, взобравшись на цистерну. Затем в каждый отсек он опускает пробоотборник — цилиндрическую тару объемом около двух литров. Чтобы подтвердить качество привезенного топлива, оператор ареометром замеряет его плотность и убеждается в отсутствии примесей. Если все в порядке, бензин сливают в резервуары, а топливо из пробоотборника переливают в бутылку, пломбируют и хранят на АЗС до тех пор, пока не продадут весь бензин из привезенной партии.
После слива в бензовоз закачивают пары из резервуаров АЗС. Грузовик везет их на нефтебазу. Что с ними произойдет далее, вы уже знаете.
Некоторые водители жалуются на "недоливы". Представители сети АЗС "Газпром нефть" гарантируют: это невозможно. Точность работы колонок проверяют ежемесячно, а раз в год поверку оборудования проводят региональные центры стандартизации и метрологии. Сделать пробу на точность в любое время может и каждый клиент компании. Для проверок используют 10-литровый эталонный мерник. Согласно нормативам на каждые 10 литров допускается отклонение не более 50 мл.
Выездные лаборатории:
У "Газпром нефти" помимо стационарных есть мобильные лаборатории на базе микроавтобусов. Они объезжают АЗС и с помощью инфракрасного спектрометра анализируют качество бензина. Такая лаборатория может оперативно приехать на заправку и при клиенте проверить свойства бензина в резервуаре и в баке его автомобиля.
Таким образом, на всем пути от скважины до бака автомобиля у крупных нефтяных компаний происходит многоступенчатая система контроля качества.
Факт
Брендированное топливо (например, G-drive) производят на нефтебазе. Для этого в отсек цистерны, в котором на заправку повезут, например, бензин АИ-95 G-drive, во время налива топлива добавляют определенную дозу французской присадки
Самое важное - в нашем Telegram-канале