— Ну должен же он хотя бы раз ошибиться, — приговаривает замначальника отдела ГИБДД по Барнаулу Сергей Мореходов сидя за рулем гражданской Lada Granta. На переднем пассажирском сидении — Геннадий Кузнецов, старший инспектор по пропаганде. С ними мы "сели на хвост" пассажирскому автобусу, который по маршруту №55 едет от поселка Южного до вокзала.
Задача полицейских — проконтролировать, соблюдает ли водитель автобуса правила дорожного движения. Для этого за ничего не подозревающим (как мы втроем надеемся) водителем мы едем от конечной до конечной. Мореходов сосредоточен на управлении, а Кузнецов записывает все маневры автобуса на видеокамеру.
Ехать за автобусом так, чтобы не привлечь внимание его водителя — задача, как оказалось, нетривиальная. Любому шоферу покажется подозрительным, если за его машиной долгое время будет двигаться одна и та же машина, то и дело останавливаясь вместе с ним на остановках.
На Южном, где трафик небольшой, а остановки — через каждую сотню метров, Мореходову пришлось обогнать автобус и затаиться на время во дворах. Когда "пятьдесят пятый" проезжает мимо нашего укрытия — снова пристраиваемся следом. Пока придраться не к чему – водитель заезжает во все "карманы" и исправно пользуется поворотниками. Внешний вид автобуса вопросов также не вызывает.
На выезде из поселка приходится еще раз менять направление – сразу за перекрестком остановка, на которой останавливаться легковушке было бы как-то странно, поэтому едем не прямо за автобусом, а направо. Затем разворачиваемся и снова выезжаем на маршрут, догоняя уже скрывшийся за изгибами Южного тракта автобусом.
Здесь и далее на Змеиногорском тракте едем крайне медленно и осторожно. Кажется, что водитель неминуемо должен заметить плетущуюся за неторопливым автобусом легковушку. То приближаясь вплотную, то отпуская объект наблюдения на несколько сот метров, катим дальше. "Экзаменуемый" по-прежнему на высоте.
Въезжаем в город и надеемся, что на интенсивных магистралях выше вероятность нарушения ПДД. Да и вести слежку в потоке удобнее. На несколько остановок теряем объект из виду из-за того, что с Красноармейского на ул. Пушкина могут поворачивать только автобусы. Возобновляем наблюдение у магазина Красного. Но и тут за водителем никаких грехов.
“А вот он не заехал в парковочный карман", — указываю полицейским у медуниверситета. "Так перед ним автобусы стояли, у него не было возможности в него заехать", — остужает мой пыл Кузнецов.
Спрашиваю, есть ли у инспекторов какой-то план по нарушениям. Говорят, что нет.
В итоге проследовав за "пятьдесят пятым" без малого 19 километров мы так и не зафиксировали ни одного нарушения. На конечной шофера ждет еще один "шанс проколоться" — мои спутники вместе с инспектором отдела технического надзора идут проверять документы и техническое состояние автобуса. Смотрят прежде всего на работу световых приборов, клаксона, а также уровень загрязнения выхлопных газов.
Все оказалось в порядке. Андрей Кобылин, водитель автобуса, признается, что нашей слежки не заметил. Он рассказывает, что за рулем с 1993 года, а автобус водит уже семь лет и за последние годы не заработал ни единого штрафа. Замначальника отдела благодарит его за дисциплинированность и отпускает в следующий рейс.
Здесь же на конечной — еще два полицейских экипажа. Один на "Ниве", второй — на "семерке". Обе машины — также без мигалок и каких-либо обозначений. Экипажи на них также приехали на вокзал следом за автобусами. Те, за кем они следили, оказались не такими примерными, как Кобылин. Одному выписали два штрафа за поворот из полосы, с которой такой маневр был запрещен и за поворот с невключенным поворотником. Второй получил аж три взыскания — два за разговор по телефону и еще один за проезд на красный свет.
Всего в тот день за автобусами вели наблюдение шесть экипажей на гражданских машинах. Они успели проконтролировать 11 водителей общественного транспорта и составили 12 постановлений о нарушениях ПДД.
Подобные рейды с наблюдениями за работой общественного транспорта барнаульская ГИБДД проводит минимум два раза в месяц. Нарушения находят почти всегда. Самые распространенные — разговоры по телефону, непредоставление преимущества пешеходам, повороты без использования световых сигналов и другие. Однако соблюдающих ПДД водителей также немало, отмечают в инспекции.
То, за автобусами каких маршрутов наблюдать, решают не произвольным выбором, а исходя из статистики ДТП, нарушений и жалоб граждан.
К общественному транспорту у ГИБДД вообще внимание довольно пристальное. Сотрудники инспекции в штатском часто садятся в автобус или троллейбус под видом обычного пассажира и внимательно фиксируют все нарушения со стороны водителя. Также сотрудники отдела технического контроля практикуют внезапные утренние проверки транспортных средств до их выхода на линию — останавливают машины для досмотра прямо за воротами предприятий. По их итогам нередко выписывают штрафы должностным лицам, выпустившим в город неисправную технику.
Скрытое патрулирование ГИБДД использует не только для контроля за общественным транспортом. По словам Геннадия Кузнецова, в городе ежедневно работает несколько экипажей на гражданских авто. Машины в распоряжении полиции для этих целей самые разные: от "Приор", "девяток" и других ВАЗовских моделей до иномарок ("Фордов").
Экипажи таких машин фиксируют на видео нарушения ПДД со стороны любых участников дорожного движения и по рации передают информацию о недисциплинированных водителях на ближайший пост ДПС. Инспектор тормозит нарушителя и говорит, где и что тот сделал неправильно. Часто водители свою вину отрицают — тогда подъезжает экипаж на гражданском авто и показывает видео с доказательством.
Нередко машины скрытого патруля наблюдают за потоком из "засады". Например, на перекрестке Ленина-Матросова часто фиксируют на пленку тех, кто поворачивает с проспекта со средней полосы.
Работу скрытого патруля нередко выполняют и члены добровольной народной дружины. Они записывают на регистратор нарушения (как кто-то пересек сплошную, проехал на красный, не пропустил пешехода и т.д.) и пишут обращения с просьбой привлечь провинившегося водителя к ответственности. Нередко бывает, что они передают информацию сотрудникам ГИБДД более оперативно — например, когда видят, как посетитель какого-нибудь бара подшофе садится за руль.
Конечно, несколько экипажей на гражданских автомобилях не могут уследить за двумя сотнями тысяч машин, ежедневно выезжающих на дороги Барнаула. Однако если учесть, что в добровольную дружину записались около трехсот человек и у многих из них есть машины, то вероятность попасть в поле зрения скрытого патруля не кажется такой уж низкой.
А со временем она может только вырасти: недавно стало известно, что Министерство связи разработало сайт, на котором все желающие могут размещать информацию о замеченных нарушениях правил дорожного движения. Его запустят после того, как изменят законодательство, чтобы упростить процедуру рассмотрения таких материалов. Впрочем, сообщить о нарушениях правил дорожного движения можно уже сейчас - на официальном сайте ГИБДД или через специальные приложения. Однако наш эксперимент показал, что это несовершенный метод борьбы с нарушителями.
P.S. Одно нарушение правил во время нашей поездки с Сергеем Мореходовым и Геннадием Кузнецовым нам все же удалось помочь выявить: когда мы ехали по проспекту Красноармейскому, обратили внимание на старый и сильно потрепанный корейский автобус, которой выполнял рейс в Тальменку. Его водитель был не пристегнут. Замначальника отдела сообщил об этом по рации на стационарный пост ДПС за новым мостом. Через 10 минут по рации отрапортовали, что водителя оштрафовали.
P.S.S. Через несколько дней после нашего рейда состоялся еще один, аналогичный, однако вместе с инспекторами в этот раз наблюдение вели дружинники на своих личных машинах. На их счету — еще 6 зафиксированных нарушений ПДД, допущенных водителями общественного транспорта.
Самое важное - в нашем Telegram-канале