Автоновости

Газета "Известия" объясняет, как на Алтае возник бензиновый кризис

27 апреля в Минэнерго пройдет закрытое совещание с руководителями топливных компаний, на котором будут выяснять причины топливного кризиса. А 26 апреля на аналогичном совещании рассматривалось положение в Алтайском крае. Но конкретных решений не было: предложили только организовать биржевые площадки в нескольких городах региона.

Один из участников совещания рассказал "Известиям", что среди возможных причин алтайского дефицита назывались три. Первая: по новому техрегламенту продавать в нашей стране с начала года можно только бензин, соответствующий стандарту Евро-3 и выше, что само по себе сократило предложение на рынке. Вторая: весной традиционно увеличивается спрос из-за начала сельхозработ и более частых поездок людей на своем личном автотранспорте. Третья: из-за сезонного скачка спроса топливо подскочило в цене на биржевых площадках, а владельцы независимых заправок (как раз их в Алтайском крае большинство) отказались платить за него больше.

Есть и четвертая: нефтяникам выгоднее свою продукцию гнать на экспорт.

- В начале февраля руководством страны была дана команда понизить цены на заправках, но с этого момента цены на нефть в мире росли. И сейчас экспортировать нефть выгоднее, чем перерабатывать внутри страны. И отпускные цены заводов в какой-то момент стали выше розничных. Это поставило барьер для доступа топлива в регионы, - заявил "Известиям" исполнительный директор Российского

топливного союза Григорий Сергиенко.

Как же вывозится топливо? Как сообщили "Известиям" в компании "Транснефть", заметного увеличения объемов прокачки нефти по трубопроводам не происходит. Возможно, везут по железной дороге? "Погрузка нефти и нефтепродуктов по сети железных дорог выросла за январь - февраль всего на 2,4%", - рассказал "Известиям" источник в железнодорожной отрасли. "По среднегодовым объемам прокачки существенного роста нет, все увеличения находятся в рамках сезонных колебаний", - заявил "Известиям" начальник пресс-службы компании "Транснефтепродукт" Илья Архипов.

Единственная оставшаяся лазейка, по словам источников "Известий", - автомобильный транспорт. Проконтролировать эти поставки невозможно, статистики не существует. Грузовики

едут через границу, вывозя нефть и нефтепродукты в Белоруссию, на Украину и, возможно, дальше в европейские страны.

Масштабы вывоза эксперты оценивают в 5-10% общих объемов экспорта. "Этого достаточно, чтобы оставить без бензина целые области", - отмечает источник.

В конечном счете единственный выход из ситуации

- подорожание бензина. К этому все и идет.

- Нынешний кризис - попытка нефтяной отрасли, а не только нефтяных компаний донести до общества информацию о своих проблемах, - считает директор консалтинговой компании "ФинЭкспертиза" Агван Микаелян. - Сырая нефть стоит уже 120 долларов за баррель, а литр бензина с начала года даже подешевел. Но если брать аналогию с летом 2008 года, то бензин должен стоить около доллара. То есть рублей 27.

"Это может явиться одной из разновидностей картельного сговора, за которое антимонопольным законодательством предусмотрена крайняя мера ответственности, вплоть до уголовной", - заявил глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев по итогам совещания с представителями Российского топливного союза.

А в управлении ФАС по Алтайскому краю начали полномасштабное расследование по признакам картельного сговора в отношении компаний "Роснефть-Алтайнефтепродукт" и "Газпромнефть-Алтай". Но первое заседание комиссии по рассмотрению дела назначено на 11 мая, так что на проблему со снабжением топливом это уже вряд ли повлияет. Плюс к этому ФАС распространила заявление о начале проверки объектов нефтяных компаний более чем в 20 регионах "с целью выявления фактов сговоров и злоупотреблений доминирующим положением на федеральном и региональном рынках нефтепродуктов".

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость