Автоновости

Из-за дефицита бензина рознице приходится работать с колес

По данным розничных операторов топливного рынка, с конца мая в Алтайском крае началось повышение цен на бензин. В среднем за этот период стоимость топлива поднялась на 50%, а своего пика она может достичь в августе. Владельцы АЗС объясняют это не только сезонными изменениями, но и дефицитом ресурса, который сформировался на нефтеперерабатывающих заводах.

Среди владельцев транспортных средств есть те, кого не пугает бензиновый ценник.
Среди владельцев транспортных средств есть те, кого не пугает бензиновый ценник.
Михаил Хаустов

Андрей Каштанов,
генеральный директор сети АЗС "К1":

За последние две недели розничная цена на АИ-92 поднялась на 2,5–3 рубля. Цену устанавливают крупные трейдеры, мы только следуем за ними", – говорит генеральный директор сети АЗС "Транскам" Сергей Великов. "Закупочная цена на АИ-92 поднимается иногда на 2–3 тыс. рублей за тонну в день, а цену на дизельное топливо государство пока удержало.

Юрий Матвейко, председатель совета директоров сети "Октан", отмечает, что на его заправках литр бензина А-80 подорожал до 18 рублей, стоимость 92-го – 21 рубль. Он связывает наметившуюся тенденцию с истощением запасов топлива на нефтебазе. "Мы работаем с колес. Бензин на нефтебазах не задерживается, его сразу разливают по бензовозам. Запасы не хранятся больше трех-четырех дней. Контракты по поставкам выполняются, но с задержками", – разъясняет ситуацию г-н Матвейко.

Факт ограничений в поставках бензина подтвердили в компании "Газпромнефть Алтай", однако от дальнейших комментариев там отказались. Сергей Великов говорит о том, что на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) с конца мая наметилось ограничение объема реализации. "Сегодня спрос превышает предложение, и в крае уже есть небольшие АЗС, которые начали заматывать колонки", – признается собеседник.

В числе причин, формирующих дефицит топливного ресурса, Юрий Матвейко выделил в первую очередь рост курса доллара и евро, что заставляет заводы-производители переориентироваться на экспорт. Другие причины – традиционно повышенный летний спрос, а также внутренние сложности в работе заводов. По данным Андрея Каштанова, в июне Сургутский и Ачинский НПЗ стояли на профилактике. "Большое значение имел и тот факт, что открыли экспорт, львиная доля ресурса пошла за границу, в то время как на внутреннем рынке образовался серьезный дефицит. Также у заводов существуют проблемы с подвижным составом, об этом говорят все крупные трейдеры", – комментирует г-н Каштанов.

На традиционные предположения о том, что цену искусственно повышают в рознице, г-н Каштанов реагирует сразу: "Для нас повышение цены невыгодно, так как мы не можем угнаться за ценами заводов. На данный момент закупочная цена АИ-92 уже составляет более 20 рублей за литр. Можно представить, с какой рентабельностью мы должны торговать… Много говорится о том, что у нас в стране бензин дороже, чем в Америке, но это понятно.
У нас в стране около 30 НПЗ, а в Америке их более 250". Источник "ВД" в Бийском районе рассказал, что некоторые АЗС готовы продавать бензин на полтора рубля дешевле, хотя ценник у них не отличается от ценников на других заправках.

В компаниях отмечают, что главное сегодня – выполнить обязательства перед клиен­тами, особенно перед теми, с кем идет работа по предоплате. В прошлом году ситуация развивалась аналогично, а ценовой пик пришелся на август. Такого же развития событий операторы ожидают в этом сезоне. "В августе прошлого года закупочная цена бензина превышала 22 рубля за литр. В этом году мы прогнозируем еще определенный рост цен, так как в июле, помимо прочего, на 6% был увеличен железнодорожный тариф", – резюмировал г-н Каштанов.

Действует закон спроса и предложения

Григорий Сыров,
ведущий аналитик компании "БКС Консалтинг":

Государство пытается оказывать административное давление на розничных продавцов бензина, чтобы сдержать рост цен на него как на социально значимый продукт. Однако на рынке работает большое количество независимых АЗС, и для них действует прежде всего закон спроса и предложения. В последнее время отчетливо прослеживается рост закупочных цен, и те АЗС, которые распродали бензин, закупленный по низким ценам, вынуждены либо работать себе в убыток, не превышая цен конкурентов, либо временно отказываться от продажи той или иной марки. Это одна из самых распространенных причин отсутствия бензина на АЗС. Другие причины также хорошо известны – это сезонный рост потребления, рост автомобильного парка и увеличение доли бензина, отправляемого на экспорт.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость