Звоните, и вам не ответят
Как известно, по закону страховщик, получив весь пакет необходимых документов, должен произвести выплату или подготовить мотивированный отказ в течение 30 дней (если в ДТП был причинен только имущественный ущерб).
Юрий Шаталов,
юрист:
Этот 30-дневный срок начинается именно с той даты, когда от вас приняли все документы. В страховой компании необходимо настоятельно попросить копию вашего заявления о страховом возмещении с перечнем переданных в страховую компанию документов, на котором должны быть штамп организации, дата подачи документов и подпись специалиста, который их принял.
Я недаром сказал, что копию заявления о страховом возмещении необходимо попросить настоятельно. Дело в том, что во многих страховых компаниях, приняв документы, взамен не предоставляют вообще ничего. Просто дают номер телефона, но сами понимаете, что дозвониться по этому номеру порой практически невозможно: либо никто не отвечает, либо телефон занят. Есть один крупный страховщик, который считается особо проблемным в этом плане. 30 дней прошли, выплаты нет. Представитель компании в местном офисе предлагает звонить в их центр урегулирования убытков, который размещается на другом конце России. Но дозвониться туда – большая удача.
И еще один нюанс, связанный с подачей документов. Многие специалисты рекомендуют перед направлением документов в страховую компанию сделать их копии. Это правильный совет, потому как после подачи бумаг в страховую компанию у пострадавшего не остается никаких документов. Но стоит учитывать, что если в дальнейшем возникнет необходимость обращения в суд, эти копии будет необходимо заверить. Например, чтобы заверить справку формы № 748, нужно приехать с ней в ГИБДД, где на нее просто поставят штамп. А дубликат отчета независимой оценки можно получить в оценочной компании, заплатив за это 150–250 рублей.
Время жалоб
Итак, 30 дней истекли, а страховая компания не заплатила. Уже на 31-й день можно начинать писать жалобы и претензии. Адресатов несколько.
1. Российский союз автостраховщиков (впрочем, по мнению Юрия Шаталова, направление жалоб в эту организацию редко приносит положительный результат).
2. Прокуратура. Жалоба подается в районную прокуратуру по месту нахождения страховой компании (ее филиала).
3. Федеральная служба страхового надзора. Юрий Шаталов говорит, что это ведомство всегда отвечает на обращения граждан, более того, применяет жесткие санкции к страховщикам, например, приостанавливает действие лицензии и налагает штрафы (адрес инспекции страхового надзора по Сибирскому федеральному округу: 630049, г. Новосибирск, Красный проспект, 167).
4. Сама страховая компания (головной офис которой, как правило, находится в Москве).
Юрий Шаталов:
В страховую компанию, задерживающую выплату, подается досудебная претензия с требованием выдачи акта о страховом случае с приложением заключения независимой экспертизы. Претензию можно привезти в офис страховщика, но там, как правило, такие документы принимают неохотно. Второй вариант – отправить претензию заказным письмом с описью вложения, с уведомлением о вручении.
Встать, суд идет!
Если все перечисленные меры не возымели действия, нужно обращаться в суд. Что сдерживает на этом этапе автовладельца? Во-первых, нет четкого понимания того, как правильно составить исковое заявление и какие документы к нему приложить. Тем, кто обращается в суд впервые, лучше прибегнуть к услугам юриста. Базовые расценки примерно таковы: консультация – 250 рублей, сбор документов и подготовка иска – 750 рублей, участие в судебном процессе – 2–3 тыс. рублей.
Второй сдерживающий фактор – "судебный процесс будет длиться вечно". Действительно, в судебной практике, связанной со страховыми спорами по ДТП, есть примеры затяжных тяжб. Но это исключительные случаи, связанные с назначением судом дополнительных экспертиз и с требованием компенсации вреда жизни и здоровью пострадавших в ДТП.
Юрий Шаталов,
юрист по страховым спорам:
В течение пяти дней после подачи искового заявления, если документы сданы в полном объеме, судья выносит определение о принятии иска к производству, возбуждении гражданского дела и назначении времени и даты предварительного слушания. Не редкость, что уже в ходе предварительного слушания, если стороны процесса явились и предоставленных суду доказательств достаточно, выносится решение по существу. Оно вступает в силу через 10 дней после составления мотивированного решения суда, затем истцу выдается исполнительный лист на взыскание средств.
Есть страховщики, которые работают так: осуществляют выплату быстро, но платят мало, занижая сумму оценки. Смысл в том, что впоследствии далеко не каждый человек, получивший заниженную выплату, обратится в суд. Если вы не согласны с оценкой, которую организовала страховая компания, поступите так: получите выплату, затребуйте у страховой компании акт о страховом случае, проведите повторную независимую оценку (оповестив о месте и времени страховщика и виновника ДТП телеграммой с уведомлением о получении), после чего подавайте исковое заявление в суд.
Справка
Специалисты рекомендуют не устранять последствия аварии на вашем автомобиле до тех пор, пока вы не получили страховую выплату. Потому что если в дальнейшем дело дойдет до судебного разбирательства, суд может назначить дополнительную экспертизу.
Если страховая компания в установленные сроки не выплатила деньги, можно требовать неустойку. Ее размер рассчитывается так: сумму страхового возмещения умножаем на 1/75 ставки рефинансирования ЦБ РФ, а затем умножаем на количество дней просрочки выплаты.
Самое важное - в нашем Telegram-канале