Народная борьба
"Последние несколько лет во многих дворах стало не протолкнуться, все забито машинами, – рассказывает наш читатель, автовладелец Михаил. – Раньше хозяин машины боялся, что ее угонят, и старался не оставлять на ночь во дворе. На сегодняшний день охранные системы шагнули далеко вперед, и страх проснуться без машины под окном ушел. Кроме того, современные системы прогрева делают ненужными крытые парковки или гаражи, даже в наши суровые зимы нет проблем с тем, чтобы завести машину утром. В такой ситуации трудно ожидать, что человек будет ставить машину в гараж или на стоянку, которые стоят денег и, скорее всего, находятся на расстоянии от его дома, если он может бесплатно держать авто на улице. Это объективная действительность, с которой нам приходится жить. Хотя, конечно, какие-то определенные зоны, устраивающие всех жителей дома, должны быть в каждом дворе. Машины, припаркованные на детской площадке или перед самим подъездом, это не дело".
"Наше движение пришло в Барнаул ровно два года назад, как раз весной 2012-го", – рассказывает Андрей Дмитриев, координатор "СтопХам" в нашем городе. Решение о том, что "СтопХам" необходим, приняли после истории со знакомой Андрея. Около "Сити-центра" машины были припаркованы прямо на тротуаре, и ей пришлось вместе с коляской обходить их по проезжей части. Была зима, и одну машину при перестроении занесло в их сторону, но, слава богу, тогда никто не пострадал. Весной того же года Андрей увидел, как работает "СтопХам" в других городах, и подумал, что стоит заняться этим и в Барнауле. "Многие утверждают, что в нашем городе это неактуально и бессмысленно, потому что проблема не стоит так остро, как в других, более крупных городах. Но все же проблема есть", – говорит координатор проекта.
Сейчас в команде порядка 8–10 постоянных участников, но обычно рейды собирают больше людей за счет наблюдателей. Первые рейды прошли на ул. Мерзликина. Они принесли результат: после
постоянных обращений стопхамовцев администрация сделала одностороннее движение на этой улице. Ситуация с парковками также стала лучше.
Постоянные рейды проводят около "Сити-центра", где паркуют машины прямо на тротуарах. Сейчас там поставили знак "Остановка запрещена", хотя по факту это не помогает, и там
по-прежнему регулярно ставят машины. Тротуар на пр. Строителей, в сторону Павловского тракта, еще одна территория, которую ребята регулярно мониторят. В часы пик многие лихие водители объезжают
пробку прямо по пешеходным дорожкам.
Дворы, по мнению Андрея, очень сложная проблема, потому что это "внутренняя кухня" жильцов этих дворов и, по сути, они сами должны решать вопросы благоустройства. "СтопХам" проводил несколько рейдов, беседовали с жильцами на тему неправильной парковки на газонах и детских площадках, но результата никакого не было. Большинство людей очень пассивны, и дальше разговоров и возмущений дело у них не заходит.
Проблем с представителями власти у движения никогда не было. Своими действиями они не нарушают никаких законов. Но и помощи тоже нет. Водители, которые "страдают" от "СтопХама", регулярно угрожают пожаловаться во всевозможные инстанции, но дальше слов дело не заходит. Человек понимает, что он в ситуации не прав и писать жалобы невыгодно прежде всего ему самому.
Справка
Движение "СтопХам" – это некоммерческая организация. Она появилась в 2010 году в составе организаций "Наши-2.0" и "Сталь". С 2012 года проект стал независимым общероссийским движением. На данный момент "СтопХам" кроме России действует на Украине и в Молдавии.
Кто за что отвечает
"Любой гражданин может обратиться по всем видам нарушения ПДД, которые он заметил, по телефонам дежурной части, указанным на сайте автоинспекции. Также работает единый телефон доверия 128. Все звонки фиксируются в книге учета сообщений. После чего позвонившему обязательно направят отчет с результатом его заявления по телефону или в письменном виде", – об этом на прошлой неделе на пресс-конференции говорили ВРИО начальника отдела в Барнауле Олег Каркошкин и начальник отделения дорожной инспекции и организации движения Андрей Дорош.
За день в среднем поступает 10–20 сообщений о нарушениях правил, в том числе парковки. Если вы видите, что машина где-то припаркована неправильно, то желательно сделать фотографию, на которой будет виден номер автомобиля и общая картина, по которой станет ясно, что он припаркован с нарушениями.
Нужно учитывать, что для такого обращения необходимо официальное заявление гражданина. Федеральный закон запрещает рассматривать анонимные сообщения о нарушениях ПДД, где нет уголовной составляющей. Заявления можно оставлять на сайте, отправлять почтой или приносить лично в отделение ГИБДД.
Территория дворов часто вызывает путаницу у горожан, какая часть находится под каким ведомством. Проезжие части дворов – это зона власти ГИБДД, если машины мешают проезду, то нужно обращаться к ним. А вот детские и спортивные площадки, газоны, а также любая территория за пределами дороги относится к муниципалитетам, поэтому обращаться с жалобами о припаркованных машинах в этих зонах надо напрямую в администрацию района. Если подобное обращение поступает в автоинспекцию, оно перенаправляется в районную администрацию. Вопрос парковок во дворах должны решать сами собственники жилья на общих собраниях.
Парковка возле дома своими руками
У каждого дома есть своя придомовая территория, которой он вправе распоряжаться. Раньше эта территория принадлежала городу, но на ней нельзя было строить магазины, например. Теперь же территории передают непосредственно дому, и жильцы платят налоги. Раньше приходилось любые решения благоустройства выбивать через городскую и районную администрацию, что занимало много времени. Теперь все перепланировки во дворе зависят от самих жителей.
"Если говорить о парковках, то их намного проще организовать, если дом принадлежит ТСЖ, – рассказывает член ТСЖ Виталий Антонов. – Нужно собрать жителей дома и решить, нужна парковка или нет, определить, где ее разместить и какого размера она должна быть. После чего оформляется протокол собрания, и решение принимает законную силу. Если дом находится во власти управляющей компании, то, по сути, механизм тот же самый, только все решения надо согласовывать с ней. И тут уже все зависит от добросовестности УК и готовности пойти навстречу жильцам".
Бороться с теми, кто паркуется неправильно, в правовом поле очень сложно. Во дворе у Виталия были люди, которые своими машинами загораживали выезд всем остальным, перегораживали дорогу к мусорным бакам для мусоровозов. ГИБДД может выписать штраф – и все, других мер дождаться сложно. А как правило, небольшая сумма штрафа не оказывает на человека влияния.
Известно, что, так скажем, из не очень законных действий жильцы выбирали обливать машины недобросовестных людей гуашью. Утром владелец, увидев свой автомобиль в краске, естественно, испытает
стресс. Краска легко смывается, а испуг остается, и владельцы авто, боясь более радикальных мер, начинают парковать машины правильно.
Сейчас дворы, в том числе и парковки, формально находятся во власти участковых. Но после сокращения их стало в 10 раз меньше. Естественно, что они просто физически не справляются со всеми своими
обязанностями.
"Сам механизм того, как сделать свой двор лучше и наладить там жизнь, очень простой. Но все упирается в самих людей. Проблематично найти исполнительных и инициативных жильцов, готовых реально заниматься проблемами своего дома. Обычно любая их деятельность не заходит дальше стадии криков и возмущений о том, как все плохо", – объясняет Виталий.
Новая гроза нарушителей
Недавно на вооружение барнаульской автоинспекции поступил "Паркон". Этот прибор автоматически отслеживает и фиксирует автомобили, припаркованные с нарушениями правил. Пока он находится в стадии тестирования, сотрудники учатся им пользоваться. В ближайшее время "Паркон" начнет работать, и, значит, для любителей парковаться где угодно наступят тяжелые времена.
Принцип работы прибора следующий. Вначале автомобиль, оборудованный прибором, проезжает маршрут впервые. Оператор вносит в прибор все участки, на которых парковка запрещена. "Паркон" оборудован двумя камерами, одна фиксирует общую ситуацию, вторая нацелена на определение номеров автомобилей. Во время обзорной видеозаписи прибор определяет и запоминает все машины, которые находятся в запрещенных местах. После этого автомобиль ГИБДД совершает еще один, контрольный заезд. Если прибор находит те же самые машины, припаркованные неправильно, он фиксирует их как нарушителей. После рейса сведения с прибора поступают в центр обработки, где еще раз проверяют их достоверность. После чего нарушителям отправляются так называемые "письма счастья" со штрафом.
Кстати
Многие водители часто путают понятия "остановка" и "стоянка". Остановкой считается прекращение движения авто до пяти минут, либо больше, если этого требует высадка и посадка пассажиров или грузов. Стоянкой же называется прекращение движение более чем на пять минут, не связанное при этом с погрузкой пассажиров или багажа. Поэтому во дворах допустима остановка, даже если она мешает проезду других машин, но именно остановка, а не стоянка.
Самое важное - в нашем Telegram-канале