«Всем угодить невозможно»
— Николай Владимирович, второй год подряд у вашей компании огромный объем работ в Барнауле. С какими сложностями столкнулись?
— Основная проблема в том, что приходится работать в стесненных условиях, — в городе много коммуникаций, мало места и мешают припаркованные машины. К тому же сталкиваемся с недовольством жителей. Днем возмущаются автомобилисты из-за ограничений движения, ночью — жители домов, которым мешает шум работающей техники.
— Вы исполнитель работ, не заказчик. Но как вам проекты ремонта барнаульских дорог? Кажется, в них не продумана инфраструктура для пешеходов.
— Чаще звучат нарекания, что после дождей на отремонтированных дорогах стоит вода. Но по условиям проекта «Безопасные и качественные дороги» (БКД) местные власти в 2017 и 2018 годах могут лишь менять покрытие, чтобы водители не занимались слаломом вокруг ям. Однако программа подразумевает, что с 2019 года федеральный центр разрешит более масштабные, капиталоемкие работы, в том числе со строительством ливневок. Тогда же можно будет достроить вторую сторону ул. Попова на участке от Трактовой до Власихинской, расширить шоссе Ленточный бор и т. д.
В тех рамках, которые установил проект, сделано все, чтобы отвести воду, сделать комфортные съезды (на второстепенные улицы и во дворы. — Прим. ред.) и пешеходную инфраструктуру. У меня самого двое маленьких детей, я с коляской хожу, в том числе и по отремонтированным улицам, и особых проблем не испытываю.
Каждую неделю заказчики, стройконтроль, проектировщики и подрядчики собираются вместе и сообща решают возникающие проблемы. Благодаря этому многие недостатки удается оперативно исправить. Но всем, конечно, угодить невозможно.
— Активисты сообщества «Шпиль» отметили, что после масштабного ремонта дорог по БКД в Барнауле увеличилось количество ДТП с погибшими и пострадавшими. Они заявили, что «БКД убивает». Согласны?
— По БКД в городе массово устанавливают комплексы фото- и видеофиксации нарушений ПДД и перильные ограждения, чтобы пешеходы не выходили на проезжую часть. Это должно дисциплинировать участников дорожного движения и снизить число таких ДТП.
Есть, конечно, и такой момент: чем ровнее дорога, тем быстрее по ней ездят. Это вопрос психологии вождения, и переломить его очень непросто. Чтобы улучшить культуру вождения, нужен комплексный подход. Пропагандой этого должны заниматься в том числе и СМИ.
— Власти заявляют, что пристально контролируют качество работ. Известны ли вам случаи, когда они заставили подрядчика перекладывать асфальт?
— Да. В 2017 году они не приняли участок на одной из улиц. Подрядчик понес убытки более чем на 9 млн рублей. Еще на одной улице другого подрядчика заставили переложить большой отрезок. Так что делать некачественно — себе дороже.
В этом году много претензий к установке бордюров. Эти работы многие отдают на субподряд маленьким фирмам, а среди них мало кто привык делать качественно. А по БКД требования строгие и спрос большой, потому переделывают по несколько раз.
О деньгах в дорожной сфере
— Что происходит с рентабельностью дорожного строительства? (По оценкам алтайских экспертов, она обычно составляет 10–15% . — прим. altapress.ru)
— В последние годы, к сожалению, снижается. Это происходит из-за нескольких факторов. Первый — рост цен на ГСМ и битум. Второй — составители смет перешли на федеральные расценки, которые не всегда корректно отражают региональные особенности ценообразования. Чтобы улучшить экономическое положение компании, мы снижаем издержки и инвестируем в высокотехнологичное оборудование и модернизацию производства.
— Что вы отвечаете тем, кто обвиняет дорожников в воровстве?
— Непосвященные люди сильно удивляются, когда я рассказываю, насколько пристально контролируют дорожно-строительные работы. В процессе работ это поочередно делают заказчик и стройнадзор, после сдачи объектов — Счетная палата и Росдортехнологии. Часто мы не успеваем закончить работу, как уже приходят правоохранители, запрашивают документы и т. д. Сомневаюсь, что при такой тотальной системе возможны какие-либо махинации.
Устоявшиеся стереотипы непросто переломить. Лучшее доказательство отсутствия махинаций — тот факт, что отремонтированные нами дороги служат как минимум по два гарантийных срока. Например, участок Павловского тракта от Сельскохозяйственной до Попова выдержал уже 11 лет, Змеиногорский тракт — 10. И таких примеров много.
— У дорожников неплохие зарплаты. Наверное, проблем с кадрами у вас нет?
— Раньше мы думали, что проблема будет со специалистами профобразования — машинистами, механизаторами и т. д. Но оказалось, что в дефиците и специалисты с высшим. В этом году к нам на практику пришли пять студентов профильной кафедры АлтГТУ. После трехнедельной практики работать до 1 сентября остались только двое. Хотя за два месяца можно заработать сумму, который хватит оплатить следующий год обучения.
Но дело даже не в этом. Важнее то, что молодые люди учатся на специалистов дорожного хозяйства, но не готовы к сложностям и тяготам профессии. Как показывает практика, такие выпускники не работают потом по специальности. Все-таки дорожник — это не только профессия, но и призвание.
О партнерстве бизнеса и власти
— Дорожное хозяйство Алтайского края уникально тем, что здесь сохранили систему государственных ДСУ. Именно они основные игроки на этом рынке. На их фоне ваша компания выделяется: «Барнаульское ДСУ № 4» принадлежит совместно Алтайскому краю и частному инвестору. Как это произошло и почему?
— Перенесемся в 2011 год. Пилотный проект государственно-частного партнерства в дорожной сфере Алтайского края. На уровне губернатора и АКЗС принято решение создать нашу компанию на базе одноименного ГУПа. Государство внесло свою долю в уставный капитал техникой, частный инвестор — деньгами, на которые вновь созданное общество закупило новую технику и оборудование.
С 2012 года компания стала ремонтировать и содержать дороги по всему Алтайскому краю. За шесть лет мы инвестировали в приобретение новой техники более полмиллиарда рублей, увеличили штатную численность со 120 до 260 человек, подняли среднюю зарплату в два раза — теперь она в 2,5 раза больше среднекраевой. Основные цели пилотного проекта достигнуты: мы привлекли частный капитал и получили стабильно работающее и развивающееся предприятие, одно из крупнейших налогоплательщиков края.
— Если ваш пример столь удачен, пойдут ли другие государственные ДСУ по этому пути?
— Все они стоят в прогнозном плане приватизации до 2021 года. Но это значит, что они сменят только форму собственности, но на 100 % останутся принадлежать Алтайскому краю. А будет ли край в дальнейшем продавать доли в этих предприятиях — вопрос не ко мне.
— Насколько ваша компания зависит от госконтрактов?
— Полностью. Доля частных заказов едва ли превысит процент от оборота. Но такова специфика отрасли: здесь единственный возможный заказчик — государство. Если появятся инвесторы, которые будут строить на Алтае частные дороги, мы готовы работать и с ними, конечно.
— У вас мощная производственная база. Можете ли вы выйти в другие регионы?
— Мы уже это сделали: строим обход Маймы в Республике Алтай.
— А Новосибирск или Омск вам интересны?
— Мы готовы ехать в любой регион, если это будет экономически целесообразно. А это может быть только при долгосрочной перспективе. Выполнять небольшие объемы в течение одного сезона на удалении от основной базы нерентабельно.
О том, как стал депутатом
— С сентября 2016 года вы — депутат АКЗС. Почему пошли в политику?
— Я посчитал, что мне, как руководителю одного из крупнейших предприятий дорожного комплекса, и с учетом того, что практически 10% краевого бюджета составляет дорожный фонд, необходимо присутствовать в АКЗС, чтобы отстаивать интересы отрасли. И в этом решении нашел поддержку партии.
Досье
Николай Владимирович Данилин родился 11 июня 1985 года в Барнауле. В 2007 году окончил АлтГТУ по специальности «автомобильные дороги и аэродромы» и в 2011 году АлтГУ по специальности «менеджмент организации». Карьеру начал дорожным рабочим в компании «Магистраль» на строительстве дороги Турочак – Таштагол на границе Республики Алтай и Кемеровской области.
В 2007 году пришел работать мастером в «Барнаульское ДСУ № 4». Затем был прорабом, начальником производственного отдела и главным инженером компании. В 2015 году стал директором предприятия. С 2016 года — депутат АКЗС по 10-му округу (Павловский и Ребрихинский районы). Женат, воспитывает двоих сыновей и дочь.
О собственниках компании
«Барнаульское ДСУ № 4» на 25% принадлежит государственному «Центральному ДСУ» и на 75% компании «Алтайский щебень» Алексея Андронова, экс-начальника «Алтайавтодора». Еще в начале 2018 года доля Алтайского края составляла 37%.
Цифра
256 млн рублей — такова цена контракта на ремонт участков девяти улиц в Барнауле, который выиграло «Барнаульское ДСУ № 4». В 2018 году компания меняет асфальт на проспектах Ленина, Комсомольском и Социалистическом, улицах Островского, Тимуровской, 40 лет Октября, Карла Маркса, Димитрова и Папанинцев.
Самое важное - в нашем Telegram-канале