Претензии к состоянию дорог абсолютно справедливы, признает Дмитрий Коровин, начальник транспортного управления Алтайского края и уточняет, что в зоне особой критики находятся три города — Барнаул, Бийск и Рубцовск.
Главная проблема очевидна — нехватка денег. Если на содержание федеральных дорог (А-322 Барнаул-Рубцовск и Чуйский тракт) выделяют 100% средств от норматива, то на краевые дороги — всего 14%. В муниципалитетах — еще меньше.
Уже несколько лет на финансирование отрасли направляют средства краевого дорожного фонда. В основном его формируют акцизы на ГСМ и транспортный налог. Муниципалитеты из этой кубышки получают и делят между собой 10%. В 2015 году им досталось 720 млн. рублей. К полученным суммам местные власти должны добавить средства из своих бюджетов.
Дмитрий Коровин,
начальник транспортного управления Алтайского края:
К сожалению, многие почему-то думают, что полученных из фонда денег достаточно. Некоторые добавляют скромные 11-14 млн рублей на весь календарный год, в том числе на зимнюю уборку и содержание. Особенно плохо в этом плане выглядит Камень-на-Оби. Но нужно понимать: кто не будет искать дополнительные источники финансирования, тот ситуацию не поправит.
Другая проблема — в подборе подрядчиков.
Василий Мотуз,
начальник "Алтайавтодора":
Закон разрешает участвовать в аукционах фирмам-однодневкам с уставным капиталом в 10 тыс. рублей. У многих - ни техники, ни людей, ни опыта. Особенно много таких претендентов на малые объекты. В итоге сроки срываются, качество страдает, а нам приходится тщательнее их контролировать, требовать с них качества, заставлять переделывать и т.д.
Однако к качеству работ государственных ДСУ у чиновников особых претензий нет. Сами дорожники говорят указывают на еще один фактор, благодаря которому проблема ям на дорогах принимает такой масштаб — на недостатки в содержании.
Василий Мотуз,
начальник "Алтайавтодора":
В Барнауле этому уделяют мало внимания. Если бы на зиму в городе заливали швы, то весной бы имели в два раза меньше проблем. Это не такая дорогая операция. Где это сделали — например, на Павловском тракте от кондитерской фабрики до Попова — дорога держится. А где нет, мы видим, что в межсезонье вода, попавшая в трещины, при замерзании разрывает асфальт. Еще один бич - вывоз снега: вода ручьями бежит.
На плохую уборку снега указали и представители ОНФ.
Сергей Убраев,
депутат АКЗС, руководитель рабочей группы в алтайском отделении ОНФ:
В Бийске в прошлом году много шума наделала юридическая компания, которая выиграла тендер на содержание дорог. Мы отслеживали ситуацию — снег там вывозился вовремя, Барнаул рядом не стоял. Большинство обращений в ОНФ по этой теме связаны именно с краевой столицей. Вы (представителю мэрии — прим. ред) львиную долю недовольства населения на себе сфокусировали.
Также Убраев заметил, что после прошлогодней инспекции ОНФ "Оценим качество дорог" с депутатом Госдумы Александром Васильевым во главе администрация города выявленные недостатки оперативно не исправила. По его мнению, на краевом уровне после критики участка трассы от Троицкого до Мартыново отреагировали не в пример оперативнее.
Антон Шеломенцев, начальник отдела дорожного хозяйства профильного комитета администрации Барнаула, сообщил, что с 15 июля 2015 года в городе создано бюджетное учреждение, которое работает в рамках муниципального задания. Это позволит более оперативно решать возникающие проблемы, в том числе с уборкой снега и обработкой швов. Однако почему этого не произошло уже в этом сезоне, он не уточнил.
Как исправить ситуацию и спасти дороги?
Эксперты высказали несколько идей, как можно улучшить ситуацию с дорогами в городах и других населенных пунктах Алтайского края. Сергей Войтюк, глава исполкома алтайского отделения ОНФ, считает, что необходимо на законодательном уровне отрегулировать проблему коммунальных перекопов. Сейчас для восстановления разрытого участка дороги коммунальщики могут привлекать любого подрядчика. В результате работы часто делают с нарушением технологии. Войтюк считает, что нужно обязать их привлекать только те организации, которые и строили ту или иную дорогу.
Свои предложения есть и у бизнеса. Директор компании "Эко Спэп Сибирь" Олег Шершнев в течение двух месяцев собирается перевезти из Советского в Барнаул установку по производству модификатора с применением резиновой крошки. У города есть интерес к этой технологии. По словам бизнесмена, она позволяет нивелировать главную проблему — неустойчивость битума одновременно и к морозам (при низкой температуре он трескается) и к жаре (плавится). Ее использование делает ремонт дороже на 3-5%. В городе уже есть несколько участков, где в асфальте присутствует резиновая крошка. Если технология покажет себя и в гарантийные сроки с этими дорогами ничего не случится, в дорожном комитете намерены использовать ее чаще.
В ГИБДД считают, что чтобы спасти дороги Барнаула, нужно организовать в городе весовой контроль.
Андрей Дорош,
начальник отделения дорожной инспекции и организации движения ГИБДД по Барнаулу:
Я считаю, это сделать крайне необходимо. Мы эффективно контролировать водителей большегрузов не можем. Тот штраф, что мы вправе им выписать - 500 рублей - для них не деньги, особенно теперь, когда действует 50%-я скидка. И тяжеловесы с щебнем и песком едут по Загородней, по Кутузова и другим улицам и разбивают их.
Представители "Алтайавтодора" сказали, что готовы предоставить городу свои пять передвижных комплексов. Другие эксперты считают, что проблему нужно решать более радикально.
Сергей Тастан,
координатор проекта ОНФ в Алтайском крае:
Потоки грузового транспорта пошли не там, где они должны проходить. Вы посмотрите: сейчас улица Горького как после бомбежки. Фуры идут и по другим улицам центра города: по Партизанской, по Красноармейскому и т. д. Я считаю, что нужно вовсе ограничить въезд грузового транспорта в жилую зону, в центр города. Нужно всю логистику - со Строителей, Челюскинцев и т. д. - выносить за город, организовывать разгрузочные площадки на въездах. Это нужно срочно делать.
Заделываем или роем?
Сергей Тастан и общественник Константин Емешин подняли вопрос, который задают себе многие водители: а насколько вообще эффективен ямочный ремонт? Если ли смысл ежегодно закапывать бюджетные деньги, если все равно каждую весну те же самые дороги приходят в негодность? Не лучше ли на эти деньги сделать пусть меньше, но качественнее, основательнее?
Антон Шеломенцев,
начальник отдела дорожного хозяйства профильного комитета администрации Барнаула:
Переход на капремонт возможен только в том случае, если это подкрепляется финансированием. Сегодня мы имеем 166 млн на текущий и 45 на капитальный ремонт. За эти деньги нам нужно хотя бы поддерживать пропускную способность наши улиц. Без ямочного ремонта это не представляется возможным.
Факт
16 марта губернатор Карлин выделил муниципалитетам на дороги дополнительные 430 млн. рублей. Эти деньги из дорожного фонда пойдут не на краевые дороги, а на исправление ситуации в городах и районах. Из этой суммы 152 млн. достанется Барнаулу, 50 - Бийску, 35 - Рубцовску.
Справка
За последние 10 лет автопарк региона прирос на 330 тыс. транспортных средств. Сегодня на учете ГИБДД стоит 860 тыс. автомобилей, автобусов, грузовиков, тракторов, мотоциклов и т.д.
Самое важное - в нашем Telegram-канале