За 2014 год жители Алтайского края купили 122,6 тыс. б/у автомобилей. Таковы данные аналитического агентства "Автостат", собранные на основе информации о регистрации машин в ГИБДД. Это всего лишь на 0,7% меньше, чем годом ранее. Почти "в ноль" рынок вышел только благодаря финишному рывку: декабрьский спрос превысил продажи этого же месяца прошлого года на 12%.
Ажиотаж практически не коснулся отечественных автомобилей. Продажи Lada к концу годатак и остались на уровне -10%. В то же время показатели иномарок серьезно разогнались: Ford (+25%), Renault (+28%), Honda (+37%), Сhevrolet (59%), Hyundai (+71%). Основные их покупатели — приезжие из Казахстана, получившие неожиданный подарок судьбы в виде девальвации рубля и не преминувшие им воспользоваться. Очевидцы говорят, что казахстанцы брали даже то, что стояло у нас долгие месяцы без покупателя, не тратя много времени на оценку состояния машины. Главное для них было левый руль и соответствие экологической норме Евро-4: иначе в Казахстане ввезенную машину просто не поставить на учет.
Однако уже через месяц произошел откат. Даже по сравнению со стабильным январем 2014 года, когда рынок "стоял", продажи в первый месяц 2015 года упали в Алтайском крае почти на 17%. Это в два раза более быстрое падение, чем в целом по стране. Точных цифр по итогам февраля в регионе еще нет, но можно предположить, что стагнация продолжится: по последним данным, по стране в феврале рынок сжался на 22,5%.
Что берут
Анастасия Риттер,
редактор автомобильного портала avtozebra.ru:
После Нового года рынок встал. Остались только продажи за счет жителей Казахстана.
С Нового года в Казахстане отменили требование по Евро-4 для машин, ввозимых с территории России, и началась "вторая волна". И если в декабре казахстанцы покупали на Алтае в основном дорогие автомобили (ценовой дисбаланс в этом сегменте был более ощутим), то теперь они переключились на более дешевые модели стоимостью до 1 млн рублей.
Вадим Круглов,
эксперт компании CONSILIUM:
Хитами продаж, безусловно, остается Toyota. В Барнауле наиболее востребованы Camry в кузове XV30 “стрекоза”, Corolla в 120-м кузове, Avensis разных годов, а из дешевых — Carina E. Особняком стоят автомобили женских интересов, спрос на них по-прежнему высок. Из популярных это Toyota Vitz, Nissan March, Mazda 3 и прочие. Подрос спрос на отечественные автомобили. Я связываю это больше с ценами на обслуживание: запчасти на них в цене растут медленнее.
Редакция сайта автомобильных объявлений drom.ru подтверждает, что отечественные машины на Алтае стали брать с большей готовностью. Самые популярные — "пятнашка", "десятка" и Priora. А вот спрос на праворульные машины, даже самые популярные, резко снизился.
"Подавляющее число продаж приходится на леворульные “Тойоты”, — говорит Анастасия Риттер. — Также в ходу 5–7-летние иномарки премиального уровня. По цене они сопоставимы с популярными сейчас новыми бюджетниками в небогатых комплектациях. Люди хотят за те же деньги получать больше комфорта".
Интересно, что в январе в десятку самых продаваемых марок в Алтайском крае впервые вошел Lexus. В январе жители региона купили 124 подержанных авто этого бренда. Это на 19 машин больше, чем, например, Renault. "Не думаю, что это тенденция. Скорее всего, это связано с не совсем адекватным поведением людей в преддверии кризиса. Просто шоковая реакция", — отмечает Анастасия Риттер.
Почем отдают
Увеличение спроса не могло не отразиться на средней цене. Особенно это коснулось леворульных автомобилей. По оценке drom.ru, уже к концу января цены на автомобили относительно декабря 2014 года выросли в среднем от 10% до 20%. Впрочем, опрошенные эксперты не отмечают значительных изменений в ценниках.
"Цены приподнялись, но я бы не сказал, что критично, — говорит Вадим Круглов. — Нужно не забывать, что от подросшего спроса денег у людей больше не стало. Намного хуже ситуация с ценами на запчасти, которые выросли очень сильно". Эксперт прогнозирует, что средний ценник на "вторичке" продолжит свой рост.
Снижение общего уровня жизни на фоне все увеличивающихся затрат на содержание и обслуживание автомобиля дает профессиональным продавцам повод для уныния: они ждут, что машины будут брать все реже.
Пока основной спрос формируют покупатели из Казахстана, но в ближайшие месяцы этот поток истощится: на их рынке цены стали падать, дисбаланс сокращается. "Их спрос сдерживает во многом то, что казахские банки практически не дают кредитов, а наличности у большинства платежеспособного населения уже не осталось", — говорит Вадим Круглов.
Впрочем, и на местных жителей профессиональным игрокам рынка рассчитывать не приходится. "Я думаю, рынок будет падать: мы видим повышение по кредитам и грядущий рост тарифов ОСАГО. Владение автомобилем станет более дорогим. Отсюда депрессивные настроения у продавцов машин", — говорит Анастасия Риттер.
Отчасти эти настроения выливаются и в сокращение предложения на рынке: люди боятся, что, продав машину, они не купят то, что планировали ранее. К тому же они не очень горят желанием менять железного коня на живые деньги. Поэтому все чаще жители Алтайского края стали обращаться к вариантам обмена автомобилей.
Продажи б/у авто в Алтайском крае в 2014 году
ТОП-10 марок
Марка |
2014 |
2013 |
Динамика, % |
Toyota |
36963 |
37126 |
-0,4 |
Lada |
32947 |
36365 |
-9,4 |
Nissan |
9991 |
9475 |
5,4 |
Honda |
5961 |
5590 |
6,6 |
Mazda |
4113 |
3933 |
4,6 |
Mitsubishi |
3732 |
3393 |
10,0 |
Hyundai |
2793 |
2531 |
10,4 |
Chevrolet |
2779 |
2305 |
20,6 |
GAZ |
2506 |
2996 |
-16,4 |
Renault |
2083 |
1816 |
14,7 |
Всего |
122628 |
123485 |
-0,7 |
Цифра
171,5 тыс. автомобилей составил легковой автопарк Барнаула по состоянию на начало года. По этому показателю Барнаул находится на 23-й строчке рейтинга российских городов.
Самое важное - в нашем Telegram-канале