Кризис — не помеха
Парадокс первый: любовь россиян к дорогим автомобилям не смог отбить даже кризис. В то время как продажи бюджетных KIA и Daewoo рухнули на 37% и 60% соответственно, премиальные Mercedes-Benz, BMW, Cadillac и Hummer показали положительную динамику. Впечатляет рост у Infinity: продажи элитной линейки концерна Nissan в феврале подскочили на 87%. Самый высокий рост в новом году показал Jaguar (114%).
— «Мерседес» не покупают на последние деньги, — объясняет парадокс менеджер автосалона «ПМ-Авто». — Машины за пять миллионов приобретают люди, которые не привыкли экономить.
С этим согласен Андрей Леонтьев, начальник отдела продаж автоцентра «Дикси» (дилер BMW):
— При любом экономическом потрясении богатые ощущают снижение доходов не так сильно, как средний класс. Если, допустим, бизнесмен до кризиса зарабатывал 20 миллионов, а теперь 15, он по-прежнему сможет позволить себе дорогой автомобиль.
Также свою роль в динамике продаж сыграли различные спецпредложения и акции. Некоторые дилеры успели ввезти машины до повышения пошлин и девальвации и сейчас распродают этот запас по специальным ценам.
— На психологию покупателей такие акции действуют — они понимают, что возможность купить дорогой автомобиль может исчезнуть, поэтому тратят деньги сейчас, — говорит Александр Михельсон, главный редактор журнала «Авторынок».
То, о чем говорит Михельсон, экономисты называют «инфляционным поведением». Люди боятся потерять деньги, поэтому начинают их тратить. По данным Росстата, в январе россияне потратили больше, чем заработали, на 376,3 млрд. руб. Только если средний класс скупал стиральные машины, то богатые — дорогие автомобили.
Впрочем, не всем дорогим иномаркам удается поучаствовать в этом празднике жизни. Хуже стали продаваться Land Rover, Porsche и Audi. Любимый россиянам Lexus хорошо расходился почти во все кризисные месяцы, но в феврале притормозил на 57%.
Пошли ко дну
Другой парадокс не столько удивителен, сколько печален. Активно спасаемый государством отечественный автопром спастись никак не может. Или не хочет.
Казалось бы, «вечным отстающим» создали все условия: миллиардные кредиты, госзаказ и льготы покупателям. Но продажи «АвтоВАЗа» и Sollers (бывшая «Северсталь-Авто», производит в том числе УАЗ) в начале года снизились больше чем на треть. Совсем рухнули продажи ГАЗа — на 63%.
И, похоже, это не предел: у российских автопроизводителей все больше проблем. «АвтоВАЗ» готовится снизить производство почти на 40% - до 590 000 автомобилей, это худший показатель за последние десять лет. У ГАЗа миллиардные долги и убытки в 5,2 миллиарда рублей по итогам прошлого года.
«Приора» на коне
Однако несмотря на общее падение продаж отечественных заводов, их модели в январе были наиболее востребованными. И это еще один парадокс. Из 10 наиболее продаваемых восемь собраны в России. Самые популярные — именно отечественные модели. Первые три строчки прочно оккупировали вазовские модели во главе с «Приорой».
Причины в менталитете, уверен Александр Михельсон. По его мнению, до сих пор осталось много людей, которые всю жизнь ездили на «Жигулях» и боятся пересесть на иномарки. Российские машины по-прежнему востребованы в селах, где нет современных автосервисов для иномарок.
Но отечественные модели слишком стремительно выходят из моды. Так все еще популярные LADA Samara и классическая «семерка» в феврале растеряли 40−50% своих покупателей.
Скоро их потеснят еще сильнее, уверен Михельсон. Практически все крупные зарубежные автоконцерны объявили о скором старте производства недорогих «антикризисных» моделей, которые ударят по главному козырю «Жигулей» — цене. Тем более что (вот очередной парадокс) «АвтоВАЗ» уже поднял цены на свои модели.
Так что именно низкобюджетные автомобили станут самыми востребованными в этом году, прогнозируют наши эксперты. Из среднеценового сегмента покупатели продолжат уходить, а дорогие премиальные марки как минимум сохранят свои позиции. Вот так парадоксы становятся правилами.
Александр Михельсон:
Для Алтайского края сейчас характерна следующая тенденция: идет активное замещение «праворуких» автомобилей. На вторичном рынке японских машин сейчас полный коллапс — все покупатели, которые хотели приобрести автомобиль за 300−400 тысяч, теперь идут в салоны за новыми «леворукими». Поэтому в нашем регионе падение продаж в среднем ценовом сегменте не так заметно, как в центральной России.
Справка
4% россиян сохранили планы приобрести автомобиль в первой половине этого года, выяснил Левада-Центр в январе. 9% наших сограждан пришлось отказаться от таких планов, в первую очередь из-за нехватки средств.
Германия — единственная страна, где продажи автомобилей только выросли. В феврале там зарегистрировано на 21% больше новых машин, чем годом ране. Причиной называют «премию за утилизацию»: местным гражданам теперь выделяют 2500 евро за утилизацию старого автомобиля и покупку нового.