Автоновости

Станут ли трассы лучше, если деньги для них полежат в фонде?

В поисках источника денег на строительство и ремонт транспортной сети федеральный центр пришел к идее создания специального фонда. И 26 июля президент Дмитрий Медведев одобрил инициативу формирования федерального и региональных дорожных фондов. Наполняться они будут за счет акциза на топливо и транспортного налога. При этом обсуждалась возможность полной отмены данного налога, но в итоге было решено лишь снизить его ставку. Способна ли запланированная реформа в действительности повлиять на качество отечественных дорог?

Сергей Иванов,
зампредседателя правительства России:

С 2011 года будет формироваться федеральный целевой бюджетный дорожный фонд. Средства из него пойдут на строительство и поддержание автомобильных дорог федерального значения. У субъектов федерации есть юридическая возможность организации региональных фондов.

Как будет наполняться фонд

Объем федерального фонда в 2011 году составит 377 млрд. рублей, в 2012 году – 348 млрд. рублей, в 2013-м – 408 млрд. рублей. Акциз на топливо за три года увеличится на три рубля: в год по рублю. В рознице рост цен на бензин и дизельное топливо уже в следующем году составит на 4,8–6,2%.

Процессов много, результата – мало

Мартин Шаккум,
председатель комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям:

В то время, когда похожие фонды существовали, продуктивность строительства, ремонта и содержания дорог была значительно выше, чем сегодня. Фонды были эффективными, потому что они были внебюджетными. Логика деятельности дорожного фонда, схема управления его финансами подчинялась логике строительного процесса. Десять лет назад мы строили 6–8 тыс. км дорог в год. Сейчас 2–3 тыс. км.

Когда финансирование транспортной сети перешло в рамки бюджета, ситуация поменялась. Каждый год заново определялся объем бюджетных средств, проходила процедура утверждения и реализации федеральной адресной инвестиционной программы. Раньше деньги выделяли в первой половине года. Стройку начинали в апреле, а заканчивали к октябрю. Сегодня торги проводятся в июле, деньги идут в августе-сентябре, а дороги строятся уже поздней осенью или зимой. Таким образом, вместо работы, нацеленной на результат, с широкими полномочиями и строгой ответственностью лиц, управляющих дорожным фондом, мы получили деятельность, встроенную в прокрустово ложе бюджетного процесса. И сейчас получилось следующее: процесса много, а результата – мало.

Субсидии на региональные и местные трассы вообще почти исчезли. У губернаторов сегодня нет достаточных средств для развития дорожного хозяйства, они вынуждены выделять деньги на другие приоритеты. Поэтому я считаю, что нам, помимо закрепленных источников, нужно изыскать дополнительные средства для обеспечения необходимого уровня финансирования дорожного хозяйства. И здесь я бы поддержал те меры, о которых говорил министр транспорта Игорь Левитин. Введение акцизов на бензин – это более справедливая мера, чем транспортный налог. Во-первых, потому что российскими дорогами пользуются и зарубежные перевозчики. А во-вторых, за бензин платят те, кто действительно пользуется дорогами. Изменение этой системы за счет введения акцизов на бензин – это справедливая и экономически оправданная мера.

Опять не будет хватать

Надежда Рудакова,
замначальника по финансам КГУ "Алтайавтодор":

В 1980–1990 годы дорожные фонды существовали и на первом этапе работали эффективно. Далее в период "зачетных" схем произошла отмена дорожного налога, изменилось налоговое законодательство. Сегодня источником финансирования территориальных трасс является краевой бюджет. Туда же поступают отчисления транспортного налога. План по его сбору в текущем году — 862 млн. рублей. А расходы на содержание дорог — 1,5 млрд. рублей. Закрепленных источников финансирования дорожного хозяйства нет.

Мы провели предварительные расчеты по проекту закона "О дорожном фонде". После его формирования мы бы получили 2,6–2,7 млрд. рублей от акцизов, 285 млн. рублей – от доли налога на прибыль, 862 млн. – от транспортного налога. И этих денег также не хватало бы, как не хватает их сейчас. Вопрос заключается в том, с какой статьи расходов снять финансирование в пользу дорог, в рамках краевого бюджета такой возможности пока нет. Я считаю, что было бы правильнее иметь государственную целевую программу поддержки развития региональных дорог. Приведу также пример США, где существует ряд дополнительных источников их финансирования. Например, налог на шины, а в каждом штате есть еще и местные сборы на содержание дорог.

Автомобилисты – главная дойная корова

Виктор Похмелкин,
председатель движения автомобилистов России:

В эффективной, некоррумпированной экономической системе решение о создании дорожного фонда было бы правильным. Автомобилисты платят большие деньги в казну, хотелось бы, чтобы их использовали по назначению. Кроме того, когда деньги  сконцентрированы в одном фонде, их легче контролировать.

Но в условиях коррупции и воровства эта, в общем, полезная и правильная мера может не дать должного эффекта, поскольку мы не сможем обеспечить ни контроль, ни нормальные механизмы функционирования фондов.

Проблема дорог – это проблема российской системы: коррупция, чиновничий произвол, отсутствие политической конкуренции, а значит, и реальной оппозиции и контроля над действиями властей. Боюсь, улучшения качества трасс нам ждать не стоит. Стоит ждать увеличения нагрузки на автомобилистов: цены на бензин вырастут, транспортный налог не сильно уменьшится.

Многое зависит от регионов. Готовы ли власти Алтайского края понизить транспортный налог, учитывая, что и так прямых поступлений в региональные бюджеты маловато? Не стоит верить в то, что невозможно создать дорожные фонды, не повышая акцизы. Просто "под шумок" повышают цены на бензин. Автомобилисты сегодня – главная дойная корова государства.

Опрос: у вас есть дорога-мечта?

Эдуард Кербер,
глава Баевского района:

В нашем районе – нет. В этом году нам выделили деньги на капитальный ремонт моста, потом его можно будет назвать идеальным. Плохие дороги в Суетке, немного лучше в Завьялово, в Каменском районе до идеала далеко. Можно позавидовать Тюменцевскому району, где дороги хотя бы свежие.

Иван Бергин,
глава Шипуновского района:

Кроме федеральной трассы гордиться особо нечем. Есть крупные сельские поселения, такие как Урла, Бобровка, где по дорогам ездить приятно. А у нас через Алей нет моста, поэтому три деревни с общим населением около 9 тыс. человек отрезаны. У нас есть мощное ДРСУ, которое готово осваивать до 200 млн. рублей в год. Но, увы. В России очень много направлений, а не дорог. К примеру, в Усть-Порозихе начали развивать сельский туризм, а от Белоглазова до этого пункта почти 40 км гравийной дороги.

Александр Тарасенко,
глава Шелабо­ли­хин­ского района:

Где вы видели в России такие дороги? Разве что на юге страны и ближе к столице. Идеальные дороги я видел в Европе. В этом году нам дополнительно выделили 1,2 млн. рублей. Мы составили план на несколько лет по обустройству маршрута протяженностью 1,5 км, по которому ходит школьный автобус. Эта дорога была построена в 1988 году. Маршрут соединит исторический центр села и его административный центр. Если планы осуществятся, то эту дорогу можно будет назвать идеальной. Вот об этом и мечтаем.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость