Крутить гайки каждый год
В конце весны 2025 года Госдума приняла поправки, которые конкретизируют, какие автомобили могут эксплуатироваться в легковом такси. Документ представлен как дополнение к федеральному закону об организации пассажирских перевозок и был подписан Владимиром Путиным 23 мая 2025 года.
Новая законодательная норма закрепляет, что с определенной даты в региональные реестры такси можно будет вносить только те машины, которые соответствуют установленному уровню локализации комплектующих и производства либо произведены по определенным специальным инвестиционным контрактам (СПИК). Закон вступает в силу в 2026 году и при этом содержит переходные механизмы, то есть будет меняться от года к году.
Важно учитывать, что под локализацией закон подразумевает не маркировку «сделано в России» на кузове, а опирается на давно существующую балльную систему оценки локализации автопрома. Она применяется для госзакупок и была введена еще в 2019 году.
Автомобиль сможет попасть в реестр такси, если он удовлетворяет одному из двух основных путей допуска – либо набирает требуемое количество баллов по системе локализации (та же методика, что и для допуска к госзакупкам), либо произведен по СПИК, заключенному в определенный промежуток времени.
Практически это означает, что в основе допуска лежит формула «доля отечественных комплектующих + место сборки + специфические условия СПИК», что позволяет иностранным производителям зайти на российский рынок такси.
В текст поправок заложено, что балльная методика оценки будет совпадать с той, которую используют для оценки локализации при госзакупках. Ориентиром станет порог в 3,2 тыс. баллов, и его альтернативой станет факт производства автомобиля по специальному инвестиционному контракту (СПИК), заключенному в период, который в законе определен как релевантный. В обсуждавшихся редакциях СПИК, заключенный в период с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года.
Эта формула дает двойной путь: либо производитель набирает нужные баллы по комплектации и сборке, либо она считается локализованной по факту реализации СПИК.
Список локализованных авто
Закон не имеет обратной силы для тех автомобилей, сведения о которых уже внесены в региональные реестры к моменту начала действия новых правил. Машины, зарегистрированные в реестре до 1 марта 2026 года, смогут продолжать работу по действовавшим ранее правилам до окончания ресурса или срока их разрешений.
Но доля таких автомобилей не совсем велика. По данным участников совещания Российского союза промышленников и предпринимателей, к концу 2024 года в отрасли насчитывалось более 700 тыс. автомобилей, принадлежащих физлицам.
При этом около 79% не соответствуют требованиям принятого закона о локализации. Эксперты РСПП пришли к выводу, что часть водителей, оказывающих услуги на своих машинах, не смогут выполнить требования к локализации, пишет «Коммерсантъ». В итоге многие будут вынуждены покинуть рынок.
Минпромторг уже опубликовал перечень моделей, которые считаются отвечающими критериям локализации и смогут быть включены в реестры для работы в такси после вступления закона.
В первичный список вошли модели следующих производителей:
- LADA (Granta, Iskra, Vesta, Aura, Largus, Niva Legend, Niva Travel),
- УАЗ (Patriot, Hunter),
- Sollers (SP7),
- Evolute (I-PRO, I-JOY, I-SKY, I-JET, I-SPACE),
- Voyah (Free, Dream, Passion) и «Москвич» (3, 3е, 6, 8).
В Минпромторге подчеркивают, что список первичный и будет дополняться по мере появлений новых локализованных моделей.
Возможно, пронесет
Закон оставляет возможными отсрочки для отдельных регионов с учетом удаленности и инфраструктурных особенностей. Для Калининградской области и субъектов Сибирского федерального округа предусмотрена отсрочка до 1 марта 2028 года, для субъектов Дальневосточного федерального округа – до 1 марта 2030 года.
При этом в тексте и пояснениях подчеркивается, что до 2033 года планируется постепенное ужесточение правил, и к концу переходного периода механизм станет единообразным для абсолютного большинства территорий.