Читайте нас в соцсетях
  • Наш канал в дзене
3232

В Алтайском крае грядет новый топливный кризис: бензин может оказаться в дефиците и подорожать

В ближайшее время Алтайский край может ожидать острый дефицит бензина и повышение на него цены, в первую очередь — на АЗС, принадлежащих независимым операторам. На некоторых автозаправках края уже вывешены объявления об отсутствии в продаже топлива марки АИ-92. Участники рынка утверждают, что кризис в их отрасли длится с июля, в октябре он напрямую отразится на розничных потребителях. Таким образом может повториться сценарий 2011 года, когда кризис на рынке, возникший в том числе из-за действий монополистов «Роснефти» и «Газпромнефти», привел только в Алтайском крае к закрытию не менее 20 независимых операторов.

В некоторых районах Алтайского края уже ощущаются проблемы с бензином.
В некоторых районах Алтайского края уже ощущаются проблемы с бензином.
Елена Маслова

Юрий Матвейко,
руководитель Алтайского топливного союза и председатель совета директоров компании «Октан»:

Сегодня ситуация очень напоминает 2011 год по целому ряду факторов. Во-первых, это отсутствие предложения по нефтепродуктам. Сбытовые нефтяные компании «Роснефть» и «Газпромнефть» не торгуют топливом для частной розницы. Топлива на бирже либо нет, либо оно предлагается по цене, которая с учетом доставки до Алтайского края составляет 41 тыс. рублей за тонну (мы говорим о бензине марки АИ-92). Если перевести эту цену на розницу, то это чуть больше 31 рубля за литр.

Сейчас литр АИ-92 на АЗС края стоит в среднем около 30 рублей. Для независимых операторов биржевая стоимость — заведомо убыточная.

Бензовозы из районов сутками стоят в очереди за топливом на нефтебазе в Барнауле
Начало кризису положил взрыв на Ачинском нефтеперерабатывающем заводе. Тогда, утверждают игроки рынка, цена на бензин на бирже буквально в течение двух-трех дней повысилась на 3 тыс. рублей за тонну, а затем разница с прежней стоимостью достигла 5 тыс. рублей.

«Кто установил такую цену? На бирже представлены только нефтяные компании. Более 60% объемов перерабатываемой нефти внутри страны принадлежит государственным компаниям», — говорит Юрий Матвейко.

А в сентябре были остановлены на ремонт Омский и Московский НПЗ. Некоторые другие предприятия отрасли временно остановили часть своих линий для профилактических работ и реконструкций. Объемы топлива, ранее предназначавшиеся для регионов Сибири — Алтая, Новосибирской, Кемеровской областей, стали перенаправляться в Московский регион. И проблема дефицита встала в полный рост.

Появился электронный сервис, на котором можно узнать, где в Барнауле продают некачественный бензин
«Объемы, которые мы запросили на октябрь, нам срезали в 3−4 раза», — говорит Юрий Матвейко. Его поддерживают коллеги. По словам, Алексея Пухарева, директора компании «Горно-Алтайск Нефтепродукт» (по франшизе развивают в крае сеть АЗС «Лукойл»), поставляемых объемов уже не хватает. А владелец нескольких автозаправок в крае (он попросил не называть его имени) высказался куда жестче: «Позвони в „Газпромнефть“ или в „Роснефть“ и попроси у них топливо — они скажут „нет“. Топлива в Барнауле у поставщиков нет, отправляют в Новосибирск».

По данным еще одного участника топливного рынка края, в столице Сибири бензин тоже не отпускают: «Оптовикам ничего не продают. Мы на следующий месяц не запаслись, „пустые“ стоим, на несколько дней бензина осталось». Участники рынка единодушны во мнении, что как минимум октябрь край будет, говоря их языком, «сухим».

Однако для независимых операторов не менее остро стоит и вопрос цены бензина в рознице. При подскочивших ценах на топливо их работа рискует стать нерентабельной. По словам участников рынка, для того, чтобы АЗС могли работать «в плюс», разница между оптовой и розничной ценой должна составлять около 4 рублей за литр. Из этих средств выплачивается зарплата персонала, оплачиваются расходы на электроэнергию, налоговые либо арендные платежи и т. д. Сегодня, говорят игроки рынка, работать приходится «в минус». «Для того, чтобы работа АЗС стала прибыльной, нам нужно повысить цены хотя бы на 2 рубля за литр», — говорит Алексей Пухарев. Но сделать такой решительный скачок независимые операторы не могут — «Газпромнефть» и «Роснефть» держат цены в рознице на прежнем уровне.

Такая ситуация может привести к разорению некоторых операторов и закрытию небольших АЗС. Что крайне негативно может сказаться на жизни ряда районов края.

Юрий Матвейко,
руководитель Алтайского топливного союза и председатель совета директоров компании «Октан»:

«У нас примерно в 20 районах нет АЗС ни „Роснефти“, ни „Газпромнефти“. Если маленькие заправки там закроются, возникнет крайне неудобная ситуация. У нас в каждом районе есть предприятия здравоохранения, образования, МЧС, полиции. Сегодня предприниматели заправляют их технику. Если этот бизнес уйдет, то ездить заправляться им придется за 150 километров».

Владельцы алтайских АЗС усомнились в качестве проверок бензина
Так или иначе, все независимые топливные операторы в голос говорят — кризиса на рынке могло бы и не возникнуть, если бы не поведение монополистов «Газпромнефти» и «Роснефти». «Российский топливный союз» (объединяет независимых операторов) и его региональные участники, в том числе и алтайские, намерены обратиться в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с требованием оценить сложившуюся ситуации на предмет сговора. Известно, что ФАС уже вынесла первые официальные предупреждения данным компаниям в отношении их действий в других территориях. По данным газеты «Коммерсантъ», в ведомстве считают, что компании ограничивали поставки независимым игрокам в Московском регионе и на Дальнем Востоке. Им предписано к 13 октября возобновить поставки бензина всем контрагентам на недискриминационных условиях, сообщает издание.

Подробности читайте в свежем номере газеты «Свободный курс», который выйдет 8 октября.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Комментарии
Новости
Загрузка...
Новости партнеров
Загрузка...
Расскажи новость