Юрий Матвейко,
руководитель Алтайского топливного союза и председатель совета директоров компании "Октан":
Сегодня ситуация очень напоминает 2011 год по целому ряду факторов. Во-первых, это отсутствие предложения по нефтепродуктам. Сбытовые нефтяные компании "Роснефть" и "Газпромнефть" не торгуют топливом для частной розницы. Топлива на бирже либо нет, либо оно предлагается по цене, которая с учетом доставки до Алтайского края составляет 41 тыс. рублей за тонну (мы говорим о бензине марки АИ-92). Если перевести эту цену на розницу, то это чуть больше 31 рубля за литр.
Сейчас литр АИ-92 на АЗС края стоит в среднем около 30 рублей. Для независимых операторов биржевая стоимость — заведомо убыточная.
"Кто установил такую цену? На бирже представлены только нефтяные компании. Более 60% объемов перерабатываемой нефти внутри страны принадлежит государственным компаниям", - говорит Юрий Матвейко.
А в сентябре были остановлены на ремонт Омский и Московский НПЗ. Некоторые другие предприятия отрасли временно остановили часть своих линий для профилактических работ и реконструкций. Объемы топлива, ранее предназначавшиеся для регионов Сибири — Алтая, Новосибирской, Кемеровской областей, стали перенаправляться в Московский регион. И проблема дефицита встала в полный рост.
По данным еще одного участника топливного рынка края, в столице Сибири бензин тоже не отпускают: "Оптовикам ничего не продают. Мы на следующий месяц не запаслись, "пустые" стоим, на несколько дней бензина осталось". Участники рынка единодушны во мнении, что как минимум октябрь край будет, говоря их языком, "сухим".
Однако для независимых операторов не менее остро стоит и вопрос цены бензина в рознице. При подскочивших ценах на топливо их работа рискует стать нерентабельной. По словам участников рынка, для того, чтобы АЗС могли работать "в плюс", разница между оптовой и розничной ценой должна составлять около 4 рублей за литр. Из этих средств выплачивается зарплата персонала, оплачиваются расходы на электроэнергию, налоговые либо арендные платежи и т. д. Сегодня, говорят игроки рынка, работать приходится "в минус". "Для того, чтобы работа АЗС стала прибыльной, нам нужно повысить цены хотя бы на 2 рубля за литр", - говорит Алексей Пухарев. Но сделать такой решительный скачок независимые операторы не могут - "Газпромнефть" и "Роснефть" держат цены в рознице на прежнем уровне.
Такая ситуация может привести к разорению некоторых операторов и закрытию небольших АЗС. Что крайне негативно может сказаться на жизни ряда районов края.
Юрий Матвейко,
руководитель Алтайского топливного союза и председатель совета директоров компании "Октан":
"У нас примерно в 20 районах нет АЗС ни "Роснефти", ни "Газпромнефти". Если маленькие заправки там закроются, возникнет крайне неудобная ситуация. У нас в каждом районе есть предприятия здравоохранения, образования, МЧС, полиции. Сегодня предприниматели заправляют их технику. Если этот бизнес уйдет, то ездить заправляться им придется за 150 километров".
Подробности читайте в свежем номере газеты "Свободный курс", который выйдет 8 октября.
Самое важное - в нашем Telegram-канале