В начале мая на проспекте Ленина в Барнауле ограничили ночное движение. Теперь с 9 вечера до 6 утра здесь нельзя ездить быстрее 40 км/ч. Знаки расставили после каждого перекрестка по нечетной стороне проспекта Ленина от улицы Молодежной до речного вокзала.
Автолюбители спорили: в основном, конечно, возмущались, но нашлись те, кто поддержал нововведение. Однако сюжет получил неожиданное продолжение: в начале прошлой недели мы увидели горькую усмешку над этими ограничениями, когда как раз на пересечении Ленина и Молодежной произошло жуткое ДТП. 5 июня в 5 утра (во время действия ограничения) столкнулись "Ниссан" и "Хонда". Если еще не видели фотографии, то посмотрите на altapress.ru: от "Хонды" остался кусок металла. 21-летний водитель "Хонды" погиб, его пассажир и мужчина, сидевший за рулем "Ниссана", — в больнице.
Все детали происшествия до сих пор официально не опубликованы, однако уже сейчас можно сказать — насмешка над ограничениями здесь двойная. Первое — если виновник ехал по пр. Ленина, то знаки его не остановили. Второе — если виновник двигался по Молодежной, то знаки на Ленина тем более не могли стать для него препятствием. Тем более сейчас можно вполне легально ехать 79 км/час.
В последние годы в России долго боролись с пьянством за рулем: вводили и отменяли "нулевое" промилле, поднимали максимальный штраф до 50 тыс. рублей. Правда, несмотря ни на ужесточения, ни на смягчения, статистика кардинально не менялась. Но важно другое — основная причина гибели людей на российских дорогах вовсе не выпивка, а банальное превышение скорости. Именно скорость — главный убийца. Но с ней мало кто борется.
Скорее, наоборот — в прошлом году Госдума отменила наказания за езду по городу со скоростью до 80 км/ч. То есть ездить с такой скоростью по-прежнему нельзя, но штрафов за это не предусмотрено. Автолюбители восприняли поправки позитивно, но сотрудники ГИБДД в неофициальных беседах говорят, что именно это новшество привело к всплеску аварийности в последние месяцы.
И даже те немногочисленные меры вроде знаков на пр. Ленина не доводятся до ума. Потому что за каждым установленным знаком надо вешать камеру видеофиксакции нарушений. Насколько я помню, таких камер на участке от Молодежной до речного просто нет. Между тем видеокамеры дают снижение аварийности от 30% до 80% — просто за счет того, что водители знают, что превышение скорости будет зафиксировано.
Впрочем, только камеры и высокие штрафы не сделают дороги Барнаула безопаснее. Несколько лет назад специалисты Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях провели исследование и пришли к выводу, что проблема не в размере штрафа, а в структуре личности того, кто нарушает. Это определенный кураж, ухарство... "Я делаю так, как хочу" — и ничего больше. По данным исследователей, желание показать, что "я круче, чем другой", более или менее плотно сидит в крови у 10–15% населения. То есть тот самый случай, когда встречаются две российские беды.
Самое важное - в нашем Telegram-канале