Автоновости

Юристы составили алгоритм действий для водителей, попавших в ДТП из-за плохого качества дорожного покрытия

Андрей Шведов, юрист компании "Представитель", предлагает барнаульским водителям алгоритм действий. Он понадобится в тех случаях, когда из-за плохого качества дорожного покрытия случилось ДТП.

На барнаульских дорогах ремонт долго не держится.
На барнаульских дорогах ремонт долго не держится.
Анна Зайкова

Алгоритм действия при ДТП (яма, выбоина и т.п.)

Зафиксировать транспортное средство

   

Включить аварийную сигнализацию

   

Выставить знак аварийной остановки

   

Вызвать сотрудников ГИБДД

   

Принять меры к установлению очевидцев, свидетелей ДТП

Особо обратите внимание свидетелей на состояние дорожного полотна, размеры ямы, наличие или отсутствие ограждений и соответствующих дорожных знаков

 

Зафиксировать яму на видео, фото,; аналогично – автомобиль и его повреждения

Общий ракурс, размеры с применением рулетки или иных измерительных средств – ширина, глубина, длина; уклон дороги

Если покрытие не соответствует нормативам, то должны выставляться дорожные знаки, а ночью или в условиях плохой видимости - заграждение с предупредительными сигнальными огнями. За городом знаки дублируются. Согласно действующего в России ГОСТ 50597 - 93 г. максимально допустимые на дорогах размеры ям, выбоин, просадок полотна и т.п. составляют по длине - 15 см., по ширине - 80 см., по глубине - 5 см. Все что больше этих размеров хотя бы по одному параметру - должно быть огорожено и обозначено. Открытых люков вообще быть не должно! с момента обнаружения ямы ГОСТом отводится "не более суток" дорожникам, чтобы все поправить. А на люки и решетки. должны быть немедленно ограждены и обозначены соответствующим знаком. А на замену разрушенной решетки или люка отводится время "не более трех часов".

Зафиксировать отсутствие / наличие знаков, ограждений, освещенность, состояние дороги

Отсутствие ограничения скорости, предупреждающих знаков (о плохом состоянии дороги

 

После прибытия сотрудников ГИБДД

Оформить документы на ДТП

Справка о ДТП, схема, протокол ОМП, акт на дорожные условия (акт выявленных недостатков в содержании дороги); объяснения

примите самое действенное участие в составлении протокола. Потребуйте, чтобы схема составлялась в присутствии понятых и в ней были правильно и точно отражены все обстоятельства дела - размеры ямы, зафиксировано отсутствие дорожных знаков и ограждений. Потребуйте чтобы вам немедленно на месте аварии выдали копию протокола;

Часто судьи при рассмотрении дела указывают на то, что на схеме не видно тормозного пути - прямо там напишите причину, по которой его не видно, например, работа АБС или дождь.

Получить документы в ГИБДД

Адм. Материал, определение об отказе в возбуждении дела об адм. правонарушении

 

Определить ответчика – организацию, ответственную за состояние и обслуживание дороги

В ГИБДД, в комитете по благоустройству

 
     
 

На оценку надо заказным письмом или телеграммой пригласить представителей от дорожной службы. Они, скорее всего, не приедут, но важно, что вы их приглашали и они "надлежаще уведомлены", так что корешки от заказного письма/телеграммы сохраните.

Сохраните все чеки за оплату услуги

К автомобильным дорогам и улицам существуют требования, к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Эти требования изложены в государственном стандарте Российской Федерации, номер 50-597, 1993 года.

предельно допустимые размеры выбоин, просадок и ям, или кочек, наоборот, не должны превышать по длине 15 см., по ширине 60 см., и глубине 5 см. Если хотя бы один из этих размеров превышает, то уже яма, неровность или просадка на дороге считается не соответствующей госту, и должна быть заделана. Люки смотровых колодцев должны выступать или быть провалены от покрытия не более, чем на 2 см. Головки трамвайных рельс также не должны отклоняться более чем за 2 см. А устранение этих недостатков, то есть трамвайных рельс, люков, колодцев, следует осуществлять в течение суток, не более, с момента их обнаружения.

Это для рельс и для крышек люков. Кроме того, разрушенные крышки и решётки должны быть немедленно ограждены и обозначены соответствующими дорожными знаками.

Их замена должна быть проведена в течение не более трёх часов. Ещё скажу, что, зачастую, дорожные знаки бывают повреждённые, это никакого отношения к ямам не имеет, но, тем не менее, в ГОСТе изложено. Так вот эти дорожные знаки, их замену или восстановление, нужно осуществлять в течение суток с момента обнаружения. Знаков приоритета: главная дорога, второстепенная дорога – не более суток.

если водитель влетел в открытый люк или в яму, то размер ямы должен не соответствовать ГОСТам – превышать те размеры, о которых я говорил. По длине 15 см., по ширине 60 см., и глубине 5 см. Должен быть нарушен хотя бы один из этих размеров.

Если размеры ямы меньше, то считается, что дорога соответствует предъявленным требованиям ГОСТа. Если водитель попал в такую яму, и автомобиль получил повреждения, это считается обыкновенным дорожно-транспортным происшествием. И действия водителя должны быть такие же, как описано в правилах дорожного движения при попадании водителя в дорожно-транспортное происшествие.

- нужно звонить по телефону доверия.

- первое, что должен постараться сделать водитель – это найти свидетелей, которые видели, как он в эту яму попал. Зафиксировать их. Пусть это хоть будет продавец киоска, либо водитель сзади идущего автомобиля, или пешеход, - нужно зафиксировать их фамилии, телефоны, ну, или хотя бы просто номер автомобиля.  

С этими свидетелями лучше вместе составить схему, и попросить подписать их эту схему. На схеме очень важно указать размеры этой ямы, в которую вы угодили. И расстояние, в котором находится эта яма от края, от бордюра дороги. В принципе, будет достаточно хорошо указать напротив какого дома, напротив какого киоска, и как можно точнее привязать яму к дороге. Самое отличное, если у вас с собой окажется фотоаппарат, и вы сфотографируете эту яму, крупно, чтобы было видно её размеры, положив туда какой-нибудь предмет вроде зажигалки, а ещё лучше линеечки с велениями.

Издалека, чтобы было видно, как эта яма привязана территориально к какому-либо дому, перекрёстку, киоску и так далее. Дальше с этими материалами нужно ехать в ГИБДД. В ГИБДД в объяснениях очень важно писать таким образом, чтобы было ясно, что водитель не имел технической возможности избежать наезда на яму. Либо яма была в луже, то есть вся покрыта водой, и водитель не имел возможности её увидеть. Тем самым, водитель, двигаясь со скоростью 20 км/ч, в эту яму-лужу мог провалиться, получить повреждения, либо, перед водителем ехал какой-нибудь крупногабаритный транспорт, например, троллейбус, который пропустил эту яму меж колёс, а водитель был зажат потоками с двух сторон и не имел возможности отвернуть от ямы, а экстренное торможение не позволило избежать наезда. Потому что иначе в дорожных правилах есть пункт 10.1, согласно которому водитель должен вести транспортное средство со скоростью, позволяющей избежать дорожно-транспортное происшествие, а при возникновении опасности, которую он в состоянии обнаружить, он должен предпринять меры по снижению скорости вплоть до полной остановки.

- ни одного нормативного акта, ни одного требования закона, чтобы при этом присутствовали представители дорожных служб или там, эксплуатирующей организации колодцев, трамвайных рельсов и тому подобное.

В объяснениях надо записать свидетелей, которых вы заблаговременно успели записать на месте ДТП. Скажем, это абсолютно те же действия, которые надо производить водителю и при обычном ДТП. Если инспектор будет отказываться принять объяснение, если он будет затягивать оформление ДТП, если оформление будет продолжаться более одного часа, то следует воспользоваться рекомендацией полковника Анисимова и обратиться к командиру взвода или к начальнику отделения ГИБДД, либо позвонить в службу собственной безопасности, гор. ГИБДД, обл. ГИБДД. Итак, после того, как вы оформили ДТП в ГИБДД, вам нужно определить: какая дорожная или эксплуатационная служба несёт ответственность за состояние данного участка дороги, либо за данный канализационный люк.

Это можно сделать там же в ГИБДД. В ГИБДД есть такая должность, типа там "Инспектор организации дорожного движения", сокращённо она раньше называлась ДИОДД, с двумя "Д". У него чаще всего отдельный кабинет с отдельной вывеской, и побеседовать с ним. Сказать: "Вот, у меня такая проблема, я здесь попал в ДТП, какая дорожная служба несёт ответственность за данный участок дороги?".

- обычно этот инспектор довольно лояльно относится к просьбам водителей, помогает найти виновников, сообщает адреса, телефоны, и далее нужно прийти в эту службу

- узнать ту дорожную службу, назначить время проведения оценки, пригласить руководителя дорожной службы телеграммой за трое суток, вместе провести оценку, затем калькуляция и оценка стоимости ущерба, а после этого ещё раз можно обратиться в дорожную службу, с досудебной претензией.

- оформляйте заявление в районный суд по месту нахождения дорожной службы

- исковое заявление подаётся по месту нахождения ответчика.

На самом деле ответственность за состояние дорог несёт не руководитель дорожной службы, а отвечает ГИБДД. Тот вот самый инспектор организации дорожного движения ДИОДД с двумя буквами "Д", о котором я вам говорил. И, этот инспектор обязан, увидев повреждения дорожного покрытия, которые не соответствуют тем стандартам, которые я назвал, составить представления в дорожную службу, составить протокол об административном правонарушении, о том, что нарушено содержание дорог в безопасном для дорожного движения состоянии.

Их нарушила та дорожная служба, которая должна поддерживать эту дорогу в надлежащем состоянии. А если эта дорога не поддерживается в должном состоянии, если там, скажем, крышка люка или трамвайные рельсы не выравниваются относительно дорожного покрытия в течение суток, или яма не заделывается в течение трёх суток, то это нарушение требований ГОСТа, значит, дорога не поддерживается в безопасном состоянии. И инспектор ГИБДД обязан наложить штраф на руководителя дорожной службы в размере от двух до трёх тысяч рублей, и этот штраф руководитель дорожной службы будет обязан оплатить из своего кармана. Кроме того, накладывается штраф и на саму дорожную службу, но это не так интересно.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость