Автоновости

Почему барнаульская автошкола отдает "на растерзание" курсантам премиальный Lexus и другие дорогие авто

За последние несколько лет автошкола "БИП" стала одним из самых заметных игроков на барнаульском рынке. В частности, она первой начала учить курсантов на дорогих машинах, в том числе на премиальном Lexus RX 350. Руководит авто­школой 29-летний Сергей Федорченко. Он рассказал altapress.ru, как ему удается развиваться в чрезвычайно конкурентной среде и можно ли в Барнауле учить вождению на Gelandewagen.

Сергей Федорченко.
Сергей Федорченко.
Анна Зайкова

Никогда не брал кредитов

— Сергей, как вы пришли к тому, что ваша автошкола стала в прямом смысле самой заметной в городе?

Обруливая сложности: как автошколы Барнаула пережили год жесточайшего демпинга

— Я родился в селе Табуны, после школы переехал в Барнаул и в 2010 году окончил аграрный университет. Вспоминаю то время: опыта работы нет, трудоустраивать никто не спешит. В итоге взяли оператором техлинии на завод по производству подсолнечного масла и жарки подсолнечника. Там на меня свесили массу обязанностей: я был и оператором, и слесарем, и грузчиком, и техничкой. Через три месяца спина болела так, что с койки встать не мог. И тогда я понял, что надо что-то менять.

Тесть у меня тогда работал в автошколе "БИП". Ее только открыли, но вскоре собственник погиб, предприятие начало загибаться. И автошколу выставили на продажу за 200 тыс. рублей. Из активов — только лицензия и два убитых ВАЗ-2105. За них сверху просили еще 100 тыс. Я съездил к родственникам за деньгами и выкупил все это. Думал: поставлю ценник в 13 тыс. рублей за обучение и буду "косить" деньги.

Но прошел год, гляжу — сработал с убытком в 100 тыс. рублей. Машины постоянно ломались, перегревались, сотрудники работали плохо. Встал вопрос: а стоит ли вообще продолжать это дело?

Я изучил рынок, конкурентов. И понял, что нужно выделяться. Сделал логотип, разработал фирменный окрас машин. Все автошколы учили курсантов в основном на отечественных автомобилях, я купил подержанный Renault Logan, потом еще один, а затем яркую красную Toyota Yaris. И люди пошли на эти машины. Ставка на разнообразие автопарка сработала.

— Постойте — у вас же были убытки. Откуда деньги на новые машины? Брали кредиты?

— Никогда не брал кредиты. Всегда делал ставку на то, что со всеми можно договориться об отсрочке платежа. И с арендодателем, и с продавцом авто, и с сотрудниками, и с рекламщиками. Я организовал все для того, чтобы люди ко мне пошли. И они пошли. А я потом уже, со временем, со всеми рассчитался.

А кредит — это шаг вперед и два назад. Проще крутануться как-то иначе. Приходилось и дом свой в залог оставлять, и личную машину переписывать на кредитора, пока не рассчитаюсь. Но в итоге ни одну из машин я в кредит не купил.

Сергей Федорченко.
Анна Зайкова
Автошкола "БИП".
Анна Зайкова
Автошкола "БИП".
Анна Зайкова
Автошкола.
Анна Зайкова
Автошкола "БИП".
Анна Зайкова
Автошкола.
Анна Зайкова

"На свой автодром никого не пущу"

— У вас своя площадка для занятий по вождению?

Обновленные экзамены на водительские права оказались сложнее прежних

— Первый наш учебный класс был на Докучаево, а автодром мы арендовали на китайском рынке. И вот в 2012 году нас оттуда "попросили". Это было тяжелое для меня время. Казалось, бизнес рушится: люди учатся, а я не могу вывести их на экзамен ГИБДД.

Мне повезло: договорился об аренде с автодромом на ул. Э. Алексеевой. Но уже тогда озадачился поиском собственного участка.

Присмотрел землю на ул. Балтийской. Но участок был дорогой, пришлось кооперироваться еще с двумя автошколами. Мы вместе арендовали площадку и обустроили на ней полноценный автодром. Но прошло два года, и собственник участка поднял арендную ставку, а мои партнеры один за другим отказались от аренды. А потом владелец земли и вовсе выставил ее на продажу. И тут я окончательно осознал, что весь мой бизнес держится на автодроме.

Снова проблемы, снова нервы... Я пошел ва-банк. Говорю собственнику: "Давай я у тебя выкуплю участок. Как всегда, в долг. В залог даю все, что у меня есть: весь автопарк, дом, все остальное имущество". Он взял время подумать. И пока хозяин размышлял, я не спал ночами. Я знал, что к нему приезжают другие потенциальные покупатели, смотрят мою землю.

— Вы сохранили землю?

— Все закончилось хорошо. Я остался на Балтийской и до сих пор рассчитываюсь за этот участок. Но это не мешает мне постоянно вкладываться в развитие автодрома. И я никого сюда не пущу. Многие авто­школы сдают свои площадки другим. Мне это кажется странным: ты получаешь от конкурента арендную плату 30 тыс. рублей в месяц, а он учит на нем курсантов на 300–400 тыс. рублей, которые могли бы быть твоими клиентами.

А вообще, все эти истории с автодромом сильно били по нервам, голова болела сутками. Я боялся, что потеряю дело своей жизни. Думал: "Каждый год судьба пинает, когда же спокойная жизнь начнется? Когда можно будет не торопиться жить?" И сегодня я понял, что такого не будет никогда. Не могу сидеть на месте. Идеи, мысли бегут впереди меня, не хватает рабочих дней за все взяться.

Автошкола "БИП".
Анна Зайкова
Автошкола "БИП".
Анна Зайкова
Автошкола.
Анна Зайкова
Автошкола "БИП".
Анна Зайкова
Автошкола "БИП".
Анна Зайкова
Автошкола "БИП".
Анна Зайкова

Ставка на автомобили

— Многие недоумевают, почему вы используете в качестве учебных автомобилей весьма недешевые модели: Nissan Juke, Lexus RX 350, Toyota RAV4 и другие.

Фотофакт. Барнаульская автошкола будет обучать клиентов на Lexus

— Как я уже говорил, когда у тебя много конкурентов, ты должен чем-то среди них выделяться. А чем может выделиться автошкола? Конечно, автомобилями. В 2012 году я был первым на рынке, кто купил машины в автосалоне. Это были два Renault Logan. Мне говорили: "Зачем? Их же будут убивать!" Но важнее то, что курсант скажет: "Ого, мне новую машину дают!" И он уже старается ездить аккуратнее, раз ему такую машину доверяют.

Вообще, я всегда думаю: "А что бы мне было важно как клиенту? На чем бы я сам хотел ездить?" Поэтому не экономлю на машинах: покупаю хорошие чехлы, стильные диски, "красивые" номера. И обязательно делаю яркую рекламу на бортах. Наши машины некоторые даже называли одно время "петухами". Петухи не петухи, а видны издалека.

— Номера каким образом оформляли?

— Никакого блата в ГИБДД у меня нет, если вы об этом. Покупал симпатичные номера с других машин.

— Несколько лет назад вы купили сразу три Nissan Juke. За те же деньги можно было купить семь-восемь других машин, тоже новых, но попроще.

— Но это же лицо автошколы. Я действовал на опережение, мне нужно было привлечь людей. Это получилось. Люди заговорили о "БИПе".

— Их не "убили"?

— В них несколько раз "приезжали" сзади. Казалось бы, на дороге отлично видно раскрашенную машину, бойся ее как огня, но нет! Вообще, "Жуки" — чувствительные машины, за ними нужно постоянно следить. И запчасти на них дорогие. Выручает то, что в начале года я открыл свой автосервис. Он так и называется — "БИП". Теперь я не ищу место по СТО города, простои стали меньше. Можно не отменять занятия, в пересменке между ними заехать и что-то быстро подкрутить, если надо.

— Рентабельно такие машины вообще использовать в качестве учебных?

— Скажу так: не жалею, что взял и "Жуков", и Lexus, и RAV4. Перед покупкой каждой машины я долго думаю, все просчитываю. Это не какой-то эмоциональный импульс. Я же и о Porsche Cayenne и Mercedes Gelandewagen думал, но это уж слишком с точки зрения экономики предприятия. А так идей много, как можно еще разнообразить автопарк. Например, купить какую-нибудь тюнингованную "копейку" или заниженную Lada Priora.

Я привык удивлять, быть первооткрывателем. Не люблю повторять кого-то, ищу новые ходы. И я знаю, что "фишка" с машинами работает. Люди долго обсуждали их. "Как? Взял такой мощный Lexus, за который надо платить большой налог, и отдал на растерзание курсантам!" А курсанты и рады. Я люблю, когда люди радуются. Для этого и живешь. Заурядно и серенько работать не хочу.

Многие мои идеи копировали другие автошколы. И копируют по сей день. Это касается и раскраски машин, и графика работы (я открыл воскресные группы), и других вещей. Это говорит о том, что я задал темп этому рынку. И сбавлять его не намерен. Но о планах не скажу — не люблю рассказывать о том, что еще не воплотилось в жизнь.

Автошкола "БИП".
Анна Зайкова
Автошкола "БИП".
Анна Зайкова
Автошкола "БИП".
Анна Зайкова
Автошкола "БИП".
Анна Зайкова
Автошкола. ПДД.
Анна Зайкова
Автошкола "БИП".
Анна Зайкова

Ценовые войны

— В последние годы ваш рынок пережил несколько этапов жесточайшей ценовой конкуренции. Как вы в ней выживали?

— За последние три года произошло три волны демпинга. Когда я начинал в 2010 году, средняя стоимость обучения составляла около 13,5 тыс. рублей. И, представьте, за столько же приходилось учить в 2016 году! А как за это время выросли цены на бензин, запчасти и прочее, вы знаете.

После того как в 2014 году ужесточили требования к материально-техническим базам автошкол, порядка 40% игроков ушло с рынка. Но осталось все равно много. И мелким было тяжело. Одни ценник сбавят, другие ответят — так цена и падала. А чем она ниже, тем больше клиентов должна набрать автошкола. А люди-то уже валом не идут учиться на права, как раньше.

Автошколы сидели на резерве, работали "в ноль" — часть закрывалась, а оставшиеся повышали цены. И так из года в год, каждый раз — одни и те же грабли. Невозможно пересидеть с низкой ценой сложные времена. Приходится экономить — и качество обучения страдает. А информацию об этом сарафанное радио очень быстро разносит.

— И как вы в этой ситуации действовали?

— Приходилось участвовать в этой борьбе, тоже снижать стоимость. В один момент, когда цена держалась на уровне 19 тыс. рублей, мы запустили акцию: если человек находил предложение дешевле, мы учили его на этих условиях. Это был сигнал для других: нет смысла пытаться демпинговать и рушить рынок.

Сейчас у меня цена 22 777 рублей за курс обучения с ГСМ. Это, наверное, самая высокая цена в городе. Надеюсь, что те, кто поработает по нормальной цене, поймут, что это выгоднее, чем учить толпы людей по себестоимости с нулевым качеством. Это будет полезно для всего рынка. Но если все снова сбросят цены, мне придется идти за ними.

Я думаю, что уход автошкол с рынка все равно продолжится. Те, кто годами не вкладывался в свое дело, имеют очень небольшой запас прочности. Думаю, в городе останется около десятка автошкол.

— Что сейчас происходит со спросом?

— Он минимальный за последние пять лет. Не только у меня, у всех. Я сужу об этом по количеству машин в городе и на автодромах, а также по числу тех, кто сдает экзамены в ГИБДД. Все школы испытывают дикую нехватку курсантов. Хотя провалы в отдельные месяцы случаются всегда, но по итогу года результат всегда положительный. Уверен, так будет и в этом году.

Автошкола.
Анна Зайкова

Факт

В 2016 году экзамены в ГИБДД с первого раза сдали 34,6% выпускников автошкол Алтайского края. Это заметно меньше, чем два года назад: в 2014 году доля составляла 45,7%.

Цифра

С 2014 года число автошкол в Алтайском крае сократилось со 187 до 117.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость