Пандемия COVID-19
Один из серьезнейших ударов по экономике нанесла пандемия коронавируса. Согласно последним данным официальной статистики, от вируса и сопутствующих заболеваний погибло 820 тыс. человек.
«Пандемия не щадила ни пенсионеров, ни экономически активных. Можно предположить, что рынок труда лишился около полумиллиона человек, которые могли бы работать», — к такому выводу пришли исследователи Superjob.
Отсюда вытекает следующая причина начавшегося кадрового голода.
Популярность самозанятости
Чтобы быстро восстановить рынок после ковидных ограничений, государство начало активно поощрять молодых предпринимателей и призывать их оформлять статус самозанятых. Новый налоговый режим пришелся по нраву начинающим бизнесменам — у него самая низка ставка (4% на доход от физлиц и 6% - от юрлиц) и упрощенная система регистрация бизнеса. Однако результаты оказались неожиданными.
С одной стороны, новый налоговый режим способствовал обелению сферы предпринимательства. Теперь мастера, ремесленники и другие бизнесмены начали выходить из тени и работать официально, уплачивая налоги.
Самые популярные области, в которых трудятся самозанятые, это ремонт - 15,9 % (ремонт квартир, бытовой техники, сантехнический и проч.), косметические и парикмахерские услуги – 11,7 % (парикмахер, косметолог, стилист и др.) и авто – 11,4 % (перевозка грузов и пассажиров, автосервис, мойка и проч.).
Но с другой стороны, преимущества «самозанятости» оказались настолько привлекательны, что в эту сферу начали массово уходить люди из реального сектора производства. В том числе новым налоговым режимом воспользовались работодатели из сферы услуг.
«Как самозанятость лишает реальный сектор персонала? — рассказывают эксперты центра. — Токаря, например, на завод нельзя нанять как самозанятого, а курьера в сервис доставки можно. С зарплаты токаря работодателю нужно будет заплатить около 30% обязательных налоговых отчислений, а с зарплаты самозанятого курьера — нет. За счет сэкономленных на налогах денег вполне можно поднять зарплату неквалифицированному курьеру и сделать ее выше зарплаты квалифицированного токаря на заводе».
В итоге сотрудники реального сектора все чаще переходят в сферу услуг, ведь здесь ниже ответственность, выше зарплата, а квалификация совсем не обязательна.
Изменилось поведение соискателей
Согласно исследованиям Superjob, чаще всего работу ищут уже работающие люди. Современные соискатели согласны уйти с прежнего места труда, если только новое будет более комфортным и высокооплачиваемым.
По данным центра, число соискателей, не имеющих работы, за два года уменьшилось в два раза. В 2022 году их было 74%, а сегодня — 34%.
Это подтверждает и удивительно низкий уровень безработицы, который достиг невиданных до этого низких значений — 2,6% по данным Росстата на апрель 2024 года.
В связи с этим нынешние соискатели начали чаще публиковать резюме в закрытом доступе, чтобы скрыть свои намерения от руководства и кадровиков.
К поиску работы люди стали относиться более избирательно, перед этим тщательно изучая потенциальных работодателей. По этой причине отклик на вакансии значительно снизился.
Исследователи центра также отмечают, что изменилось не только поведение соискателей, но и их возраст. Он повысился на 2-5 лет. Например, в 2023 году средний возраст архитектора был равен 36 годам, а сегодня — 40. Возраст администратора магазина так же увеличился с 35 до 40, а кассира — с 35 до 37 лет.
Требуется больше времени и усилий
Представители работодателей заявляют, что набрать сотрудников стало еще дороже и дольше. По их оценке, сегодня квалифицированного рабочего нанять так же сложно, как и руководителя: сроки подбора сравнялись всего за год.
Именно вакансии квалифицированных рабочих сейчас — одни из самых сложных в работе. Срок их закрытия за год вырос почти на 70%.
«Подбор на одну позицию квалифицированного рабочего по оценкам представителей работодателей длится в среднем 32 дня, хотя в 2022 году требовалось всего 19 дней. Этот срок включает просмотр 34 резюме соискателей и 8 собеседований с кандидатами», — приводят статистику в центре.
Также большинству компаний пришлось существенно повысить зарплаты своим сотрудникам, чтобы удержать их на рабоче месте. По информации Superjob, менее, чем за полгода, 57% компаний повысили или проиндексировали оклады своим работникам, а каждая пятая организация пересмотрела зарплаты от 6 до 12 месяцев назад.
Когда рынок труда сможет «насытиться»
У каждого ведомства на этот вопрос свой ответ. По прогнозам порталов по поиску работы, к 2030 году на рынок труда выйдут дети поколения «миллениалов», которые обеспечат приток сотрудников в 2,6 млн человек.
Данные Росстата далеко не такие оптимистичные. По их прогнозам, через шесть лет граждан 30-39 лет (самой востребованной и активной на рынке труда возрастной группы) станет меньше на 6,3 млн.
В Superjob считают, что сегодня, в условиях быстро меняющихся условий труда, прогнозировать будущее рынка труда бессмысленно:
«Мы в Superjob исходим из того, что ни один прогноз ни одного эксперта на пять лет вперед не сбылся. Это касается и цен на нефть, и последствий ковида, и курса доллара, и рынка труда в том числе. Именно поэтому мы говорим о том, что происходит с рынком труда сейчас и что нас ожидает нас в ближайшие 2-3 года».
Самое важное - в нашем Telegram-канале