Экономика

А у вас какая стадия кризиса?

16 сентября 2008 года мировой финансовый кризис докатился до России. В этот день год назад стоимость акций крупнейших российских компаний упала сразу на 20—30%, значительно уменьшились индексы РТС и ММВБ. С кризисом мы прожили ровно год и, по всей вероятности, не скоро с ним разойдемся. Сегодня руководителями страны, министрами и прочими ответственными лицами много говорится о том, что мы "нащупали дно", что "нижняя точка пройдена" и т. д. Однако полной уверенности в этом нет. Мы поинтересовались у наших экспертов, руководителей предприятий из различных отраслей: а у вас какая стадия кризиса?

Анна Радцева,
владелица агентства знакомств "Судьба":

Мы буквально ползаем по дну. Закрываться не собираемся, но работа идет очень тяжело. Клиентов стало в четыре раза меньше. Люди пугаются цен — раньше такого не было.

Владимир Горбачев,
региональный директор компании "Холидей":

Мы потихоньку выбираемся из кризиса: в июле открыли новый магазин, в октябре планируем открыть еще два небольших магазина. Мы ориентируемся на людей, чьи доходы сократились — кто-то потерял работу, кто-то не потерял, но стал зарабатывать меньше. Конечно, трудности были, но крупным компаниям пережить их гораздо легче, чем мелким.

Александр Гуков,
руководитель фермерского хозяйства
(Ключевский район):

На мой взгляд, сегодня агропромышленный комплекс вошел в пиковую стадию. Те хозяйства, которые в предыдущие годы работали эффективно, смогут пережить этот период. Но себестоимость пшеницы уже превысила цену реализации продукции. Это стало результатом не только финансового кризиса, но и кризиса перепроизводства. Помимо того что спрос на зерно и муку упал, в сельском хозяйстве появилось большое число крестьян, которые могут произвести серьезные объемы зерна. Уровень грамотности фермеров в области растениеводства повысился, и они начали выращивать больше пшеницы, не учитывая потребности переработки. В вопросе производства зерна не хватает плановой политики. Мы же не можем знать в масштабах всей страны, сколько зерна востребовано и, соответственно, какой объем мы должны произвести.

В следующем году, я думаю, напряжение на рынке зерна только усилится. Это будет отражаться на людях, которые заняты в сельском хозяйстве. Чтобы выполнять условия тех же регламентов по господдержке (отсутствие долгов по зарплате, ее повышение и т. д.), хозяйствам придется сокращать количество сотрудников. Не стоит скрывать и то, что провалилась программа развития ЛПХ. Как только закупочные цены на молоко и мясо в частном секторе достигли критичного дна, люди начали резать скот. Из-за чего фуражное зерно, которое раньше шло на корма в личных хозяйствах, осталось невостребованным. Но в дальнейшем придется как-то восполнять снижение производства мяса. Сегодня надо в усиленном режиме поддерживать животноводство, за счет которого поднимется спрос на фуражное зерно.

Александр Зыбин,
генеральный директор "Барнаульского
пивоваренного завода":

Я думаю, кризис сейчас входит в стадию зрелости. Ранее эксперты прогнозировали, что он будет продолжаться три-пять лет, и я склонен согласиться с этим сценарием. Пока же мы имеем на пивном рынке значительное снижение продаж: пиво не относится к товарам первой необходимости, а люди уже научились тщательнее считать свои деньги. По сравнению с прошлым годом сейчас мы наблюдаем отрицательную динамику потребления на всем пивном рынке. Вместе с тем отдельные его сегменты наименее подвержены пагубному воздействию кризиса. В частности, у нашего завода в линейке есть сорта продукции нижнего ценового сегмента, которые позволяют предприятию развиваться и в столь сложный период. Немаловажно и то, что мы успели до начала кризиса закончить реконструкцию. Если бы мы немного затянули с этим процессом, то привлеченные финансовые средства оказались бы для "БПЗ" более дорогими.

Владимир Завьялов,
руководитель фермерского
хозяйства (Михайловский район):

Сложно сказать. Если сегодня наивысшая стадия спада цен на зерно, то кризис в самом разгаре. Если будет дальнейшее их снижение, то наивысшей точки кризиса сельское хозяйство еще не достигло. Мы, как никто другой, зависим от монополистов в лице переработчиков, мы не можем диктовать цену на свою продукцию. И сегодня государство не вмешивается в наши отношения, хотя именно оно должно здесь выступить в качестве рефери. Покупатель прекрасно знает, что сегодня сельхозпроизводителю некуда деться, что ему придется реализовать зерно для погашения кредитов. Кроме того, кризисной проблемой стали заемные средства. Банки не готовы выделять долгосрочные кредиты. Пять лет назад я возделывал 70 га, а сегодня обрабатываю 4,5 тыс. га. И я не отказываюсь от земли, но она начинает меня "душить". Чтобы она стала рентабельной, мне надо в нее вкладывать.

Татьяна Романова,
директор компании "Алтай-парк":

На наш бизнес в этом году в большей мере оказали влияние погодные условия. Настоящего теплого лета не было в принципе, а оно является для нас основным рабочим сезоном. Поэтому посещаемость сократилась на 20% к уровню прошлого года. При этом прошлогодний сезон мы закончили со среднестатистическими показателями. Наши коллеги из других регионов говорят о том же.

Кредитные ресурсы на пополнение оборотных средств нам пришлось задействовать весной. С этим проблем у нас не возникло. Конечно, хотелось, чтобы ставки были пониже, но когда компании нужны деньги, то приходится соглашаться на существующие условия.

В следующем году мы не ожидаем подъема, но и резкого падения не будет. Рынок замрет. Даже если погода будет благоприятствовать, то люди попытаются придержать свои деньги. И дело не в том, что кто-то начнет экономить на детях, а в том, будут ли у людей деньги в принципе. Оптимизма пока нет. Но дорогу осилит идущий. Поэтому мы думаем об открытии новых площадок, расширении перечня аттракционов. Парковый бизнес не терпит застоя.

Юрий Гатилов,
генеральный директор компании "Жилищная инициатива":

В принципе строительная отрасль перманентно сталкивается с какими-то проблемами: то с законодательными нюансами, то с бюрократическими препонами, то с завышенными ожиданиями производителей стройматериалов… Нас всегда держат в тонусе, поэтому к кризису многие строители морально были готовы. Тех, кто оказался не готов, вышибло с рынка. Но в крае, слава богу, обошлось без серьезных волнений дольщиков и т. д. В этом, я считаю, заслуга единства нашего строительного комплекса. Безусловно, есть строительные компании, которые стали банкротами, есть прекратившие свое существование. Отдельные застройщики некорректно ведут себя на рынке, довольно жестко демпингуя. Хотя осуждать их я тоже не буду, поскольку неизвестно, что всех нас ожидает.

Елена Клюшникова,
директор компании "Интелека":

Интернет-провайдеры по всей России особо кризис не почувствовали. У нас тоже крупных проблем не было. В ноябре-декабре возникали задолженности, но только у юридических лиц. Мы переориентировались на работу с физическими лицами. Планировали сделать это еще до кризиса, и начало реализации данной маркетинговой политики совпало с началом экономического спада.

Юрий Бетеньков,
руководитель некоммерческого партнерства
"Союз перевозчиков Алтая" и транспортной компании "Алтай":

Падение объема грузоперевозок автотранспортом достигло 30% в январе текущего года. С тех пор ситуация держится на одном уровне. Кроме того, наши клиенты стали хуже рассчитываться. Это касается и производителей, и продавцов. Мы не можем воздействовать на людей, которым попросту отказали в кредите. Мы пытаемся перекредитоваться и ждать, когда с нами все-таки рассчитаются. Улучшение касается только того, что клиенты начали обнадеживать нас обещаниями.

Клиенты, которые занимались строительной техникой или стройматериалами, пострадали в большей мере. В их товаре просто нет потребности, поэтому и объем перевозок таких грузов сократился больше всего. В этом году мы не вывезли из Алтайского края ни одного мини-завода или станка. Если предприятие располагало техникой для перевозки таких грузов, то их объемы упали на 50%. Если в парке у компании рефрижераторы, то снижение у нее 15-20%.

Есть информация, что объем ввозимых в Россию магистральных тягачей в этом году сократился на 95%. Это приведет к тому, что после восстановления рынка и при его росте сформируется явный дефицит техники. Его либо закроют российские машины, либо определенный поток товаров будет с опозданием приходить к месту назначения. Тогда мы увидим, к чему привел этот год стагнации.

Артем Поломошнов,
финансовый директор
комбината "Меланжист Алтая":

Наш рынок еще не достиг дна. Текстильные предприятия по России закрываются одно за другим. Ситуация реально очень тяжелая. Спрос упал в разы, особенно на нашу профильную продукцию — спецодежду. Когда стоит промышленность, спецодежда никому не нужна. На домашнем текстиле люди тоже начали активно экономить. Старая простынz или полотенце никого не пугают, намного важнее купить, образно говоря, кусок хлеба. И такая ситуация прекратится, только когда начнется реальный рост экономики и доходов ее субъектов.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость