Экономика

А у вас появился посткризисный оптимизм?

Многие исследовательские институты и серьезные экономические издания страны пытаются различными способами измерить настроения предпринимателей. При этом они пользуются различными методами сбора информации — как научными, так и узкопрофильными, то есть журналистскими. Мы тоже решили внести свой вклад в формирование барометра предпринимательского настроения.  Поскольку различные отрасли и рынки по-разному переживали кризис и по-разному сегодня выходят из него, мы попросили наших читателей ответить на вопрос: "А у вас появился посткризисный оптимизм?"

Владимир Емелин,
руководитель компании "Плавыч":

А как же жить без оптимизма? К выходу из любого кризиса необходимо готовиться еще до его наступления. Кризис — это обычный виток спирали, по которой развиваются общество и экономика. Мы еще до его наступления запланировали закупку нового оборудования, реконструкцию. Заканчивали все эти процессы уже во время кризиса. Конечно, мы чувствовали снижение покупательской способности населения. Ведь мы работаем в низкоценовом сегменте, а денежная масса у людей сократилась до такой степени, что все ощутили снижения спроса. Это важный показатель. Но, учитывая, что география наших продаж простирается от Калининграда до Чукотки, мы смогли компенсировать падения продаж в одних регионах за счет роста других. Сейчас объемы понемногу растут.

В пиковый период обострялись хронические проблемы с неплатежами у наших дистрибьюторов. Сейчас неповоротливые партнеры покинули рынок, а с теми, кто хочет жить на нем, мы восстанавливаем отношения. Надо признать, что кризис очистил рынок. Он позволил нам выявить и собственные слабости. Поэтому сейчас наша деятельность становится более эффективной.

Игорь Дураманов,
директор гостиницы "Центральная":

Мы всегда стараемся не терять оптимизма. Но ситуация в последнее время действительно улучшилась по сравнению с пиком кризиса. В первую очередь у нас повысилась заполняемость гостиницы, для нас этот показатель — основа основ. Соответственно, возросла и выручка. Сейчас по уровню заполняемости мы совсем немного недотягиваем до предкризисного времени, может быть, процентов 10.

Когда различные организации максимально урезают свои расходы, сокращают кадры, то люди в командировки не ездят. Сказывается и тот факт, что сегодня, в век новых технологий, многие компании переходят на заключение договоров по Интернету. А это значит, что человек опять же в командировку не едет. Но в последнее время экономика оживилась — и число наших гостей возросло. Хотя массовых мероприятий, например спортивных, в Барнауле по-прежнему проводится мало.

Сергей Исаев,
генеральный директор компании "Алтаймясторг":

Мы сейчас хорошо развиваемся, получили господдержку, открыли производство. Но в свете будущего повышения налогооблагаемой базы сложно сказать, что я испытываю посткризисный оптимизм. На любом уровне сегодня происходит серьезное давление на малый и средний бизнес. Появляются новые нормативы по налогам и другим платежам. Государство обозначило свою политику, направленную на повышение сбора налогов. Но сейчас и без этого происходит удорожание, например, электроэнергии и других тарифов, транспортных сборов. Да, в кризисный период были рыночные меры, которые реально поддерживали малый бизнес, но они носили кратковременный характер. Банки снизили ставки, поскольку работают на конкурентном рынке, и в последние два месяца буквально набросились на клиентов. Однако я не могу сказать, что содержание кредитов является ключевой затратной частью для малых и средних предприятий.

Когда экономика начала оживать, а это очень хорошо прослеживается по состоянию малого бизнеса, государство начало генерировать предложения по увеличению нагрузки на него. Я не против цивилизованного рынка, но существовать при таких налоговых ставках, которые задает государство, и испытывать при этом оптимизм очень сложно.

Виктор Левин,
директор пчеловодческого хозяйства "Таежный мед":

Оптимизм в нашем деле часто подводит. Есть много факторов, которые от нас не зависят. Например, в этом году у нас все было готово для того, чтобы собрать нормальный объем меда, прогнозировали 34 тонны. Но из-за неблагоприятных погодных условий мы получили на 30% меньше — 20 тонн. Поэтому в прошлом кризисном году нам было даже легче, чем в этом. Оптимизм, конечно, все равно у меня присутствует. Ведь человек не может жить без надежды на лучшее.

Максим Смольников,
генеральный директор фирмы "Компания „Еврострой“" (Заринск):

Конечно, появился. В этом году произошло много событий, которые дают основания верить в лучшее. Во-первых, я прошел образование по губернаторской программе подготовки управленческих кадров, получил много новых знаний. Там учат думать в правильном направлении, и это помогает двигаться вперед. Я познакомился с сотней таких же предпринимателей, с которыми в сложный момент можно посоветоваться или обратиться к ним за помощью. Во-вторых, в этом году наше предприятие открыло филиал в Нижнем Новгороде. Мы входим в десятку лучших дилеров компании "Консиб", которая открыла завод по производству пластиковых окон в этом городе. Мы привезли в Нижегородскую область сибирскую технологию монтажа окон, которая, как выяснилось, очень там востребована. Планируем мы в ближайшее время открыть филиалы в Орле и Казани — там также ожидается запуск производства "Консиб". Говорят, в этом году зима будет такая же суровая, как и в прошлом. А это значит, что пластиковые окна будут пользоваться спросом.

Алла Кровякова,
индивидуальный предприниматель (Барнаул):

Оптимизм? Хотелось бы. Но где ж его взять? В силу своего характера я, конечно, стараюсь не унывать, но делать это сложно. Посткризисных улучшений в моем торговом бизнесе пока нет. Я бы сказала, что идет стагнация. Хотя если сравнивать с теми же бюджетными работниками, то у меня ситуация еще терпимая.

Ольга Ришко,
руководитель туркомпании "ГЛЭМ-тур":

У нас оптимизм пропадал на время, примерно на год, — с октября 2008-го до октября 2009 года. Тогда наблюдался пониженный спрос и по числу клиентов, и по стоимости туров. Но осенью прошлого года ситуация стала исправляться. И уже этим летом мы вышли на докризисные объемы, а по некоторым направлениям (Турция и Египет) продажи даже возросли. Сегодня уже полноценно бронируются туры в Таиланд, причем на ноябрь, на новогодние туры. Когда есть глубина продаж, это значит, что спрос будет устойчивым. Сегодня люди планируют отдых на полтора-два месяца вперед. А в кризисный период туры покупались за две-три недели.

Геннадий Малков,
директор агентства недвижимости "Дом":

Говорить о посткризисном оптимизме можно только после окончания кризиса. А этого пока не произошло. На данный момент просто одна фаза кризиса сменилась другой. Речь идет не только о рынке недвижимости, но и об экономике в целом. Наш рынок — это лакмус, который отражает состояние экономики. Большое количество выстроенного жилья никому не нужно, несмотря на снижение цен. Это говорит о том, что у людей нет денег, нет ощущения перспективы. Поэтому, например, Сбербанк вынужден организовывать огромные мероприятия вроде "Жилищного фестиваля", чтобы хоть как-то продвинуть кредиты. Деньги у населения есть, но люди не рискуют, предпочитая не отпускать свои сбережения в экономику, а хранить их на депозитах с минимальными процентами. Это говорит о том, что серьезных подвижек к окончанию кризиса не произошло.

Юрий Музюкин,
директор компании "Эко-Стандарт":

Я и кризисного оптимизма не ощущал. Проблемы в экономике не сказались на объемах вывоза мусора, наоборот, с каждым годом его все больше и больше. Кризис — это отсутствие свободных денег. Мы с подобным не сталкивались. Более того, к нам не потеряли интерес инвесторы — во всяком случае, наша головная компания "Эко-Система" готова вкладывать деньги в утилизацию и транспортировку отходов в Барнауле. Кстати, в кризис мы не ощутили большого притока свободной рабочей силы,  о котором говорили в СМИ. Я не заметил, что после череды увольнений специалисты с высшим образованием ринулись к нам в водители.

Тенгиз Данелия,
генеральный директор клуба-ресторана "Камелот":

Какой в нашей ситуации может быть оптимизм? Малый бизнес, несмотря на все громкие слова о поддержке, просто зажимают. А ведь уже всем давно ясно, что без малого бизнеса нет никакого развития. Должно быть достаточно частных предпринимателей, которые зарабатывают, ну, предположим, до 100 тыс. рублей в месяц. И их государство должно поддерживать, а не душить проверками, тем более после тяжелого кризиса.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость