Экономика
Erid: F7NfYUJCUneP31h4DEFe

Адаптируйся или проиграешь. Барнаульская компания «Мартика» отвечает на вызовы времени

Как развиваются частные заводы, не связанные с государственными и оборонными заказами? Казалось бы, растущие издержки, дефицит кадров и трудности с оплатой зарубежных поставок должны были поставить крест на их развитии. Однако частные компании технично обходят препятствия и проявляют чудеса адаптивности. В компании «Мартика», производителе товаров для дома из пластмасс, рассказали, как это происходит.

Компания «Мартика» выпускает несколько сотен наименований продукции.
Компания «Мартика» выпускает несколько сотен наименований продукции.
Фото: Анна Зайкова.

Ассортимент под лупой

Сергей Толмачев.
Фото: Дмитрий Лямзин.

Сергей Толмачев, коммерческий директор:

— Наш рынок сильно трансформируется — и, увы, не в лучшую для нас сторону.

Меняются наши российские клиенты. Одни отказались от планов расширения складов и берут у производителей только товары с высокой оборачиваемостью. Другие работают лишь с давними партнерами, к которым привязаны бонусными программами.

Меняются и зарубежные контрагенты. Наши традиционные экспортные рынки — Казахстан и Армения. В Центральной Азии встают на ноги свои производители товаров для дома из пластмасс, а в Армении теряют интерес к товарам из России.

Что делаем мы? Меняемся сами. Компания «Мартика» выпускает несколько сотен наименований продукции, и с ассортиментом мы работаем самым тщательным образом.

Во-первых, разрабатывая и запуская новинку, анализируем, принесет ли она прибыль и сможет ли подвинуть конкурента на полке. Битва за полку — ключевой вопрос. Нужны товары с особым набором свойств, которые отличают нас от конкурентов и заинтересуют рынок.

И здесь есть результаты. Только в этом году мы запустили несколько новинок, обеспечивших повышенный интерес. Например, салатники квадратной формы со скругленными углами. Их новая оригинальная форма стильно смотрится на любой кухне, тем самым расширяя сферу применения — не только в дачный сезон. Или раздвижной лоток для столовых приборов. Кухни сегодня, как правило, нестандартные, а наш лоток впишется в любой шкафчик.

Во-вторых, мы скрупулезно работаем с низкорентабельной частью ассортимента. Анализируем прибыль по каждой позиции и по каждому клиенту. Если видим, что перспектив улучшить результат нет, то плавно и органично замещаем товар на более рентабельный.

Третье важное направление — онлайн-торговля. Этот канал продаж растет, и мы запустили службу работы с маркетплейсами. Онлайн-торговля товарами «Мартики» набирает обороты.

Репутация как фактор

Анна Морозова.
Фото: Дмитрий Лямзин.

Анна Морозова, финансовый директор:

— Затраты на сырье, логистику, обслуживание кредитов и оплату труда за последние 12 месяцев повысились процентов на 15-30. А повышать цены на нашу продукцию такими же темпами мы не можем: контракты с сетями дают возможность менять цену не чаще, чем раз в полгода.

Как работает финансовый блок компании? Финансирование текущей деятельности осуществляем по рыночным, то есть высоким, ставкам. Но «Мартика» — крупный клиент с хорошей репутацией, и банки, конкурируя за нас, готовы «подвинуться» и снизить ставки. Переговоры об этом мы ведем постоянно.

Что касается инвестиций, то в этом году «Мартика» заключила договор об инвесткредите по одной из льготных госпрограмм и как раз сейчас закупает оборудование. Это позволило нам не менять инвестиционные планы.

Отдельный вопрос — о трудностях трансграничных переводов. Термопластавтоматы (наше основное оборудование) компания закупает в Китае. Весной платежи стали задерживаться. Прежние каналы оплаты перестали функционировать, и мы нашли новые.

С сожалением констатируем: размер комиссии у агентов, осуществляющих трансграничные платежи, растет. Радует, что наши многолетние китайские партнеры доверяют «Мартике» и поставляют оборудование, несмотря на проблемы с оплатой. Репутация — то, что работает на нас.

Роботы помогают

Тимофей Молчанов.
Фото: Анна Зайкова.

Тимофей Молчанов, технический директор:

— Результат работы зависит и от того, как мы управляем затратами. Поэтому мы систематически реализуем проекты с использованием инструментов бережливого производства. Но не только.

Каждая наша новация сокращает издержки. Так, изделие «Дорожный набор» раньше комплектовалось на сборочном участке, для чего создавался запас продукции для сборки. Теперь комплектуем его прямо у термопластавтомата. Тем самым исключили потери на дополнительную обработку и снизили запасы.

Ключевым направлением остается роботизация. Уже сегодня доля автоматов, оснащенных роботами, превышает 30%, к концу года доведем ее до 50%. Роботы сокращают потребность в людях и повышают производительность труда. В ряде случаев один оператор может обслуживать пять автоматов — раньше он справлялся только с двумя.

На 2025 год запланировали новый проект: централизованную подачу сырья. Она позволит исключить труд грузчиков на отдельных этапах и высвободит площади. Мы сможем использовать их более эффективно.

Очередь из желающих

Екатерина Лебедева.
Фото: Дмитрий Лямзин.

Екатерина Лебедева, руководитель отдела по работе с персоналом:

— Ключевые факторы, по которым человек принимает решение работать в организации, это размер зарплаты и условия труда.

Сначала о зарплатах. Дефицит кадров стимулирует рост зарплат на рынке, мы тоже их повышаем. Но делаем это аккуратно: одна группа должностей, вторая, третья. Иногда не принимаем нового работника, а его обязанности перераспределяем. Сотруднику, исполняющему обязанности коллеги, доплачиваем 30%.

Об условиях. В этом году провели опрос среди сотрудников на тему «что их устраивает и не устраивает». Оказалось, важна доставка из дома на работу и спецодежда. Учли пожелания, расширили маршруты бесплатной доставки. И экспериментируем со спецодеждой: наш сотрудник должен чувствовать себя в ней комфортно.

Об обучении. Мы принимаем работников с небольшим опытом или вовсе без него — такова реальность. Поэтому расширяем систему наставничества и стимулируем работников повышать квалификацию. Наладчикам, например, доплачиваем за каждую разновидность оборудования, которое они научились настраивать.

Ну и, конечно, делаем все, чтобы о компании «Мартика» узнало больше людей. Приглашаем на практику учащихся колледжей и студентов вузов. Проводим экскурсии для школьников и семей сотрудников. «Семейные визиты» на завод в этом году имели большой успех: многие так хотели посмотреть, где работают их близкие, что выстроилась целая очередь из желающих.


Самое важное - в нашем Telegram-канале

  • Реклама
  • ООО «Мартика»

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Рассказать новость