Экономика

Альберт Колесников: "Нам надо поскорее рассчитаться с банками"

Истинное положение дел на одном из крупнейших промышленных предприятий края — "Алтайвагоне" — долгое время оставалось тайной за семью печатями. Такое молчание было вполне закономерным. Когда рынки растут, а объемы производства продукции увеличиваются из месяца в месяц, директора заводов становятся открытыми и разговорчивыми. Как только наступил кризис, большинство руководителей и владельцев машиностроительных предприятий дали обет молчания.

Альберт Колесников полагает, что рынок вагоностроения находится в начале подъема.
Альберт Колесников полагает, что рынок вагоностроения находится в начале подъема.
Анна Зайкова

В итоге с "Алтайвагона" в течение прошлого года приходила противоречивая информация. Завод якобы несколько месяцев простаивал, рабочих сократили, да еще и акционеры между собой переругались. Но, видимо, кризис постепенно проходит, а вместе с ним уходит и информационный вакуум. На прошлой неделе генеральный директор холдинга "СДС-Маш" Альберт Колесников встретился с корреспондентом газеты "Ваше дело" и ответил на вопросы о своем ключевом активе. 

Вернуть рабочих

— Альберт Иванович, мы с вами беседуем фактически через несколько дней после годового  собрания акционеров "Алтайвагона". Уже появилась информация, что по итогам 2009 года второе по объему производства промышленное предприятие края получило убытки в размере 614 млн. рублей. Она соответствует действительности?

— Да.

— И как вы оценивает такой результат?

— Как я его могу оценивать? Как очень плохой.

  — Даже несмотря на то, что 2009 год прошел под знаком кризиса?

— Это ничего не меняет. Могли бы сработать и лучше. Конечно, кризис был серьезный, и он в машиностроении еще далеко не кончился. Но руководству предприятия надо было искать пути выхода из сложного положения, а не сокращать первым делом людей. Я считаю, что мы, собственники завода, вовремя вмешались в ситуацию, иначе могли вообще потерять "Алтайвагон" или потеряли бы многих квалифицированных специалистов. Ведь у нашей промышленности менталитет какой?

— Какой?

— Очень простой! Уволить человека просто, а вернуть на завод крайне сложно. Нельзя людей на долгое время оставлять без работы. Хороший специалист, если его уволить, быстро устроится на другое предприятие. Средний уйдет на шабашку, а слабый народ либо начнет тунеядничать, либо запьет. К сожалению, так было, есть и будет.

И поэтому когда я в июле приехал в Новоалтайск, то поставил перед собой самую сложную задачу — вернуть рабочих (станочников, сварщиков и других специалистов) на "Алтайвагон" и загрузить их делом.    

— За счет чего это вам удалось?

— Мы использовали возможности нашего многоотраслевого холдинга "СДС" ("Сибирский деловой союз"). У нас есть специализированная экспедиционная компания "Новотранс", у нас есть угольная компания "СДС-Уголь". Поэтому мы решили, что нужно производить вагоны для нашего дочернего предприятия, которое будет заниматься транспортировкой нашего же угля. Я обратился к президенту холдинга Михаилу Юрьевичу Федяеву с просьбой рассмотреть такую возможность. И он очень быстро принял положительное решение.

— Вы рассказываете сейчас о проекте, который пытались реализовать с кредитной помощью Сбербанка в размере 1 млрд. рублей?

— Да. Но кредит нам, по сути дела, не потребовался. Обошлись внутренними ресурсами. При этом брать кредит у Сбербанка изначально было большой ошибкой. Логика принятия такого решения была для меня непонятна. Сначала людей сократили, а затем пошли в банк и попросили денег, чтобы начать работу. А чем отдавать, спрашивается?   

— Так Сбербанк и не дал вам этот миллиард…

— Правильно, не дал. Но это и не важно, давали другие. Например, банк ВТБ предлагал деньги. Но мы уже сами отказались, поскольку понимали, что кредитную нагрузку предприятие не выдержит. Да и процент сумасшедший —
20 с лишним. Когда в июне прошлого года ВТБ предложил нам подписать кредитный договор, я заглянул в документы — мама дорогая! Мы уже одних процентов платили тогда 30 млн. рублей в месяц. А если бы еще взяли кредит 500 млн. рублей, то дополнительных 7 млн. было бы процентов. В таких условиях можно было бы работать только для того, чтобы банк кормить, и постепенно подвести предприятие под банкротство. Вот и все.

— А сейчас какова кредитная нагрузка у "Алтайвагона"?

— По-прежнему очень высокая — 2 млрд. рублей. За прошедший квартал мы ее чуть-чуть сократили — лишь на 60 млн. Но этого мало. Для нормальной работы предприятия надо с банками скорее рассчитаться.

Бумага все стерпит

— Какие-то результаты работы "Алтайвагона" в I квартале вы можете сейчас озвучить?

— Да. Мы получили по итогам января – марта чистую прибыль в размере 180 млн. рублей. Правда, второй квартал будет для завода сложнее. Повысилась рыночная цена на металл, и это непременно отразится на доходах предприятия. Ожидаем, что прибыль будет небольшой и составит примерно 50–70 млн. рублей. Всего же в этом году на "Алтайвагоне" и в "Кузбасской вагоностроительной компании" (она также входит в структуру "СДС-Маш") мы планируем выпустить 9050 вагонов. В прошлом году было произведено всего 3855  вагонов.

— Получается, что антикризисная программа на "Алтайвагоне" есть и достаточно эффективная?

— Вы знаете, я плохо представляю, что такое антикризисная программа. Написать можно все что угодно, бумага все стерпит. Сейчас такие красивые бизнес-планы рисуют — только деньги заплати. На мой взгляд, своеобразная программа действий должна быть в голове у любого руководителя. И не важно, кризис на дворе или нет. Директор завода должен знать ответы на пять вопросов. Первый — как обеспечить свое предприятие заказами. Второй — как повысить производительность труда. Третий — как приобрести новое оборудование. Четвертый — как использовать новые технологии. И пятый — как повысить зарплату своим работникам. Вот и вся антикризисная программа.

Величко и Хачатурян

— Есть еще одна тема, которую никак нельзя обойти. Это конфликт акционеров, который разгорелся на "Алтайвагоне" летом прошлого года. Тогда двое из них — Виктор Величко и Сергей Хачатурян — собрали пресс-конференцию и обвинили холдинг "СДС" в том, что его руководители пытаются совершить рейдерский захват предприятия.

— Объясняю. Конфликт закончился. Виктор Иванович Величко в начале этого года продал принадлежавшие ему акции "СДС-Маш" холдингу "СДС". Холдинг приобрел их по цене, которая устроила всех. Причем расстались мы с Величко абсолютно бесконфликтно. Что касается Хачатуряна, то он остается акционером предприятия.

— Но Хачатурян говорит, что вы у него украли акции.

— Он может говорить все что угодно. Никто ничего у него не крал. Он был и остается акционером завода.

— Странная получается ситуация: Хачатурян обвиняет холдинг "СДС" в воровстве, а вы никак на это не реагируете.

— А почему мы должны реагировать? Перед кем мы должны отмываться и за что? Завод сегодня работает, начинает выходить из кризиса. Получена прибыль по итогам I квартала. А нас обвиняют в развале предприятия! Это абсурд. 

— Правда ли, что Хачатурян сейчас не допускается на завод?

— На заводе регулярно проводятся собрания акционеров, в которых он лично принимает участие.

— Можно ли сказать о том, что конфликт акционеров повлиял на финансовый результат работы "Алтайвагона" в 2009 году?

— Нет, не повлиял. Отрицательный финансовый результат — следствие мирового кризиса.

— А если Хачатурян сейчас придет и предложит вам купить у него оставшийся пакет?

— Насколько мне известно, с таким предложением он не обращался. Если будет от него предложение, то, как поступят акционеры, я не знаю.

— В прессе прошла информация, что сегодня "Алтайвагон" принимает заказы только на IVквартал. Она соответствует действительности?

— Скажу вам больше. Мы даже на IV квартал будем рассматривать заказ и принимать по нему решение в каждом отдельном случае. Но это касается в большей степени заказов на полувагоны. На второй и третий кварталы их производство у нас полностью загружено.

О чем еще рассказал собеседник

О техперевооружении

— Сейчас наш рынок находится в начале подъема. И то, что мы начали планомерно и последовательно проводить здесь техперевооружение, это правильно. Очень вовремя мы наладили производство крупного литья в рубцовском филиале. Ко Дню машиностроителя откроем цех по производству колесной пары. Возобновили мы и производство вагон-цистерны. В апреле произвели 10 таких вагонов, в мае уже 60. Причем мы немного опоздали с возвращением на этот рынок. Вот Рузаевский вагоностроительный завод специализируется на этом направлении и в кризис даже нарастил объемы производства. Потому что спрос на цистерны оставался высоким.

О договоре с американцами

— Мы завершили важный этап переговоров с двумя американскими компаниями. Будем создавать совместное предприятие. Наша цель — построить для отечественного рынка другую, более высококачественную и многофункциональную тележку. У американских компаний имеется богатый конструкторский опыт. Одна из них производит тележки и занимает 20–25% североамериканского рынка. А вторая является лидером по производству всего железнодорожного транспорта Америки.

Кто такой Альберт Колесников

Альберт Иванович Колесников родился в 1952 году в городе Кемерово.  В 1979 году окончил горный факультет Кузбасского политехнического института. Трудовой путь начал с 1979 года горным мастером разреза "Черниговский". В 1986 году стал главным инженером разреза "Талдинский". С 1987 по 1998 год работал на руководящих должностях в угольном разрезе "Кедровский". Затем был избран вице-президентом, заместителем генерального директора компании "Кузбассразрезуголь".

В 2000 году Альберт Колесников становится генеральным директором ЗАО "Черниговец". Но вскоре уходит в политику, становится мэром города Березовский (Кемеровская область).  В 2008 году он вернулся в бизнес на должность первого вице-президента холдинговой компании "Сибирский деловой союз" ("СДС"), а с прошлого года генеральный директор "СДС-Маша".

Что мы знаем о холдинге "СДС-Маш"

Холдинговая компания "СДС-Маш" создана в октябре 2006 года. В настоящее время под ее управлением находятся предприятия Алтайского края и Кемеровской области: "Алтайвагон" (головная компания в Новоалтайске и рубцовский филиал), "Кузбасская вагоностроительная компания" (г. Кемерово, производство цистерн и платформ), "Электропром" (г. Прокопьевск, производство электрических машин постоянного тока), "Подземтрансмаш"
(г. Прокопьевск, ремонт шахтового оборудования). Совокупный объем годовой выручки предприятий оценивается в 22–23 млрд. рублей. Общая численность работников холдинга составляет 8900 человек.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость