Экономика

Александр Смирнов: "Площадь алтайского стенда можно было сократить на треть"

В марте делегация края побывала в Берлине на ITB-2010. О своих впечатлениях и размышлениях о целесообразности бюджетных трат рассказал Александр Смирнов, директор компании "Плот".

Александр Смирнов,
директор компании "Плот":

Краевая администрация уже четвертый год подряд берет в свои руки организацию этого мероприятия. И это, конечно, хорошо. Она на данный момент времени — консолидатор, создающий общую площадку, основной организатор (вместе с "Алтайской ярмаркой") технических моментов (стенд, визы, доставка рекламного материала из Барнаула и т. п.). Без подобной организационной и финансовой поддержки большинству наших туркомпаний участвовать в международной выставке было бы просто невозможно. Так как очень дорого. Участники выставки не платили за аренду стенда. Они оплачивали только свои накладные расходы: проживание в гостинице, дорогу, питание. Для сравнения: наши коллеги из Красноярска потратили порядка 200 тыс. рублей только за присутствие на стенде "Россия". В выставке принимали участие всего две алтайские туроператорские компании: мы и "Охота".

К плюсам еще можно также отнести планомерное формирование брэнда. Это важно. Но мне кажется, что акцент при этом нужно делать несколько на другом: нельзя делать ставку на так называемые понты. Стенд Алтайского края был больше, чем весь стенд Украины. Он в разы превосходил многие стенды американских штатов. Реальное количество участников и его площадь были, конечно, несоразмерны. Это неэффективно потраченные деньги, тем более для не очень богатого края. Можно было смело сократить площадь стенда минимум на треть. А сэкономленные средства направить в другое русло: на полноценную презентацию региона, создание качественного фильма, организацию рекламного тура на Алтай для представителей немецких турфирм и т. п. Как таковой презентации алтайского региона я не видел.

Вообще, презентация малораскрученного региона, каковым является Алтайский край, должна выливаться в отдельное мероприятие. В формате любой выставки для этого выделяется время. Готовить презентацию нужно заранее и в связке со всеми участниками. Администрация рассказывает о достоинствах и преимуществах региона: где мы находимся, зачем к нам нужно ехать, а туроператоры презентуют конкретный продукт. Я был на подобном мероприятии Красноярского края на Интурмаркете в Москве, там так оно и было. У нас подобной презентации не было, а ее нужно обязательно проводить.

О политическом моменте... У нас по-прежнему идет деление Алтая на два региона: Алтайский край и Республика Алтай. И стенда два. Хотя, конечно, правильнее было бы продвигать единый брэнд. Если сравнивать, то наш стенд был качественнее во всех позициях, кроме одной. У горноалтайцев выигрышнее были фотографии — с точки зрения динамичности и эмоционального воздействия. У нас фотоизображения были менее цепляющие.

Кроме фотоиллюстраций важно представить еще и правильный демонстрационный фильм. Фильм об Алтае был не совсем удачный. Если брать во внимание его главную задачу — привлечение туристов, то есть много замечаний. В нем показывается, например, озеро Яровое с неуютными и необустроенными пляжами и мутной водой. Это в рекламных целях делать категорически нельзя. А в Белокурихе видим почему-то не самое лучшее оборудование, хотя санатории обладают совершенной лечебной аппаратурой. Показана какая-то невзрачная ванна с лежащим в ней пенсионером. Около водоемов — столпотворение людей. То есть демонстрируется то, что обычно отталкивает туристов. 

Или взять сюжет о камнерезном заводе. Да, это интересный объект. Но нужно найти правильный ракурс. А в фильме, к примеру, показана ваза, но в кадре кроме нее и электрические провода, и невзрачные постройки. В туризме нет мелочей! Визуальный ряд должен быть безупречным. Поэтому дополнительным "магнитом" фильм не служил, а те посетители, кто его смотрел, раздаточный материал у нас не спрашивали. Ассоциация ведь понятна: что на экране, то и оператор предлагает. А мы предлагали совсем иной продукт. И в этом вопросе тоже хотелось бы большего взаимодействия с организаторами.

Еще один момент  — это большой каталог. Да, это добротное издание на трех иностранных языках. Но объем не для формата международной выставки! Многие зарубежные посетители не хотят брать большие и тяжелые каталоги. В них должно быть минимум текста и больше эффектных иллюстраций. На будущее целесообразнее издавать каталоги отдельно на каждом из основных иностранных языков. И нет смысла, на мой взгляд, размещать страницы с теми территориями, в которые иностранцы заведомо не поедут.

Конечно, начинать готовиться к таким выставкам нужно заранее. Причем всем ее участникам: и организаторам, и компаниям. Я, например, с себя вины не снимаю за неполноценную подготовку, за то, что у нас было недостаточное количество профессиональных посетителей. Нужно было заранее провести активную работу с потенциальными агентствами, которые могли нами заинтересоваться: разослать им письма, назначить встречи. Такой работы нами проведено не было. Соответственно и эффект оказался невысоким.

При этом важно, чтобы на таких выставках участвовало больше туроператоров. Если их будет мало, как в этом году, то эффект будет незначительным, совершенно не сопоставимым с затратами краевой администрации. А ехать многие представители турбизнеса не считают целесообразным. Выставки начинаются после зимнего сезона, когда многие наши компании "сосут лапу". Кроме того, с пустыми руками на выставку не поедешь, нужна полиграфия. Нам, например, она обошлась в 90 тыс. рублей. Плюс накладные расходы: виза, проживание, питание. Всего затрат около 160 тыс. рублей. Да и с иностранцами, учитывая сегодняшнее законодательство и бюрократические препоны, большинство операторов работать не хотят.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость