Соглашение с администрацией края подписали речные перевозчики ("Алтайречфлот", "Барнаульский речной флот" и "Бийский речной флот"), бизнес ("Бийский гравийно-песчаный карьер" ("БГПК")) и администрация Обского бассейна внутренних водных путей — федеральная структура, которая должна следить за состоянием "речных дорог".
И состояние этих путей специалисты оценивают как неудовлетворительное. Дело в том, что верховья Оби не очень хорошо приспособлены для судоходства. Если в сторону Камня-на-Оби от Барнаула глубина достаточная, то в другую сторону река широкая и мелкая. Чтобы там могли ходить грузовые баржи и теплоходы, нужно постоянно углублять дно и проводить другие путевые работы.
Дмитрий Коровин,
замначальника Главстроя:
Река — федеральная собственность, и полномочия по ее содержанию — федеральные. Но в последние годы финансирование нашего участка — ноль.
"В последние 20 лет дноуглубительные работы производились в минимально возможных объемах, а в 2014 году транзитные дноуглубительные работы впервые не проводились вовсе", — говорится в аналитической записке краевого транспортного управления.
Дмитрий Коровин,
замначальника Главстроя:
Четыре года руководство во все инстанции стучит, но пока дело не сдвигается. В этом году впервые пошли другим путем — вовлекли в этот процесс бизнес.
Сейчас речники собирают информацию о том, что предстоит сделать, "БГПК" — сколько щебня, песка и гравия может отгрузить и в каком направлении их нужно отправить. К июню эти данные получит краевое транспортное управление. Здесь составят графики работ и перевозок, оценят экономический эффект, срок окупаемости вложенных затрат и т. д.
По оценке Андрея Гауза, коммерческого директора "Алтайречфлота", для клиента доставка грузов по реке оказывается на 15–20% дешевле, чем автотранспортом. Сейчас по реке возят только минерально-строительные материалы. В основном — из Камня-на-Оби. Их главный потребитель — дорожная и строительная отрасли.
Согласно аналитической записке транспортного управления, в Алтайском крае имеется потенциал для увеличения объемов перевозки по реке до 1 млн тонн грузов. Скорее всего, эти мощности займет главным образом именно "БГПК", — это предприятие изначально было заточено под водную транспортировку своей продукции. У него есть подходы к реке и специальное оборудование, которое может загружать груз на баржи. Сейчас же "БГПК" отправляет песок, щебень и гравий сотней грузовиков.
Николай Даскин,
начальник отдела дорожного хозяйства Главстроя:
Заводам железобетонных изделий или строительным компаниям в последнее время было удобнее договариваться с автоперевозчиками — дороги есть везде, и не нужно перегружаться. Но так было до натиска со стороны весового контроля, который значительно усилился в последнее время. Это должно стать стимулом для развития речного транспорта. То есть включили такой рычаг, который пусть не моментально, но постепенно даст эффект: и река заработает, и нагрузка на дороги станет значительно меньше.
Но для того чтобы река заработала, необходимо восстановление федерального финансирования администрации Обского бассейна внутренних водных путей. Предпосылки к этому есть: действует постановление правительства о том, что все судоходные реки нужно привести в соответствие с нормативами к 2018 году.
Участники соглашения надеются, что своими действиями дадут импульс к восстановлению грузового сообщения. Но продолжать работы и дальше своими силами будет очень сложно: чтобы сделать срок навигации максимально длинным, на одни только землечерпательные работы на Оби ежегодно нужно до 100 млн рублей.
Самое важное - в нашем Telegram-канале