Экономика

Алтайские дороги разгрузят за счет реанимации речных перевозок

Начиная с 2015 года объемы перевозок грузов по воде в Алтайском крае впервые с советских времен станут расти. Об этом договорились власть и бизнес, разработав и подписав весной первое в своем роде соглашение о сотрудничестве. И наибольшую выгоду от этого получат… автомобилисты.

Речной вокзал в Барнауле.
Речной вокзал в Барнауле.
Михаил Хаустов

Соглашение с администрацией края подписали речные перевозчики («Алтайречфлот», «Барнаульский речной флот» и «Бийский речной флот»), бизнес («Бийский гравийно-песчаный карьер» («БГПК»)) и администрация Обского бассейна внутренних водных путей — федеральная структура, которая должна следить за состоянием «речных дорог».

И состояние этих путей специалисты оценивают как неудовлетворительное. Дело в том, что верховья Оби не очень хорошо приспособлены для судоходства. Если в сторону Камня-на-Оби от Барнаула глубина достаточная, то в другую сторону река широкая и мелкая. Чтобы там могли ходить грузовые баржи и теплоходы, нужно постоянно углуб­лять дно и проводить другие путевые работы.

Дмитрий Коровин,
замначальника Главстроя:

Река — федеральная собственность, и полномочия по ее содержанию — федеральные. Но в последние годы финансирование нашего участка — ноль.

«В последние 20 лет дноуглубительные работы производились в минимально возможных объемах, а в 2014 году транзитные дноуглубительные работы впервые не проводились вовсе», — говорится в аналитической записке краевого транспортного управления.

Дмитрий Коровин,
замначальника Главстроя:

Четыре года руководство во все инстанции стучит, но пока дело не сдвигается. В этом году впервые пошли другим путем — вовлекли в этот процесс бизнес.

Речные пассажиро- и грузоперевозки.
Речные пассажиро- и грузоперевозки.
Михаил Хозяйкин
Получается, что недоработки федералов начали решать на местном уровне местная администрация и бизнес. Собранные ими вскладчину деньги пойдут на дноуглубительные и прочие работы на Катуни (от «БГПК» до устья), Бии (от порта до устья) и Оби (от начала до Барнаула).

Сейчас речники собирают информацию о том, что предстоит сделать, «БГПК» — сколько щебня, песка и гравия может отгрузить и в каком направлении их нужно отправить. К июню эти данные получит краевое транспортное управление. Здесь составят графики работ и перевозок, оценят экономический эффект, срок окупаемости вложенных затрат и т. д.

По оценке Андрея Гауза, коммерческого директора «Алтайречфлота», для клиента доставка грузов по реке оказывается на 15−20% дешевле, чем автотранспортом. Сейчас по реке возят только минерально-строительные материалы. В основном — из Камня-на-Оби. Их главный потребитель — дорожная и строительная отрасли.

Согласно аналитической записке транспортного управления, в Алтайском крае имеется потенциал для увеличения объемов перевозки по реке до 1 млн тонн грузов. Скорее всего, эти мощности займет главным образом именно «БГПК», — это предприятие изначально было заточено под водную транспортировку своей продукции. У него есть подходы к реке и специальное оборудование, которое может загружать груз на баржи. Сейчас же «БГПК» отправляет песок, щебень и гравий сотней грузовиков.

Николай Даскин,
начальник отдела дорожного хозяйства Главстроя:

Заводам железобетонных изделий или строительным компаниям в последнее время было удобнее договариваться с автоперевозчиками — дороги есть везде, и не нужно перегружаться. Но так было до натиска со стороны весового контроля, который значительно усилился в последнее время. Это должно стать стимулом для развития речного транспорта. То есть включили такой рычаг, который пусть не моментально, но постепенно даст эффект: и река заработает, и нагрузка на дороги станет значительно меньше.

Но для того чтобы река заработала, необходимо восстановление федерального финансирования администрации Обского бассейна внутренних водных путей. Предпосылки к этому есть: действует постановление правительства о том, что все судоходные реки нужно привести в соответствие с нормативами к 2018 году.

Участники соглашения надеются, что своими действиями дадут импульс к восстановлению грузового сообщения. Но продолжать работы и дальше своими силами будет очень сложно: чтобы сделать срок навигации максимально длинным, на одни только землечерпательные работы на Оби ежегодно нужно до 100 млн рублей.

Только самые важные новости сайта altapress.ru! Никакого спама. Подпишитесь!

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости партнеров
Загрузка...
Рассказать новость