Разница в буквах
В 2010 году Алтайский край произвел более 11% общероссийского объема макарон. И оказался на почетном втором месте, пропустив вперед только Челябинскую область, где имеется главное производство макаронного гиганта "Макфа". В отличие от своих уральских коллег, ориентированных на выпуск макарон категории А — "среднего плюс" и "премиум" классов, наши предприятия в основной своей массе производят более дешевую продукцию — категории В. По словам Сергея Николайчука, заместителя начальника Управления пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности Алтайского края, на Алтае уже сложилась традиция потребления такого вида продукции. У переработчиков свои объяснения.
"В основном в Алтайском крае выращивается пшеница мягких сортов, которая подходит для производства макарон категории В. Твердые сорта пшеницы, необходимые для макарон категории А, в нашем регионе имеют невысокую урожайность и выращиваются в основном в предгорных районах", — отмечает Алла Старовойтова, генеральный директор компании "Алейскзернопродукт".
Эксперты утверждают: алтайские макаронные предприятия хоть и наращивают объемы выпускаемой продукции, но все равно отстают от своих конкурентов из других регионов. Особенно ярко это проявляется в плане ассортимента и маркетинга. К примеру, уже упомянутая "Макфа" активно продвигает макаронные изделия под брэндом "Фантазия" с натуральными овощными добавками. Компания "ИнфоЛинк", представляющая на российском рынке 12 мировых брэндов, постоянно расширяет ассортимент и выпускает макароны даже в виде бабочек и грибочков. Также эти производители активно осваивают новые сегменты продукции — детские макароны и макаронные снеки. Из алтайских производителей инновациями может похвастаться только "Поспелихинская макаронная фабрика", выпускающая макароны под маркой Granmulino. В ее линейке есть продукция с различными вкусовыми добавками. Остальные работают по известным технологиям.
Идут на увеличение
На сегодняшний день в Алтайском крае действуют несколько крупных предприятий, специализирующихся на выпуске макарон, — "Мельник", "Алейскзернопродукт", "Алмак", а также "Поспелихинская макаронная фабрика" ("АЛТАН"). На их долю приходится 95,6% общего объема производства продукта в регионе. Оставшуюся часть рынка делят между собой крестьянское хозяйство "Роса" из Шипуновского района и "Бийский элеватор".
Самые грандиозные планы по освоению регионального рынка макарон имеются у "Мельника". Запустив в прошлом году четвертую по счету производственную линию, рубцовская компания завершила крупномасштабную программу модернизации и теперь готова к высочайшей конкуренции. "Моя задача на ближайшие два года — вывести предприятие на устойчивый показатель производства в объеме 50% макаронных изделий в Алтайском крае. А через пять лет занять 25–30% рынка Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Тем более что мощности позволяют это сделать. По итогам 2010 года мы произвели 43% всех макарон в нашем регионе", — говорит Александр Бедарев, генеральный директор компании "Мельник".
Остальные предприятия тоже не дремлют. Так, в текущем году "Поспелихинская макаронная фабрика" намерена запустить новое фасовочное оборудование, которое позволит задействовать все производственные мощности и выдавать до 120 тонн макаронных изделий в сутки. А это на треть больше, чем имеется сейчас. Объем производства фабрики в 2010 году превысил 25 тыс. тонн.
В планы "Алейскзернопродукта" входит запуск новой линии по производству макарон. Сейчас у компании их две: одна — в Алтайском крае, другая — в Амурской области. "Мы задумываемся о приобретении новой линии. Она нам необходима исключительно для увеличения ассортимента выпускаемых макарон, так как покупатель становится все более требовательным", — раскрывает секреты Алла Старовойтова.
У мелких производителей Алтайского края планов по увеличению производства макарон пока нет. "Зачем расширяться, когда на рынке и без того тесно", — считает Юрий Юрченко, генеральный директор крестьянского хозяйства "Роса".
По всей Сибири
О перенасыщенности регионального рынка макарон говорят все его участники. Чтобы не создавать проблему перепроизводства, алтайские производители активно вывозят свою продукцию за пределы края. По данным управления пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности, наши макароны поступают в 30 регионов России. В силу географического расположения для алтайских производителей наиболее перспективными являются рынки Сибири и Дальнего Востока.
"За первые две недели 2011 года железнодорожные перевозки подорожали на 30%. Не только для нас, но и для всех производителей. Я думаю, таким компаниям, как "Макфа", со временем станет невыгодно доставлять свою продукцию в Сибирь и на Дальний Восток. А освободившуюся нишу займут алтайские компании, в том числе "Мельник", — считает Александр Бедарев.
Также алтайские производители макарон пытаются закрепиться на рынках других стран. Дело это непростое. Монголия, Казахстан и Киргизия, куда в небольших объемах поступает наша продукция, имеют свои традиции питания. К сожалению, в азиатском меню макароны встречаются не так часто.
Рынок в цифрах
- 117,8 тыс. тонн макаронных изделий было произведено в Алтайском крае в 2010 году.
- 11,8% общероссийского рынка макаронных изделий занимают алтайские производители.
- 38% общероссийского рынка макарон занимают производители Центрального федерального округа, на Уральский ФО приходится 24%, Сибирский ФО — 15%, Приволжский ФО — 12%, Южный ФО — 7%.
- 4 крупных предприятия выпускают более 90% всего объема макаронных изделий в Алтайском крае.
- 25 форматов короткорезаных и три вида длиннорезаных макарон выпускают в нашем регионе. Для сравнения: итальянские макаронные фабрики производят более 400 форматов макарон.
- 6 кг — такова годовая норма потребления макарон в России, в Италии она равна 26 кг, в Венесуэле — 12 кг, Тунисе — 11,7 кг.
Мнение экспертов
* * *
Компания "Макфа" является лидером в нашей стране по производству макарон. Продукция предприятия продается в каждом субъекте Федерации и в 20 странах мира. Елена Железова, PR-менеджер компании, рассказала "ВД" о планах "Макфы" в отношении рынков Сибири и Дальнего Востока.
Елена Железова,
PR-менеджер компании "Макфа":
Для нас Дальний Восток и Сибирь — это одно из направлений развития. Учитывая ежегодный рост объемов продаж в эти регионы, конечно, компания будет усиливать и свое присутствие, и конкурентное давление, и рекламную активность. Но федеральные компании, к которым относится "Макфа" не стремятся к лидерству в отдельных регионах. Такие предприятия определяют направление развития отрасли, задают стандарты, и пока местные производители подтягиваются к этому уровню федеральные компании уходят далеко вперед.
К примеру, у "Макфы" уже сейчас есть 14 итальянских линий производительностью 180 тыс. тонн (20% рынка всех макаронных изделий в России), которые позволяют выпускать макароны уникальных форматов. Среди них — обработанные паром макароны быстрого приготовления "Экспресс", детские фигурные макароны "Макфики", макароны крупных форматов для фаршировки, премиальная паста Grand di Pasta. Чем выше культура потребления макарон в регионе, тем требовательнее становится покупатель. Поэтому для федеральных компаний всегда найдется место на полке. Локальные же компании, как правило, успешно конкурируют на внутреннем рынке эконом-продукта, весовых макарон.
* * *
В 2011 году фирма "Формат", работающая при Алтайском государственном техническом университете, победила в конкурсе инновационных проектов "Новый Алтай". Специалисты фирмы разработали и организовали производство высокотехнологичных фильер для предприятий макаронной отрасли. О своем проекте "ВД" рассказал заместитель директора компании "Формат" Александр Кондров.
Александр Кондров,
заместитель директора компании "Формат":
Фильеры — дорогостоящие детали современного макаронного производства. Они обеспечивают размер и форму макаронных изделий и относятся к расходным материалам, имеющим срок службы от двух до шести месяцев. В России фильеры не выпускаются. По этой причине макаронные фабрики вынуждены постоянно закупать их за границей. На эти цели только алтайские производители тратят ежегодно порядка 12 млн. рублей.
Наш коллектив длительное время занимался ремонтом фильер. Сейчас мы сами создаем оборудование для их производства. Уже закуплены необходимые комплектующие. Но все упирается в деньги. Нам приходится работать в "рваном" режиме. Появляются средства — мы тут же начинаем заниматься своим проектом. К сожалению, в нашей стране только государство продвигает инновации. Бизнес в этом отношении очень прижимистый.
* * *
По данным японских аналитиков, ежегодно в России продается 2 млрд. упаковок лапши быстрого приготовления. При этом наша страна занимает девятое место в мире по объемам ее потребления. В Алтайском крае лишь компания "Грана" пыталась вывести на рынок лапшу быстрого приготовления. Однако, поработав какое-то время и получив убытки, проект прикрыла. Сейчас возможности производства подобной продукции рассматривает "Мельник". По словам генерального директора Александра Бедарева, направление это очень выгодно по причине того, что лапша имеет высокую добавочную стоимость.
Александр Бедарев,
генеральный директор фирмы "Мельник":
На сегодняшний день у российских потребителей уже сложились вкусовые пристрастия, которые сложно изменить. Известные марки лапши быстрого приготовления ассоциируются у населения с Кореей. Отсюда возникают мифы, что это самый вкусный и питательный продукт. Кроме того, с крупными компаниями сложно конкурировать. Они добились значительных высот в производстве как самой лапши, так и приправ к ней. Эти и другие факторы не позволяют пока алтайским предприятиям закрепиться на рынке со своей продукцией быстрого приготовления. Но наша компания все-таки рассматривает варианты подобного производства. Лапша быстрого приготовления, несмотря на свой небольшой размер, имеет очень высокую добавочную стоимость.
Самое важное - в нашем Telegram-канале