Как объяснил свое решение «Алтайвагон»?
«Алтайвагон» не видит реальных перспектив сотрудничества с одним из своих бывших партнеров «Уралвагонзаводом», говорится в официальном заявлении новоалтайского завода от 28 марта. Причин несколько.
Во-первых, поставки комплектующих тележки шли со срывами. Из-за этого «Алтайвагон» в 2017 году вынужден был на месяц остановить производство и не смог выполнить крупный контракт на поставку 3,5 тыс. вагонов с «Сибирской угольной энергетической компанией» (СУЭК).
Во-вторых, полиуретановые детали тележки ненадежные. Также нет системы их сервисного обслуживания. В «Алтайвагоне» говорят, что это подтверждают в Союзе операторов железнодорожного транспорта.
Из заявления «Алтайвагона»:
— Это приводит к существенным экономическим потерям операторов, отражается на стоимости груза для отправителей и получателей. И, в конечном итоге, все это ложится дополнительными накрутками на окончательную стоимость товара для непосредственных потребителей.
По мнению представителей алтайского завона, УВЗ не только не решал проблему, а «использовал ее для ведения нечестной конкурентной борьбы». На предприятии подчеркнули, что судебные разбирательства, в которые УВЗ втянул «Алтайвагон», лишь «отвлекают ресурсы на лишенные смысла действия».
Почему УВЗ считают любимым предприятием Путина?
«Уралвагонзавод» стали называть в прессе «любимым заводом» Владимира Путина после того, как зимой 2012 года рабочие предприятия заявили, что готовы на танках приехать в Москву и защитить Путина от «распоясавшейся оппозиции».
После этого начальник заводского цеха Игорь Холманских стал полпредом главы государства на Урале, пенсионер завода Валерий Якушев — депутатом Госдумы и сопредседателем регионального штаба ОНФ, а главный пиарщик завода Алексей Жарич сейчас работает в управлении общественных проектов администрации президента, пишет МК.

В чем суть конфликта партнеров-конкурентов?
В 2016 году после перехода в собственность «Ростеха», которым руководит соратник Путина Сергей Чемезов, УВЗ радикально пересмотрел правила работы с другими российскими вагоностроителями. Это особенно сильно коснулось «Алтайвагона», который купил в 2013 году у УВЗ лицензию на тележки (главный компонент вагонов) и с 2014 года выпускал на их базе инновационные вагоны.
10-летний контракт предполагал большую отсрочку платежей при отсутствии какой-либо ответственности «Алтайвагонзавода» за выпуск некачественной продукции, писал «Коммерсантъ». УВЗ намерен расторгнуть его и заключить на более выгодных для себя условиях — всего на год, с повышенными в десять раз роялти. Кроме того, в документе должно быть прописано, что контрагент обязан согласовывать с УВЗ все продажи, причем даже запчастей.
В ноябре 2017 года УВЗ подал иск в Арбитражный суд с требованием расторгнуть лицензионное соглашение с контрагентом. В обосновании говорится, что «Алтайвагон» нарушал технологию производства, из-за чего нельзя гарантировать безопасность перевозок. «Алтайвагон» в ответ подал в ФАС жалобу на нарушение антимонопольного законодательства.

Дмитрий Медведев,
генеральный директор «Алтайвагона» (в интервью Катуни24):
— Со сменой команды на «Уралвагонзаводе» произошли некоторые политические события, и его теперь необходимо всей страной спасать. У корпорации 300 млрд рублей долгов, их нужно обслуживать. Все это переносится на себестоимость, в том числе вагонов. Очевидно, спасать будут за счет налогоплательщиков — нас с вами. У «Алтайвагона», к радости, нет такой долговой нагрузки.
Что за тележка и почему вагон инновационный?
Инновационная тележка — главный компонент вагона. Грузоподъемность вагонов с такой тележкой увеличивается с 69 до 75−77 тонн. В результате инновационные вагоны перевозят на 7−10% больше груза, обслуживать их надо в два раза реже, а срок эксплуатации увеличивается с 22 до 32 лет. Кроме того, производители такого типа вагонов получают субсидии и скидки от государства.
С конца 2014 года «Алтайвагон» реализовал 6,7 тыс. полувагонов с инновационными тележками. Это составило треть от общего объема производства в 2014—2017 годах.
Все они были убыточными для «Алтайвагона» и, по сути, лишь «решали задачи загрузки производственных мощностей и занятости персонала в период кризиса», сообщили altapress.ru на заводе.

Как все это отразится на работе «Алтайвагона»?
Завод просто не будет выпускать инновационные вагоны, а сосредоточится на обычных. В 2018 году завод планирует выпустить 9 тыс. вагонов. Это максимально возможное количество при существующих мощностях. Около трети продукции пойдет на экспорт (прежде всего в Казахстан). По мнению руководства завода, ставка на экспорт минимизирует риски.
В 2017 году «Алтайвагон» произвел 6,9 тыс. вагонов. Хотя, по словам Медведева, мог изготовить более 8 тыс, если бы не конфликт с УВЗ.
Заместитель гендиректора «Алтайвагона» Станислав Золотарев рассказал «Коммерсанту», что предприятие к 2020 году планирует возобновить выпуск инновационных вагонов на другой тележке. В ее разработку вложат 300 млн рублей.
Сколько денег потерял «Алтайвагон»?
Экономический ущерб только подсчитывают. Однако в сертификацию инновационной продукции и модернизацию производства завод вложил 190 млн рублей.

Кроме того, за невыполненный контракт СУЭК потребовал выплатить 343 млн рублей неустойки и 428 млн рублей убытков. «Алтайвагон» будет, в свою очередь, взыскивать их с УВЗ.
Факт
«Алтайвагон» занимает в России долю в 12% на рынке грузовых железнодорожных вагонов, узлов, комплектующих и запасных частей к ним. По этому показателю он третий производитель в стране.